Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2002

Архив

В.СТРЕЛЬЦОВА

Продолжение. См. № 8, 9/2002

Сегодня мы поговорим об особенностях строения и развития детского позвоночника, о том, как уберечь его от непосильных нагрузок, чтобы сохранить здоровым на долгие годы.

Фото А. Перепонова

Как известно, процесс окостенения позвоночника у человека длительный – он заканчивается лишь к двадцати–двадцати двум годам. У детей количество хрящевых прослоек в позвоночнике значительно больше, чем у взрослых, и это преобладание хрящевой ткани над костной делает позвоночник ребенка очень гибким, но менее прочным. Именно поэтому так важно состояние мышц, которые поддерживают «ось тела», – даже для сохранения туловища в вертикальном положении дети тратят гораздо больше мышечных усилий, чем взрослые.

Детский позвоночник не только выполняет предназначенные ему природой обязанности, но и находится в постоянном росте и развитии, которые могут задерживаться чрезмерными нагрузками и неправильным питанием.

До тех пор пока идет рост позвоночника, основная нагрузка падает на мышцы. Чем лучше развиты мышцы, тем в лучших условиях находится детский позвоночник. К сожалению, наши дети сегодня отличаются не только плохим здоровьем, но и слабым физическим развитием. Медики констатируют, что среди патологий в подростковом и юношеском возрасте, корнями уходящих в детство, значительную долю занимают болезни опорно-двигательного аппарата.

В одном из своих интервью доктор медицинских наук, профессор А.Ситель, занимающийся проблемами позвоночника, сказал: «У человеческого позвоночника не случайно есть два физиологических изгиба вперед и два – назад. Благодаря такой спиралевидной форме он выдерживает нагрузку в восемнадцать раз большую, чем бетонный столб того же сечения. Но в силу многих причин в последние десятилетия почти у всей человеческой популяции нормальных изгибов нет: у 90–94% они сглажены, а у 6–10% – увеличены. Сглаженность – это и есть первая стадия остеохондроза. Происходит это отчасти потому, что до 90% детей рождается с разной длиной ног. Разница может быть и анатомическая, и функциональная...

Чтобы хранить равновесие тела, таз должен располагаться строго горизонтально. Если длина ног разнится хотя бы на пару миллиметров, в поясничном отделе со стороны более длинной ноги компенсаторно возникает дуга. Когда бокового наклона не хватает для восстановления равновесия, то возникает противоположная дуга в грудном отделе – развивается S-образный сколиоз. В дальнейшем от любой нагрузки на искривленный позвоночник в дисках появляются трещины. Когда диск разрушается на две трети, пульпозное ядро, находящееся в его центре, перемещается – так и возникают грыжи диска. Причем они нередко «молчащие», и их неожиданное проявление бывает катастрофическим для человека – возникает непереносимая боль, полностью теряется подвижность...»

Профессор Ситель считает: если длина ног у ребенка разная из-за физиологических нарушений – например, избыточного тонуса мышц, – для восстановления правильной формы позвоночника нужно эти мышцы расслаблять; если разница анатомическая, необходимо подкладывать стельку под ту ногу, которая короче. Если этого не предусмотреть, то у детей в 13–14 лет выскакивают межпозвонковые грыжи.

На основе многолетних клинических наблюдений профессор сделал вывод и о том, что скелетную мускулатуру современного человека нужно не «накачивать», а, наоборот, расслаблять – только тогда организм будет здоровым. Именно расслабление скелетных мышц, которые ответственны за все, в том числе и за наше эмоциональное состояние, позволяет снять напряженность, испытываемую человеком ежедневно. И здесь очень важно, какие нагрузки, какие физические упражнения выпадают на долю растущего позвоночника.

Существующая ныне система физической подготовки детей, по мнению специалистов, не выдерживает никакой критики; особенно это касается школьных уроков физкультуры. Нагрузки же на позвоночник ребенка в повседневной жизни резко возросли.

