Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/2002

Архив

Откуда берутся неврозы?

На вопросы родителей отвечает врач-психоневролог,
профессор Александр Иванович ЗАХАРОВ.

– Может ли возникнуть невроз у ребенка, который живет в нормальной семье, где у всех нормальные взаимоотношения?

– Может, если ребенок очень чувствителен, раним, и все это идет у него, как говорят врачи, от конституции, темперамента, особенностей нервной системы. А если к этому обстоятельству добавляется воздействие какой-либо опасной психотравмирующей ситуации, то возможность возникновения невроза уже становится реальной.
Ведь бывают неожиданные, не зависящие от нашей воли жизненные коллизии, когда и достаточно крепкий ребенок может не выдержать чрезмерного гнета каких-либо переживаний и тревог. Скажем, у него внезапно умерла любимая бабушка, или в доме случился пожар, или квартиру ограбили. И он вдобавок оказался непосредственным свидетелем этих чрезвычайных событий. Действие подобных психотравмирующих обстоятельств может быть столь сильным, что вызовет срыв высшей нервной деятельности – невроз. От этого не застрахован ни один ребенок. Но здесь многое зависит от родителей – от того, как сами они реагируют на случившееся, могут ли вести себя достаточно мужественно, чтобы справиться с постигшими их несчастьями и не заражать ребенка беспокойством и тревогой, унылым настроением и неверием в себя. Ведь ребенок так надеется на помощь взрослых, их способность разрешить любые трудности, рано или поздно преодолеть их! Если же этого не происходит, если взрослые сами не видят выхода, подчеркивают безнадежность сложившейся ситуации, то и ребенок не находит в себе силы забыть происшедшее, переключиться, найти новый интерес к жизни.
Истинно нормальная семья – это та, в которой ребенка учат и самообладанию, и стойкости, и способности преодолевать трудности и переживать самые тяжелые жизненные драмы.

– Есть ли разница между страхами здорового и страхами больного ребенка? Где здесь грань?

– Разница есть. О некоторых детских страхах нельзя говорить как о неврозе, эти страхи являются эпизодическими и не мешают детям в их повседневной жизни. К примеру, большинство детей в шесть лет испытывают в какой-то мере страх смерти. Они начинают понимать, что их жизнь не вечна, что они тоже умрут, как и все люди. И это открытие хотя и озадачивает их, но не мешает им общаться со сверстниками, не меняет их настроения.
Другое дело, когда ребенок постоянно думает о смерти, без конца спрашивает родителей, умрут ли они, сколько будут жить. Если при этом ребенок начинает расстраиваться, плакать, бояться темноты или каких-нибудь чудовищ, то здесь приходится говорить о невротической реакции страха, подогретой собственными опасениями и тревогами родителей или постоянными болезнями, на которых они фиксируют свое внимание. При пессимистическом настрое семьи страхи ребенка нарастают как снежный ком и начинают захлестывать его, уничтожая активность и уверенность в себе.
Родители должны суметь разъяснить ребенку, который впервые задумался о смерти, что никто сейчас не собирается умирать, но в то же время действительно жизнь не вечна, и он молодец, раз все понял, и ему еще надо очень долго жить и расти. И если при этом переключить внимание ребенка на новые интересы и занятия, все сложности будут быстро преодолены.
Следовательно, о неврозе страха можно говорить, когда ребенок не может справиться со своими волнениями и тревогами, сосредоточен на них, если у него меняется поведение, он становится беспокойным, пытается искать, но безуспешно, различные способы оградить себя от страха. А если родители своей тревогой непроизвольно подкрепляют этот страх, создается неразрешимый внутренний конфликт: переживание страхов, желание от них избавиться и невозможность сделать это.

– Ребенок восьми лет очень быстро возбуждается в присутствии посторонних людей, становится неуправляемым; школьный дневник – весь красный от замечаний...

– Либо у него своевременно не выработались навыки общения: его чрезмерно опекали, он, например, часто болел, не посещал детский сад; либо у него есть признаки какой-то органической нервной ослабленности, вызванные тяжелым токсикозом матери во время беременности, травмой при родах, сотрясением мозга или мозговой инфекцией. Во втором случае дети вдобавок плохо переносят шум, быстро устают при большом скоплении людей и от утомления еще больше возбуждаются, становятся неуправляемыми, бестормозными. Такого ребенка нужно не столько воспитывать, сколько лечить, для начала покажите его специалисту.
Ребенок может и просто обладать чертами холерического темперамента: быть активным, подвижным и неугомонным. Но тогда он обычно хорошо контролирует себя, отзывается на замечания, там, где нужно, может убавить свою активность – в общем, не создает особых проблем для окружающих.
Может оказаться, что подвижного ребенка держат дома в условиях жестких ограничений, он не имеет права пошуметь, побегать, покричать. Нередко к этому добавляются и физические наказания за непослушание. Неудивительно, что такой ребенок «отводит душу» в школе.

Подготовила М. МАТВЕЕВА