Сегодня различные средства массовой
информации публикуют множество цифр о здоровье
подрастающего поколения. Эти разрозненные
данные часто противоречивы и скорее привлекают
внимание к какой-либо политической идее, чем
реально отражают существующее положение.
Поэтому объективный обзор на эту тему, который
сделали сотрудники Научно-исследовательского
института социальной гигиены, экономики и
управления здравоохранением им. Н.А. Семашко в
Москве, представляет большой интерес.
Цифры не радуют
В последние десятилетия происходит
неуклонное снижение показателей здоровья
родившихся детей. Уже можно говорить о
сложившемся цикле: больной плод – больной
ребенок – больной подросток – больные родители.
Для этапа беременности характерной
особенностью стало стремительное нарастание
патологии, связанной с ухудшением условий и
образа жизни женщин: если, например, в 1985 г. анемию
имели 5,4% беременных, то в 1999 г. – уже 39,7%.
Несмотря на усилия
акушерско-гинекологической службы и практически
поголовный осмотр беременных врачом-терапевтом,
нарастает и заболеваемость поздними
токсикозами: 8,9% в 1985 г., 15,7% – в 1995 г. и 20,2% – в 1999 г.
Все это увеличивает число осложнений в процессе
родов. Более чем в два раза чаще встречается
родовая инфекция, но вместе с тем наряду с ростом
количества кесаревых сечений появилась и
положительная тенденция: в последние годы
значительно сократилось применение таких
травмирующих плод оперативных вмешательств, как
наложение щипцов и вакуум-экстракции.
Главная причина роста осложнений
беременности, родов и послеродового периода –
высокий уровень абортов, число которых в нашей
стране превышает все показатели в других
экономически развитых странах в 10–20 раз. На
каждые состоявшиеся роды в России приходится по
два аборта.
Закономерным следствием нарастания
патологии беременности и осложнений при родах
становится устойчивая отрицательная динамика
нормальных родов: если в 1990 г. 47,8% всех родов были
нормальными, то в 1999 г. процент нормальных родов
снизился до 31,1%.
Показатели младенческой смертности
в России в 2–3 раза превышают показатели других
экономически развитых стран. Ради
справедливости надо отметить, что младенческая
смертность значительно повысилась в середине 90-х
гг., затем усилиями медиков ее в последние два-три
года удалось снизить. Вместе с тем имеющаяся в
нашей стране структура младенческой смертности
свидетельствует о наличии весьма значительных
резервов на пути ее снижения, потому что
причинами ее часто бывают инфекционные и
паразитарные заболевания, уровни которых в 28 раз
(!) превышают реально достигнутые результаты,
например в Германии.
На этапе дошкольного и школьного
возраста состояние здоровья детей также не
радует: за последнее десятилетие в 1,5 раза
увеличилось число школьников с дефицитом веса:
частота хронических болезней возросла на 20%:
более чем у 25% школьников-подростков наблюдается
задержка полового созревания.
По сравнению с шестидесятыми годами
число абсолютно здоровых выпускников московских
школ снизилось с 36,5% до 2,3% в 2000 г. Среди школьников
возросло число нервно-психических нарушений и
заболеваний. Отягчающим обстоятельством в этом
плане стало то, что в образовательных
учреждениях нового типа – лицеях, гимназиях,
частных и прочих школах – углубление знаний
достигается за счет значительного, порой намного
превышающего психофизиологические способности
и возможности школьников уплотнения рабочей
программы. В таких учреждениях рабочий день
ученика, включающий школьные и домашние занятия,
увеличился до 10–12 часов в начальных и 15–16 часов
в старших классах. В результате в школах нового
типа здоровых учащихся насчитывается всего 2,3%, в
то время как в обычных школах – 10,1%. У подростков
из таких школ усталость проявляется в повышении
артериального давления, неврозоподобных
реакциях, нарушениях сна, гиподинамии.
По данным специальных исследований, до
70% школьников употребляют алкоголь, из них 10%
составляют группу риска по развитию алкоголизма,
до 30% школьников курят, до 6% время от времени
употребляют наркотики (заметим, что последняя
цифра резко отличается от приводимых в СМИ
данных о практически поголовном увлечении
школьников наркотиками).
Ухудшение показателей здоровья
школьников подтверждается составом призывников.
Число признанных негодными по состоянию
здоровья служить в Вооруженных Силах резко
возросло: если в 1987 г. их было 73 человека на тысячу
призывников, то в 1999 г. – 371.
Приведенные данные, несомненно,
серьезно беспокоят всех нас. К сожалению,
здоровый образ жизни не стал привлекательным в
стране не только для взрослых, но и для детей. В
нашей сегодняшней жизни на первые места вышли
такие приоритеты, как материальное благополучие,
профессиональная карьера, хорошее образование.
Но все это невозможно, если человек нездоров,
потому что ни образование, ни материальное
благополучие, достигнутые ценой потери здоровья,
не принесут в жизни пользы.
Не будем задаваться вопросом «кто
виноват?», да и на вопрос «что делать?» ответить
не так просто. Понятно, что для решения большей
части серьезных проблем нужны государственные
усилия. Понятно также, что они потребуют больших
материальных вложений. Но вот создание в
обществе атмосферы приоритета и даже
престижности здоровья вполне по силам уже
сегодня. Речь идет не только о пропаганде
физкультуры и спорта (хотя и это тоже важно: ведь
если в развитых странах физкультурой и спортом
занимаются 40–60% населения, то в России – всего
8–10%!). Надо, чтобы среди молодых людей стало
просто «немодным» быть хилым, не заниматься
спортом, курить. Все мы – и дети, и родители –
должны понять, что здоровый образ жизни – это
прежде всего постоянное стремление человека
быть здоровым.
Хорошо известно, что цифры «большой
статистики» могут разительно отличаться от
микроситуации в отдельно взятой школе или семье.
Сколько семей даже в самые неблагоприятные годы
и в не самых успешных регионах создают для своих
детей такой климат, что дети вырастают здоровыми
и образованными! Мы не раз писали о школах, где
благодаря продуманной системе их выпускники
оканчивают учебное заведение не только с
прекрасными знаниями, но и с хорошим здоровьем.
Так что во многом здоровье наших детей зависит от
каждого из нас.
Андрей ЛЕКМАНОВ, профессор |