Не секрет, что наши дети почти постоянно находятся в сидячем положении: уроки в школе, факультативные занятия, трех-четырехчасовое приготовление домашних заданий, просиживание у телевизора и за компьютерными играми... А ведь относительно небольшой прирост мышечной массы, слабость мышц, невысокая их статическая выносливость и недостаточное развитие нервных двигательных центров не позволяют ребенку длительно выдерживать одну и ту же позу. Еще П.Ф. Лесгафт, известный анатом и врач, писал: «...бесчеловечно заставлять ребенка оставаться по целым часам в сидячем положении или ставить его в наказание в угол, запрещая прислоняться». Ученый говорил и о том, что в условиях школы, которые явно не соответствуют особенностям детского организма, задерживается рост и развитие детей: «...сжатие межпозвоночных дисков у школьников бывает настолько сильно, что часто общий рост класса весной оказывается меньше, чем осенью». От чрезмерных нагрузок страдает не только позвоночник, но и грудная клетка – ведь они составляют единый жесткий каркас. Многочасовое сидение за уроками, по мнению П.Ф. Лесгафта, может не только задерживать развитие грудной клетки, но и вызывать в ней преждевременные «старческие изменения». Интересно, что все это было сказано в конце XIX в., и к сожалению, по-прежнему актуально в начале двадцать первого... А вот что говорит наш современник, профессор Анатолий Ситель:

«Закодированное в человеке количество движений изначально не позволяет его телу пребывать в праздности. Если маленького ребенка посадить в девятиметровую комнату, в которой полноценно двигаться не так-то легко, он все равно в определенный момент начнет бегать от шкафа к шкафу. И в результате двигательную активность, которая нужна ему для развития, все равно наберет. А вот если переборщить с физической нагрузкой, детскому позвоночнику это пойдет во вред. Самая большая ошибка, когда малолетних детей отдают в спортивные секции, где упражнениями на все группы мышц из них куют «железных кибергов» и тем самым портят позвоночник. Ребенок должен заниматься своим делом – подвижными играми, прогулками, велосипедом, коньками, лыжами... Положенную ему двигательную нагрузку он всегда сам «организует», если только не лишать его детства...»

И еще один совет нашла я в интервью профессора: «...Сидит ребенок за столом, делает уроки. Родители, увидев склоненную над тетрадкой спину малыша, первым делом командуют: «Сядь прямо!» А уже через неделю бегут в магазин за специальным корректором осанки – выпрямителем, якобы гарантирующим ровную спину, а по моим наблюдениям – лишь портящим позвоночник. Ведь когда ребенок сидит в таком «выпрямителе», у него нет столь необходимого изгиба назад в грудном отделе. Пытаясь в этой вынужденной позе найти наиболее удобное для позвоночника положение, ребенок выгибает его дугой и может нажить сколиоз. Поэтому я не советую родителям покупать эти «корректоры осанки».

 

Гигиенисты отмечают, что и современная школьная мебель увеличивает нагрузку на мышцы, не давая нужной опоры телу ребенка. Традиционные школьные парты почему-то заменили обычными столами, значительно усиливающими утомление мышц. Особенно это ударило по старшеклассникам – именно они испытывают максимальные нагрузки на позвоночник.

Физически не развитые мышцы ребенка, в первую очередь мышцы спины, легко утомляются, достаточной поддержки позвоночнику нет, и ребенок непроизвольно сильно сутулится, опираясь грудной клеткой на живот, органы которого поддерживаются тазом и брюшной стенкой, – таким образом работа по удержанию тела распределяется на большее количество мышц. При плохом физическом развитии ребенка его мышцы делаются настолько слабыми, что он вынужден постоянно прислоняться к опоре, чтобы облегчить им работу. Возникает порочный круг: слабое физическое развитие ведет к нарушениям осанки, а они, в свою очередь, затрудняют работу внутренних органов, ухудшая и без того плохое здоровье и задерживая правильное развитие ребенка.

Современный образ жизни требует от человека мышц не только сильных, но и способных долгое время поддерживать статическое напряжение. Такую способность нужно развивать с детства, включая в ежедневные занятия физкультурой упражнения не только динамические, но в первую очередь статические, направленные на развитие выносливости мышц. На уроках физкультуры в школе учителя стремятся развивать у учеников ловкость и гибкость, хотя гибкость у школьников и так высока в силу их анатомических особенностей, а ученые говорят, что упражнения статического характера более разносторонне подготавливают детский организм к предстоящим ему в жизни нагрузкам.

