К сожалению, в наши дни многие уже с
детства страдают плоскостопием, то есть
неправильным строением и функционированием
основной «точки опоры», что приводит не только к
болям в ногах, но и к заболеваниям позвоночника.
Укрепляем «точку опоры»
Стопа человека, как известно, по
размеру очень небольшая, а вот нагрузки на нее
огромные. Она, с одной стороны, принимает на себя
вес всего тела и передает его на опору, а с другой
– воспринимает толчки от опоры и амортизирует
их. Если же человек переносит какие-то тяжести,
давление на стопы увеличивается еще больше.
Специалисты утверждают, что здоровая стопа в
состоянии «гасить» толчки от опоры более чем на
80%, защищая от них расположенные выше части тела,
в том числе позвоночник.
К сожалению, в наши дни многие уже с детства
страдают плоскостопием, то есть неправильным
строением и функционированием основной «точки
опоры», что приводит не только к болям в ногах, но
и к заболеваниям позвоночника.
Мышцы стоп, как и другие мышцы тела, должны быть
крепкими и эластичными, а для этого им необходимы
особые упражнения. Профессор Академии
физической культуры им. Лесгафта М.В. Девятова,
крупный специалист в области профилактики и
лечения болезней позвоночника, предлагает
простые и эффективные упражнения для стоп,
предупреждающие развитие у детей плоскостопия.
Упражнения в основном направлены на работу
коротких мышц стопы, то есть мышц, начинающихся и
прикрепляющихся на стопе. Для того чтобы эти
мышцы эффективно сокращались, они должны иметь
прочную опору. Опорой для них являются кости
предплюсны, главная из которых – пяточная кость.
Если пятка прочно не фиксирована напряжением
соответствующих мышц голени, она не может
обеспечить хорошую опору для мышц стопы. И
действительно, плоскостопие, как правило,
сочетается с «вихляющей» пяткой, то есть с ее
смещением внутрь или наружу. Через середину
пятки в норме проходит ось конечности. При пятке,
смещенной наружу, эта ось проходит через
внутренний край пятки; при пятке, смещенной
внутрь, – через наружный ее край. Плоская стопа
со смещенной пяткой наружу называется вальгусной
стопой; внутрь – варусной.
Соответственно положению оси конечности
стаптывается обувь. В норме каблук снашивается
строго посередине, при вальгусной стопе – по
внутреннему краю, при варусной – по наружному.
Обратите внимание, в каком состоянии обувь
вашего ребенка: если есть причины для
беспокойства, не откладывайте консультацию с
врачом. Упражнения же для стоп никогда не будут
лишними, с детьми их можно проводить в виде игры в
течение всего дня по несколько минут.
Упражнения для профилактики
плоскостопия
1. И.п. – правое колено на стуле,
руки на спинке стула, левая нога свободно
свисает.
Потряхивание левой ногой.
То же – правой.
2. Ходьба на месте.
И.п. – стоя, правая нога на носке, руки согнуты в
локтях.
Левую ногу – вперед, правую – назад.
Смена положения ног.
3. И.п. – стоя, руки на поясе, левая
нога на носке, правая – на пятке.
Смена положения ног.
4. «Ходьба по колючкам»
И.п. – стоя, руки на поясе.
Ходьба с поджатыми пальцами. Голову не опускать.
5. И.п. – стоя.
Чередование ходьбы на носках и пятках. Избегать
жесткой постановки пятки, идти бесшумно.
6. И.п. – сидя на стуле.
Скользящим движением переместить правую стопу
под стул, вернуться в и.п.
То же – левой ногой.
7. И.п. – то же.
Скользящим движением переместить правую ногу
под стул тыльной стороной стопы, вернуться в и.п.
То же – левой ногой.
8. И.п. – то же.
Поочередный подъем правой и левой стопы.
9. И.п. – сидя на стуле, пятка правой
ноги на носке левой стопы.
Пяткой оказывать сопротивление подъему стопы.
То же – левой ногой.
10. И.п. – сидя на стуле.
Правую стопу постепенно перемещать под стул. Из
каждого нового положения поднимать носок до тех
пор, пока движение не станет невозможным.
То же – левой ногой.
11. И.п. – сидя на стуле, левая стопа
на наружном крае.
Давить на стопу.
То же – правой ногой.
12. И.п. – сидя на стуле, колени
сомкнуты, стопы разведены.
Подъем наружных краев стоп, постепенно сближая
стопы и увеличивая время напряжения мышц.
13. И.п. – сидя на стуле.
Давить большим пальцем правой стопы на опору,
приподнимая мизинец и пятку. Колено не поднимать,
фиксировать руками.
То же – левой ногой.
14. И.п. – сидя на стуле, колени
слегка разведены, стопы сомкнуты.
Подъем внутренних краев стоп. Стопы не
разъединять, колени фиксировать руками.
15. «Гусеница»
И.п. – сидя на стуле.
Сгибание и разгибание пальцев ног с продвижением
стоп вперед.
16. «Прожорливая гусеница»
И.п. – сидя на стуле, перед правой стопой –
салфетка.
Сгибая пальцы, переместить салфетку под стопу.
То же – левой ногой.
17. «Сытая гусеница»
И.п. – сидя на стуле, салфетка – под правой
стопой.
Разогнув пальцы, переместить салфетку вперед
из-под стопы.
То же – левой ногой.
18. И.п. – сидя на стуле, правая
согнутая нога на весу, обхватить правое колено
руками.
Между первым и вторым пальцами ноги зажать
карандаш. Писать цифры и буквы.
То же – левой ногой.
19. «Черепаший ход»
И.п. – стоя.
Продвигаться вперед, поочередно сгибая и
разгибая пальцы ног.
Подготовила В. МАКСИМОВА
|