Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/2002

Архив

Лев ХАХАЛИН,
доктор медицинских наук

«Дети Солнца»

Каждый из нас знает хотя бы одного человека, который необычно чувствителен к изменениям погоды. Для таких людей неважно, где они находятся – в помещении или на улице, в России или на Канарских островах, не имеет значения время года и суток. Их чувствительность не зависит от обстоятельств жизни, семейного и служебного положения, личного благополучия или благосостояния (как и при мигрени – родной сестры метеопатии). Многие века «серьезные ученые» отмахивались от метеопатов с их разнообразными жалобами и хворями. Но всерьез заняться этой проблемой все-таки пришлось, когда лет сорок назад по странному стечению обстоятельств к высшей власти в США, Франции и СССР почти одновременно пришли мужчины-метеопаты.

С тех пор медицинская наука накопила множество проверенных сведений о проявлениях метеопатии, но так и не выяснила причин, по которым метеопатия выбирает себе жертвы, не создала эффективных лекарств против этой болезни и не разобралась в ее механизмах. То есть так ничего и не дала больным, которые в развитых странах составляют 10–15% всего взрослого населения. А ведь это очень странно для современной медицины: такая распространенная болезнь, а не имеет ни толковой теории, ни эффективного лечения. Почему?

Скорее всего потому, что метеопатия – не одна болезнь, а множество похожих по своим симптомам заболеваний, а может быть – и вовсе не болезнь, а синдром (устойчивый комплекс отдельных симптомов), который проявляется при стечении нескольких обстоятельств и только у некоторых людей, которым генетически (по наследству) досталась особая чувствительность центральной нервной системы к активности Солнца, – детям Солнца, так сказать.

Понятие «солнечный ветер» внес в биофизику человека великий А.Л. Чижевский в начале 20-х гг. прошлого столетия. «Земное эхо солнечных бурь», как и предсказал ученый, приходится испытывать на себе людям, родившимся в годы низкой активности Солнца (1922, 1923, 1924, 1932, 1933, 1934, 1943, 1944, 1953, 1954, 1963, 1964, 1965, 1974, 1975, 1985, 1986, 1987, 1997, 1998, 1999 гг.), они особенно остро воспринимают возмущения, возникающие на нашем светиле. В периоды солнечных бурь у них почти в два раза увеличивается число несчастных случаев, острых заболеваний, обострений хронических болезней, внезапных смертей и повторяются ужасно утомительные головные боли. И уж конечно, метеопаты – самые точные предсказатели смены погоды.

К сожалению, даже за этот малый дар метеопатам приходится платить непомерную цену, но что ж поделаешь, это оборотная сторона медали, зато лицевая сторона – это дарования «детей Солнца». Неофициальная статистика указывает на то, что метеопаты гораздо чаще, чем «нормальные люди», одарены в художественном плане; очень часто выдающиеся артисты, композиторы, писатели, художники и проповедники – «тяжелые» метеопаты. Они, как тонкая, натянутая струна, реагируют на все колебания окружающего их грубого физического и неуловимого эмоционального мира. Вероятнее всего, эти способности обусловлены не метафизическими, а чисто материальными причинами, особенностями физики и химии их организмов. А главные особенности-характеристики физических и химических реакций в организмах людей, как неплохо установлено современной наукой, заключаются в особенностях биоритмов. Биоритм – это основа жизни нашего целостного организма.

Строгое определение звучит так: «Биоритмы – это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в живом организме». Нестрогое определение – «биологические часы».

Эти «часы» заводятся, и их работа поддерживается по меньшей мере четырьмя «пружинами»: условной датой рождения, периодичностью изменений физических показателей окружающего мира в месте рождения (колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли, вращением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца), генетически закрепленными в геноме ребенка пределами адаптации к изменениям ритма, а также навязанным ребенку ритмом жизни. И если первые две «пружины» – вне нашего влияния, то ритм жизни человека целиком определяется его окружением (чаще всего – работой, образом жизни и семьей).

Биологические ритмы делятся на высокочастотные (это ритм активности клеток тела, его продолжительность, в зависимости от типа клеток, от наносекунды до получаса), среднечастотные (продолжительностью до 1,5 часа – это ритмы смены нервно-психической и физической активности и покоя), околосуточные (это ритмы внутрисуточных нормальных колебаний основных параметров человека, которые использует медицина при оценке «нормальности» функции того или иного органа или системы). Также еще выделяют низкочастотные биологические ритмы. Самый длинный (долгий) – онтогенетический, общежизненный цикл. Все эти циклы протекают одновременно и одномоментно, накладываясь друг на друга, а интегральная результирующая биоциклов определяет то, что мы называем самочувствием.

Так вот, у метеопатов очень чувствительные, «сбивчивые» околосуточные и среднечастотные ритмы. Тысячи причин сбивают их биоритмы, а уж «солнечный ветер» – всегда.

