Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №13/2002

Архив

К сожалению, в наши дни многие уже с детства страдают плоскостопием, то есть неправильным строением и функционированием основной «точки опоры», что приводит не только к болям в ногах, но и к заболеваниям позвоночника.

Укрепляем «точку опоры»

Стопа человека, как известно, по размеру очень небольшая, а вот нагрузки на нее огромные. Она, с одной стороны, принимает на себя вес всего тела и передает его на опору, а с другой – воспринимает толчки от опоры и амортизирует их. Если же человек переносит какие-то тяжести, давление на стопы увеличивается еще больше.
Специалисты утверждают, что здоровая стопа в состоянии «гасить» толчки от опоры более чем на 80%, защищая от них расположенные выше части тела, в том числе позвоночник.
К сожалению, в наши дни многие уже с детства страдают плоскостопием, то есть неправильным строением и функционированием основной «точки опоры», что приводит не только к болям в ногах, но и к заболеваниям позвоночника.
Мышцы стоп, как и другие мышцы тела, должны быть крепкими и эластичными, а для этого им необходимы особые упражнения. Профессор Академии физической культуры им. Лесгафта М.В. Девятова, крупный специалист в области профилактики и лечения болезней позвоночника, предлагает простые и эффективные упражнения для стоп, предупреждающие развитие у детей плоскостопия. Упражнения в основном направлены на работу коротких мышц стопы, то есть мышц, начинающихся и прикрепляющихся на стопе. Для того чтобы эти мышцы эффективно сокращались, они должны иметь прочную опору. Опорой для них являются кости предплюсны, главная из которых – пяточная кость. Если пятка прочно не фиксирована напряжением соответствующих мышц голени, она не может обеспечить хорошую опору для мышц стопы. И действительно, плоскостопие, как правило, сочетается с «вихляющей» пяткой, то есть с ее смещением внутрь или наружу. Через середину пятки в норме проходит ось конечности. При пятке, смещенной наружу, эта ось проходит через внутренний край пятки; при пятке, смещенной внутрь, – через наружный ее край. Плоская стопа со смещенной пяткой наружу называется вальгусной стопой; внутрь – варусной. Соответственно положению оси конечности стаптывается обувь. В норме каблук снашивается строго посередине, при вальгусной стопе – по внутреннему краю, при варусной – по наружному.
Обратите внимание, в каком состоянии обувь вашего ребенка: если есть причины для беспокойства, не откладывайте консультацию с врачом. Упражнения же для стоп никогда не будут лишними, с детьми их можно проводить в виде игры в течение всего дня по несколько минут.

Упражнения для профилактики плоскостопия

1. И.п. – правое колено на стуле, руки на спинке стула, левая нога свободно свисает.
Потряхивание левой ногой.
То же – правой.

2. Ходьба на месте.
И.п. – стоя, правая нога на носке, руки согнуты в локтях.
Левую ногу – вперед, правую – назад.
Смена положения ног.

3. И.п. – стоя, руки на поясе, левая нога на носке, правая – на пятке.
Смена положения ног.

4. «Ходьба по колючкам»
И.п. – стоя, руки на поясе.
Ходьба с поджатыми пальцами. Голову не опускать.

5. И.п. – стоя.
Чередование ходьбы на носках и пятках. Избегать жесткой постановки пятки, идти бесшумно.

6. И.п. – сидя на стуле.
Скользящим движением переместить правую стопу под стул, вернуться в и.п.
То же – левой ногой.

7. И.п. – то же.
Скользящим движением переместить правую ногу под стул тыльной стороной стопы, вернуться в и.п.
То же – левой ногой.

8. И.п. – то же.
Поочередный подъем правой и левой стопы.

9. И.п. – сидя на стуле, пятка правой ноги на носке левой стопы.
Пяткой оказывать сопротивление подъему стопы.
То же – левой ногой.

10. И.п. – сидя на стуле.
Правую стопу постепенно перемещать под стул. Из каждого нового положения поднимать носок до тех пор, пока движение не станет невозможным.
То же – левой ногой.

11. И.п. – сидя на стуле, левая стопа на наружном крае.
Давить на стопу.
То же – правой ногой.

12. И.п. – сидя на стуле, колени сомкнуты, стопы разведены.
Подъем наружных краев стоп, постепенно сближая стопы и увеличивая время напряжения мышц.

13. И.п. – сидя на стуле.
Давить большим пальцем правой стопы на опору, приподнимая мизинец и пятку. Колено не поднимать, фиксировать руками.
То же – левой ногой.

14. И.п. – сидя на стуле, колени слегка разведены, стопы сомкнуты.
Подъем внутренних краев стоп. Стопы не разъединять, колени фиксировать руками.

15. «Гусеница»
И.п. – сидя на стуле.
Сгибание и разгибание пальцев ног с продвижением стоп вперед.

16. «Прожорливая гусеница»
И.п. – сидя на стуле, перед правой стопой – салфетка.
Сгибая пальцы, переместить салфетку под стопу.
То же – левой ногой.

17. «Сытая гусеница»
И.п. – сидя на стуле, салфетка – под правой стопой.
Разогнув пальцы, переместить салфетку вперед из-под стопы.
То же – левой ногой.

18. И.п. – сидя на стуле, правая согнутая нога на весу, обхватить правое колено руками.
Между первым и вторым пальцами ноги зажать карандаш. Писать цифры и буквы.
То же – левой ногой.

19. «Черепаший ход»
И.п. – стоя.
Продвигаться вперед, поочередно сгибая и разгибая пальцы ног.

Подготовила В. МАКСИМОВА