МНОГОЛИКАЯ ВЕГЕТОДИСТОНИЯ
Владислав БРАГИНСКИЙ,
кандидат медицинских наук,
заслуженный врач РФ
Вадиму
12 лет, он успешно учится в школе с углубленным
изучением английского языка. По мнению мамы,
Вадим – мальчик, с которым никогда не было
проблем ни в школе, ни дома... Год назад, после
двухнедельной языковой практики в Англии, он
стал жаловаться на утомляемость,
раздражительность и долгое засыпание. Время от
времени у него вдруг стала повышаться
температура (37,8–38,0 оС). При этом чувствует
слабость, головокружение, головную боль давящего
характера, иногда – озноб. Из-за недомогания
Вадим отказывается ходить в школу. Мама говорит:
«Последний год неделю учится – неделю болеет».
Мальчика консультировали у разных специалистов,
провели ему широкое обследование, но каких-либо
изменений во внутренних органах, которые бы
объяснили периодические подъемы температуры, не
нашли. Мама в замешательстве: дома у Вадика может
отмечаться подъем температуры, а через час на
приеме у врача она оказывается нормальной.
Невольно появляется мысль о симуляции или
нежелании учиться.
Поведение Вадика нельзя объяснить ленью или
сознательным манкированием своими
обязанностями. Врачи подобные состояния
называют психовегетативным синдромом или
термоневрозом. Имеется в виду нарушение
терморегуляции, которое проявляется
неустойчивостью температуры тела в течение дня
или ее подъемом при отсутствии признаков
соматического заболевания (воспаления,
изменения крови, мочи, повышения температуры
ночью...). Неудовлетворительная терморегуляция –
результат несовершенства вегетативных
механизмов, следствие вегетативной дисфункции.
К числу часто употребляемых
медицинских выражений относится термин
«вегето-сосудистая дистония». Он широко
используется врачами разных специальностей в
общей и детской практике, при тяжелых
невыраженных расстройствах. От частого
употребления всуе это выражение приобрело
обиходный и якобы понятный для всех смысл.
Что же в действительности скрывается за этим
названием?
Вегетативная нервная система относится к нижним
этажам нервной регуляции человека и призвана
обеспечивать жизнедеятельность организма,
руководить работой сердца, желудка, легких,
обеспечивать постоянные температуру тела,
кровяное давление, частоту пульса, поддерживать
оптимальный уровень обмена веществ, функции
эндокринных желез... Иначе говоря, осуществлять
эффективную адаптацию человека к изменчивым
внешним условиям.
При сбое в механизмах регуляции вегетативных
функций возникают разнообразные нарушения:
колебания кровяного давления, изменение ритма
сердечных сокращений, головные боли,
головокружение, ощущение нехватки воздуха,
потливость, тошнота, рвота, ухудшение аппетита,
запоры или поносы, нарушение сна и постоянства
температуры тела, изменчивость настроения, общая
слабость, утомляемость и пониженная
работоспособность. Говоря о расстройствах
регуляции, мы, врачи, подчеркиваем преходящий
характер возникшего недомогания. При нем в
сердце, желудке, легких нет болезненных
повреждений, страдает лишь деятельность этих
органов или систем.
У детей названные нарушения
встречаются отнюдь не реже, чем у взрослых: 45–60%
школьников обращаются к врачам с характерными
проявлениями вегетодистонии. Этому
способствуют, с одной стороны, высокая
чувствительность нервной системы ребенка, с
другой – множество внешних неблагоприятных
факторов: солидная учебная нагрузка,
недостаточная двигательная активность,
нездоровое увлечение телевизором или
компьютером, наконец, урбанизация и не всегда
хорошая экологическая ситуация. Большую
предрасположенность к появлению вегетативной
дисфункции имеют дети с плохой
наследственностью. Нам, врачам, известно, что
среди близких родственников таких пациентов
нередки недуги на нервной почве – язвенная
болезнь желудка, гипертоническая болезнь,
бронхиальная астма, атеросклероз.
Способствующими дистонии факторами являются
также различные вредности периода беременности
и родов, болезни и стрессы у матери, инфекции,
родовые травмы...
Наиболее
частым проявлением вегетодистонии у детей
являются головные боли. Они могут возникать
эпизодически и быть кратковременными, в иных
случаях головные боли появляются утром и носят
затяжной характер. Большей частью головные боли
провоцируются физическим перенапряжением,
пребыванием в душном помещении, изменением
погоды. Мучительные приступообразные головные
боли с рядом характерных признаков называются
мигренью. О них отдельный разговор.