 

По мнению специалистов, в последние годы само понятие «сильный человек» заметно исказилось. Увлечение модными восточными и западными методиками приводит к забвению традиций отечественного физического воспитания, давшего миру знаменитых русских богатырей. У нас всегда в почете были люди сильные, ловкие, выносливые, крепкие духом. Эти качества воспитывались с раннего детства. На Руси для детей разного возраста – и для мальчиков, и для девочек – существовали свои игры и забавы, были и совместные состязания в меткости, скорости и ловкости, соревновались ребята и со взрослыми – разумеется, проходило это в форме веселых игр.

К физическому труду детей и подростков наши прадеды приучали очень постепенно, часто меняя характер работы, избегая однообразия и монотонности. Да и «орудия труда» для юных мастеровых были изготовлены с учетом их возрастных возможностей.

Вы замечали: современные дети редко теперь играют в подвижные игры, особенно на открытом воздухе. А ведь именно такие игры оказывают самое благотворное влияние на развитие ребенка. Вместо подвижных игр – всяческие развлечения на компьютеризованных аттракционах, где ребенок чаще всего совершенно пассивен физически, а вот нервная система испытывает сильнейшие перегрузки. На «старомодных» качелях, каруселях, катальных горках тренировался вестибулярный аппарат, крепли мышцы, усиливалась работа сердечно-сосудистой системы, легких, улучшалось мозговое кровообращение растущего человека. А еще в таких забавах воспитывались ловкость, смелость, воля. Увлечение же детей компьютерными играми во много раз усиливает статическое напряжение их и без того утомленных мышц.

Интерьер наших квартир тоже не способствует физическому развитию ребят – редко у кого в доме увидишь спортивный уголок для ребенка или хотя бы импровизированный турник или гимнастическую стенку. И негде нашим младшеньким полазать, поподтягиваться, покувыркаться, чтобы разгрузить уставший позвоночник, «поиграть мышцами»...

А что мы видим во дворах? Устройство детских площадок очень часто явно не продумано, да и рассчитаны они в основном на совсем маленьких дошколят. Медики уже не один год говорят о явной травмоопасности горок для катания, возводимых на этих площадках. И вот в чем опасность.

Деревянный или металлический настил таких горок, как правило, резко обрывается у земли (зимой – у ледяной дорожки) или заканчивается над ней ступенькой. Чем резче переход или перепад, тем больше ударная волна на тело ребенка и больше напряжение мышц для амортизации. При скатывании с горок на дощечках, фанерках, в «тарелках» или мини-санках современной жесткой конструкции ударная волна значительно возрастает. Мышцы ног и поясницы не противодействуют толчкам и сотрясениям, и ударная волна приходится непосредственно на позвоночник. Сколько тяжелых травм случается именно на таких горках, хирургам хорошо известно...

 

Перенапряжение мышц позвоночника усиливает и ношение ребенком непосильного груза, которым в дошкольные годы может стать даже детское пальто, тяжесть которого приходится не на костные выступы, а на мышцы. Поэтому медики считают наиболее оптимальной одеждой для маленьких детей легкий или утепленный комбинезон.

А сколько уже сказано о неподъемных портфелях наших школяров! Но год от года груз этот все растет, коверкая и без того несовершенную детскую «ось тела». И медики вновь и вновь призывают родителей: покупайте ребятам только ранцы, причем старшеклассникам – тоже, ведь их позвоночники растут и развиваются особенно интенсивно. И помните: ранец обязательно должен быть с широкими ремнями, не пережимающими мышцы плечевого пояса. У нынешних старшеклассников в моду вошли рюкзаки – в них они носят школьные учебники, спортинвентарь, и просто ходят с ними в магазины. Такую моду врачи только приветствуют, чего не скажешь о сумках на длинном ремне через плечо: одностороннее ношение тяжестей вызывает боковое искривление позвоночника и перенапряжение мышц лопаток.

