«Соседский мальчик уже четко произносит «р», а
наш все еще говорит «лыба», – вдруг однажды
замечает мама и ведет ребенка к логопеду.
Когда малышу, чтобы правильно заговорить, нужна
помощь специалиста? Почему одни дети легко
перенимают взрослую речь, а другие чуть не до
свадьбы картавят? Об этом рассказывает сотрудник
Института коррекционной педагогики РАО,
кандидат педагогических наук В.А. КИСЕЛЕВА.
ПОРА ИДТИ К ЛОГОПЕДУ
«Лыба» говорить разрешается
До четырех с половиной–пяти лет
неправильное произнесение звуков совершенно
нормально для ребенка, считает Валентина
Алексеевна. Более того, он имеет полное право на
«коверканье» слов. Потому что до этого возраста
еще идет формирование звукового строя речи, и
ребенок как бы пробует разные варианты
звукопроизношения. Он может не так произносить
шипящие звуки, у него может не быть звука «р» или
твердого «л»... К четырем-пяти годам произношение
обычно самостоятельно выправляется, и помощь
логопеда большинству детей бывает не нужна.
На самом деле, неумение четко произносить
пресловутое р» или «ш» – не самая большая беда в
жизни. И логопеды иногда высказывают родителям
«крамольную» мысль: ну и пусть не выговаривает...
Если только вы не прочите своему малышу карьеру
политика или актера и «лыба» не вызвана
неврологическими проблемами. К тому же, чем
старше ребенок, тем сложнее исправить его
произношение, а после 14 лет это становится
практически невозможным. Так что если вы вовремя
не спохватились, теперь добиться совершенной
речи у подростка вам будет трудно.
Но иногда (и, к слову, в последнее время все чаще и
чаще) неумение правильно произносить звуки
бывает вызвано у ребенка именно
неврологическими проблемами. И вот тут уже
плохая дикция обернется трудностями при письме и
чтении. Если у вас именно этот случай, без помощи
логопеда вам не обойтись.
Не теряйте гласные!
Насторожиться и заподозрить, что с
речью ребенка не все в порядке, родители должны
при таких ошибках.
Малыш взаимозаменяет звуки.
Одно дело, если вместо слова «шапка» он говорит
«фапка» или как-то по-другому искажает слово, –
это лишь неумение выговаривать звук «ш». И совсем
другое, если он не только говорит «сапка» вместо
«шапка», но и «шобака» вместо «собака». Значит, он
не слышит, не различает звуки «с» и «ш», а потому
взаимозаменяет их.
Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому
не ждите, когда малыш подрастет, а даже если ему
два года и он только заговорил, ведите его к
логопеду.
Ребенок проглатывает слоги или,
наоборот, добавляет лишние.
И в два и даже в три года ему позволяется
коверкать слова почти до неузнаваемости, но и в
«авторской версии» слово должно состоять из
правильного количества слогов.
Та же «шапка» может быть «шака», «сапа», «пака»,
но не «шап» или «шапака».
Дети могут опускать или добавлять согласные, но
не гласные. Ведь гласные – это основа слова, та же
ритмика. И нарушение слоговой структуры –
сигнал, что ребенок не слышит ритма слова. Хотя
при нормальном развитии эта функция формируется
к двум–двум с половиной годам.
Ребенку больше трех с половиной
лет, но он говорит вяло, как бы прожевывая слова.
И в этом случае придется обращаться к логопеду за
специальными упражнениями.
Точно так же, как если он говорит в нос.
Такой «прононс» не всегда связан с разросшимися
аденоидами. Поставьте ложку или зеркальце к носу
ребенка, и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания
зеркальце может слегка запотеть, но если оно
запотеет сильно, значит, струя воздуха идет через
нос, а ведь наша речь предполагает ротовое
дыхание, кроме произношения звуков «м», «н».
Кто припас словарный запас?