Поначалу полученная учеными информация о биоритмах не имела серьезного прикладного значения. Но в середине шестидесятых, когда в лечебную практику с чрезвычайной осторожностью начали вводить гормональные и противоопухолевые препараты, обнаружилось, что их эффективность сильно зависит от времени попадания лекарства в организм. Выяснилось, что если принимать лекарство вразрез со временем его биоритмического максимума активности, то эффективность лекарства снижается до 50% (хронобиологические эффекты практически всех сильнодействующих лекарственных препаратов ныне четко и категорично отражаются в инструкциях по применению каждого из них). Сказанное в десятикратной степени относится к правилам приема лекарств при метеопатии, но в реальной лечебной практике очень часто игнорируется.

Новые науки – в том числе геномика, протеомика, биоинформатика – обязательно привнесут в наши знания о метеопатии нечто такое, что позволит наконец и «детям Солнца» иметь «свои» лекарства, а пока, к сожалению, лечение приступа при метеопатии – всегда симптоматическое: «от головы», «от сердца», «от давления», «от бессонницы», «от головокружения», «успокаивающие» – целая аптека. В какие-то дни облегчит состояние одно лекарство, в другие дни – другое. Некоторым помогает голодание, некоторым – обильное питье. При головной боли части больных неплохо помогают традиционный самомассаж биологически активных точек черепа и горячая ножная ванна, а при бессоннице и возбуждении – травяные чаи из мяты, мелиссы, корня валерианы. Но многие метеопаты со стажем постепенно сами разрабатывают для себя очень странные с точки зрения врача комплексы лекарств – и они им помогают, иногда на протяжении нескольких лет, иногда всего лишь в течение месяца-другого, но только очень немногим «детям Солнца» удается разработать для себя метод профилактического лечения приступа. Причина такого неуспеха профилактических мер очень часто заключается в том, что при определении «неблагоприятных дней» метеопаты ориентируются на данные средств массовой информации. И это – ошибка.

«Публикуемые прогнозы «благоприятных» и «неблагоприятных» дней – чисто астрологические предположения, не подкрепленные элементарным научным обоснованием. Они подтверждаются лишь на 12–16%, что практически не отличается от числа случайных совпадений, – считают сотрудники Центра прогнозов геомагнитной обстановки Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн Российской Академии наук (ИЗМИРАН). – Современная наука умеет прогнозировать не более половины всех вспышек на Солнце, причем не обязательно самых сильных. А ведь с каждой вспышкой на Солнце происходит выброс энергии колоссальной мощности, и микроструктуры частиц видимого и невидимого излучения со сверхзвуковой скоростью летят в космическое пространство. Этот «солнечный ветер» своей огромной силой прижимает, сплющивает защитное магнитное поле Земли с обращенной к Солнцу стороны. С противоположной, «ночной», стороны нашей планеты магнитное поле по закону аэродинамики вытягивается в длину вплоть до разрывов. Такова в общих чертах картина магнитной бури. Понятно, что степень воздействия на магнитное поле зависит от силы несущегося к Земле потока солнечного вещества, а та, естественно, – от мощности выбросов на самом светиле. Обычно скорость «солнечного ветра» составляет 200–300 км в секунду, а самая большая скорость, которую нам довелось наблюдать, достигала 1600 км в секунду.

Но даже такой фантастически скоростной поток доходит до Земли не ранее чем через двое-трое суток, в редких исключениях – за 36 часов. Вот этот краткий период в два-три дня и есть срок, на который можно реально спрогнозировать магнитную бурю на Земле и приступы метеопатии у предрасположенных к ней людей. Мы такой прогноз даем на основании абсолютно объективных данных, после того как увидим летящий к Земле поток солнечного вещества. И при этом все равно прогнозируем величину бури с поправкой на 15%, потому что скорость потока может быть ослаблена разными факторами. Что ж говорить о прогнозах на месяц или на год? Разумеется, это обман доверчивых людей. Центр прогнозов ИЗМИРАН бесплатно предлагает точные прогнозы средствам массовой информации, но те в большинстве своем не проявляют заинтересованности – не обнародуют их или, более того, вольно искажают, допуская, с научной точки зрения, нелепости. Прошлой осенью на одном телеканале дали информацию, что произошла сильная магнитная буря, поэтому в ближайшие дни больным и ослабленным людям желательно не выходить на улицу (почему?!), а в январе минувшего года сообщили о лунном затмении, которое «повлечет за собой небывалое ухудшение здоровья в течение целых 13 (?) дней». А на самом деле 9 января 2001 г., когда произошло лунное затмение, было на редкость спокойным в геомагнитном отношении днем».

Следовательно, метеопатам необходимо выверять сообщения о «неблагополучных» днях, если кто-либо из них практикует профилактическое лечение.

А вообще, основным врачом метеопата должен быть современный невропатолог, в распоряжении которого – широкий набор мощных «сосудистых» и обезболивающих препаратов.

Самое действенное и, видимо, верное средство, помогающее противостоять метеочувствительности, – тренировка биоритмов: физические упражнения и закаливание. Многократные и придирчивые исследования показали, что регулярные физические упражнения, особенно ходьба, легкий бег, плавание, прогулки на лыжах или на велосипеде, если они достаточно продолжительны, но отвечают возможностям человека, могут весьма эффективно нейтрализовать зависимость от неблагоприятных дней. Точно так же важны закаливающие процедуры – обтирание или обливание, активирующие биоритмы.