Наряду с головными болями детей могут мучить
головокружения. Обычно после занятий в школе или
пребывания в душном помещении ребята чувствуют
усталость, вялость, невозможность усвоить
предлагаемый материал. Эти явления проходят
после отдыха или прогулки на свежем воздухе.
У невропатологов и кардиологов есть общие
пациенты – дети с сердечной патологией, о
которой говорят: «Все от нервов...» Дети (чаще
девочки 11–15 лет) жалуются на колющие, сжимающие,
ноющие боли в области сердца, которые
сопровождаются тревогой, страхом смерти,
мнительностью. Иногда неприятные ощущения со
стороны сердца сочетаются с одышкой,
потливостью, покраснением или бледностью лица,
ознобом.
У подростков, особенно с ускоренным, интенсивно
протекающим половым развитием, нередко бывает
повышенное кровяное давление. Это может быть
связано с физической работой или эмоциональным
напряжением, однако у некоторых ребят повышение
артериального давления становится постоянным.
Если явления вегетодистонии не устраняются, то
эти дети – потенциальные гипертоники, риск
развития гипертонической болезни у них
составляет 15–20%.
При пониженной функции определенных отделов
вегетативной нервной регуляции, быстром
истощении механизмов регуляции появляется
гипотония – невысокое кровяное давление. Ребята
жалуются на повышенную утомляемость, вялость,
невыносливость к нагрузкам, ощущение тяжести в
голове. При этом они нередко ощущают
головокружения, ломоту в теле, боли в суставах.
Дети отмечают, что ночной сон не освежает, по
утрам они не чувствуют себя бодрыми. В отдельных
случаях на фоне пониженного давления могут
возникнуть обморочные состояния, в частности при
резком изменении положения тела или если ребенок
голоден. При склонности к гипотонии следует
проявлять осторожность при приеме детьми
лекарств, особенно понижающих артериальное
давление.
Функциональные нарушения со стороны
желудочно-кишечного тракта характеризуются
тошнотой, неустойчивым стулом, болями в животе.
Аппетит у таких детей чаще всего понижен, но в
связи с медлительностью и невысокой активностью
эти ребята подчас прибавляют в весе. У каждого
второго пациента врачи находят дискинезию
желчевыводящих путей и кишечника – следствие
несовершенной вегетативной регуляции.
Как проявления вегетодистонии
расцениваются жалобы родителей на чрезмерную
потливость детей (чаще – ладоней, стоп или
головы). Могут наблюдаться покраснения,
сальность кожи или ее бледность и сухость.
Нередки кожные проявления аллергии – высыпания,
отечность, зуд.
В каком возрасте вегетативные функции наиболее
уязвимы?
Нарастание числа пациентов с вегетодистонией
происходит в переходном возрасте – в 11–15 лет. У
20–40% старших школьников отмечаются типичные
симптомы «вегетативной бури» и нередко –
проявления невроза: тики, недержание мочи,
заикание, страхи и другие. В лечении этих
нарушений требуются особые подходы.
Каждый читатель может
самостоятельно оценить состояние собственной
вегетатики. К примеру, по формуле (1–М/Р)х100,
где М – величина минимального кровяного
давления, Р – частота сердечных сокращений в
минуту, пульс. В норме полученный индекс должен
быть равен нулю. «Плюсовые» или «минусовые»
значения этого показателя свидетельствуют о
дисфункции.
Еще один способ. Надо разделить число сердечных
сокращений на число дыханий. У здоровых этот
показатель равен 2,8–4,9 в минуту. Отклонения в
любую сторону указывают на неэффективную
регуляцию деятельности сердечно-сосудистой и
дыхательной систем.
В какой помощи нуждаются дети с проявлениями
вегетативной дисфункции?
Прежде всего ребенка надо успокоить и убедить,
что его жалобы объясняются преходящим
нарушением, а не тяжелым заболеванием. Ребята
вполне могут лечиться в условиях поликлиники и,
как правило, не нуждаются в освобождении от
занятий в школе. Пребывание в безделье лишь
усиливает тревожные опасения и ненужное
самокопание, что само по себе не способствует
выздоровлению. Весьма полезны различные виды
психотерапии: обучение определенным способам
расслабления, правильного дыхания, освоение
формул самовнушения, гипноз. Не менее важно
научить ребенка разумно вести себя в разных
ситуациях, в том числе во время вегетативных
кризов. Это достигается путем тренировки, во
время сеансов так называемой поведенческой
терапии. Как только пациент осознает, что
способен самостоятельно ослабить болезненные
проявления, у него исчезает чувство фатальности,
трагичности происходящего. В ряде случаев не
обойтись без назначения лекарств. Их выбор,
дозировка, продолжительность лечения – в
компетенции врача.