Логопед не только «ставит» звуки, он
проверяет общее развитие ребенка, смотрит, какой
у малыша словарный запас, хорошая ли слуховая и
зрительная память... Умеет ли он грамотно строить
предложения, видоизменять слова, пользоваться
предлогами...
К шести годам ребенок должен знать все
многообразие посуды, а также мебели, одежды и
прочих бытовых предметов. К сожалению, сегодня
без малого первоклассник может впервые от
логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или
«сарафан». Хорошо, когда в семье есть бабушка,
которая и сказку почитает, и переключит боевик на
отечественный мультик. Но даже чрезмерно занятые
папа и мама могут выкроить минуты для разговора
со своим малышом. Просто в то время, когда вы
варите борщ, меняете колесо в машине, работаете
на компьютере, поясняйте ему, что вы делаете.
Если же новые слова запоминаются с трудом, если
ребенок не в состоянии выучить ни одного
стихотворения – это тоже повод обратиться к
логопеду.
Три года – возраст «почемучек». Но дети, которые
плохо запоминают, мало интересуются
происходящим вокруг них, редко задают вопросы и
обычно тут же забывают ответы.
Нелюбознательность ребенка – тревожный симптом.
Речевая патология тесно связана с
неврологическими проблемами, и плохая память
может быть вызвана неврологическими
заболеваниями, которые возникли из-за
осложненной маминой беременности или тяжелых
родов.
К пяти годам ребенок должен уметь правильно
согласовывать слова в роде и числе, а не позднее
шести лет – и в падеже. Он должен уметь
образовывать и видоизменять слова, составлять
предложения, правильно пользоваться предлогами
и не путать их.
Перед школой надо уже четко знать, где «право»,
где «лево», что такое «вчера» и что такое
«завтра». Незнание подобных вещей говорит о том,
что у ребенка нарушено зрительное и временное
восприятие.
Так что на самом деле всем детям перед школой
полезно посетить логопеда. Специалист посмотрит,
соответствует ли развитие вашего ребенка
возрасту, и подскажет, на что надо обратить
внимание и как вам с малышом в преддверии школы
заниматься.
Записала Елена БАБИЧЕВА
Игры, тренирующие речь
У кого ловкие, чуткие пальчики – у того
хорошо развитая речь.
Развить мелкую моторику помогут такие
игры:
Насыпьте в одну коробочку горох, в
другую – фасоль, поставьте их по разные стороны
от ребенка и предложите ему одновременно
складывать крупу в общую кастрюлю. К трем-четырем
годам у нормально развивающегося ребенка
действия должны быть скоординированными.
Спрячьте в кастрюлю с крупой
маленькую игрушку – пусть ребенок копается в
крупе, отыскивая машинку или пупсика и развивая
таким образом тактильные ощущения. А можно
игрушку положить в мешочек, чтобы малыш на ощупь
отгадал, что там мама спрятала.
Зрительную память тренируем так:
Нарисуйте ребенку картинку с массой
подробностей. Домик с окошками, в одном есть
занавеска, в другом – нет. Справа от дома – ели,
слева – яблони. Из трубы идет дым. В левом углу –
солнце, в правом – птицы... Пусть перерисует эту
картинку в точности. Не так важно, насколько
хорошо будет все нарисовано, важно, насколько
точно. Если малыш деревья поменял местами или не
увидел занавески – значит, он не замечает детали
и зрительное восприятие у него нарушено.
Теперь тренируем слуховую память:
Различает ли ваш ребенок бытовые
шумы? Попробуйте, сможет ли он не глядя, на слух
определить, что какой звук издает: работающий
миксер, закрывающаяся дверца холодильника,
спичка, чиркающая о коробок...
А чтобы ребенок соотносил себя в пространстве,
постоянно уточняйте у него: что сзади тебя, что
слева, что над тобой? А если развернуться в другую
сторону?
Не ждите молниеносных результатов.
Придется десятки раз проделать эти упражнения,
прежде чем речь улучшится. |
|