 

Большое значение медики придают обуви, в которой ходят наши дети: от ее качества зависит и здоровье ног, и состояние позвоночника. Обувь маленьких детей, по мнению специалистов, должна быть особенно мягкой и эластичной, а подошва настолько гибкой, чтобы, сгибая ее, можно было бы носком коснуться каблука. Кроме того, вся детская обувь должна быть немного свободной, поскольку детям крайне необходима возможность двигать пальцами. «В последние годы не только в спорте, но и в быту широко практикуются кроссовки с супинаторами, – пишет профессор Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта М.Девятова. – Увлечение кроссовками дошло до того, что они у детей и молодежи часто становятся и повседневной, и выходной, и домашней, и сменной обувью в школе. Естественно, супинаторы кроссовок заменяют мышцы стоп и приводят их к бездействию и ослаблению. Чем дольше ноги находятся в кроссовках, тем вернее путь к плоскостопию... Одного взгляда на обувь бывает достаточно, чтобы определить характер плоскостопия у детей. Однако только в тех случаях, когда у ребенка обувь новая, а не доставшаяся ему «по наследству» от старших детей. Детскую стопу можно сравнить с мягким воском, изменяющим форму от любого воздействия. В то время как новая обувь, особенно из мягкой хорошей кожи, принимает форму стопы ребенка, ношеная заставляет стопу приноравливаться к имеющейся форме, то есть не обувь приспосабливается к ноге, а, наоборот, стопа – к обуви. К сожалению, случается так, что новую, функционально хорошую обувь носит ребенок с дефектами стопы, и всем последующим «хозяевам» эта обувь передает его дефекты... Ребенок может носить с чужого плеча одежду, а вот обувь с чужой ноги – никогда!»

Говоря о профилактике плоскостопия, М.Девятова советует: «Очень полезно для ног хождение босиком, поскольку стопа – не только рессорное устройство, но и огромное рецепторное поле. Взаимодействуя с опорой, она передает тончайшую информацию от нервных окончаний, заложенных в коже, костях, суставах, связках и мышцах, в центральную нервную систему. Чем неровнее поверхность, тем сильнее воздействие на нервные окончания, и соответственно – напряжение мышц. Наибольшее воздействие – при хождении по гравию, камням, шишкам и тому подобному. Естественно, начинать следует не с гравия, а с земли, травы, песка. В зимнее время хождение босиком до какой-то степени может заменить топтание в тазу, наполненном водой, песком и камушками разного размера.

Постоянное нахождение в обуви приводит не только к слабости всех мышц стопы, но и лишает человека положительных эмоций от воздействия опоры на стопу, что немаловажно для снятия нервно-мышечного перенапряжения. При любой возможности желательно освобождать ноги от обуви, чтобы дать им «подышать».

 

Оказывается, состояние позвоночника теснейшим образом связано с питанием. И если учесть, что наши дети все больше вместо натуральных продуктов вынуждены питаться суррогатами, родителям стоит знать о негативных последствиях такого, с позволения сказать, питания.

Давно известно: полноценное, несбалансированное питание задерживает правильное развитие детского организма. Недостаток в пище белков в первую очередь сказывается на мышцах – они для мышечной системы главный строительный материал и «двигатель». Дефицит жиров и углеводов, важнейших источников энергии, также ухудшает работу мышц.

На работе мышц отрицательно сказывается недостаток витаминов. При дефиците витамина В1, например, мышцы неполноценно сокращаются, дефицит витамина В2 ведет к белковой недостаточности мышц, а витамина В12 – снижает синтез белков. Особенно негативно дефицит витаминов группы В действует на мышцы, длительное время находящиеся в состоянии перенапряжения. Нарушает белковый обмен в мышцах и недостаток витамина С: при его дефиците они долго не могут расслабиться после нагрузок, что дает еще большее перенапряжение; страдает и прочность сухожилий и связок. Отсутствие в пище нужного количества жирорастворимых витаминов А и Е нарушает окислительные процессы в мышцах, а дефицит витамина D ведет к рахиту. Крайне необходимы для здоровья всего организма и, естественно, позвоночника, минеральные соли и микроэлементы, особенно кальций, магний, железо и калий.

 

 

Конечно, невозможно в одной статье детально рассказать о всех отрицательных и положительных воздействиях на детский позвоночник. Но основное вы, наверное, уже поняли: чтобы избежать болезней, нужно с самого раннего детства обеспечить ребенку правильное физическое развитие, причем развитие гармоничное, охватывающее все группы мышц. Советуйтесь с врачами, спортивными специалистами, читайте популярную медицинскую литературу, выбирайте подходящие по возрасту комплексы физических упражнений и делайте ежедневную гимнастику вместе с детьми – одним словом, действуйте!