Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №23/2001

Архив

УЧЕНЫЕ ВЕСТИ

В последние тридцать лет слово «аллергия» настолько вошло в наш повседневный язык, что недавно я услышал с экрана ТВ, как один выступающий сказал: «У меня аллергия на этого политика»...

ПЕРЕКРЕСТНАЯ АЛЛЕРГИЯ: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Аллергия стала болезнью второй половины ХХ в., с ней мы вошли и в третье тысячелетие. За несколько последних лет значительно возросла пищевая аллергия в детском возрасте: аллергические реакции на пищевые продукты у нас в России обнаруживаются у 20–30% детей в раннем возрасте и у 10–15% подростков и взрослых. При таком заболевании, как атопический дерматит, аллергией страдает половина больных, а с бронхиальной астмой – более 19%.

Медики связывают аллергические заболевания с патологией иммунной системы (считается, что возникает иммунное воспаление), в основе пищевой аллергии – реакция на чужеродные для организма белки.

Использование тонких методов молекулярной биологии позволило обнаружить среди белков растений и животных общие белковые участки, способные вызывать аллергическую реакцию. Оказалось, что части таких белковых молекул могут вызвать так называемые перекрестные реакции, то есть когда аллергическая реакция на какой-то определенный белок может быть вызвана и белками совершенно другого происхождения: например, если у ребенка есть аллергия на белок коровьего молока, такая же реакция может быть вызвана пыльцой луговых трав. Эти перекрестные аллергические реакции достаточно трудно идентифицируются, а болезнь в таких случаях с трудом поддается лечению.

В настоящее время среди аллергологов нет единого мнения, исключать ли перекрестно реагирующие продукты из питания ребенка, как выявить продукт, дающий перекрестные аллергические реакции, как проводить диетическую коррекцию. Именно для ответов на эти вопросы в Научном центре здоровья детей РАМН на базе городской детской клинической больницы Абакана было проведено большое комплексное исследование 239 детей от 6 месяцев до 15 лет, страдающих различными проявлениями пищевой аллергии и имеющих перекрестные аллергические реакции на пищевые, эпидермальные и пыльцевые аллергены.

Результаты исследования показали, что среди факторов, способствующих развитию перекрестных аллергических реакций у детей раннего возраста, на первом месте стоит наследственная предрасположенность к аллергии (78%), далее следуют ранний перевод на искусственное вскармливание и раннее введение прикорма. У детей старшего возраста доминирующее значение имели пыльцевая аллергия, нерациональное питание и курение родителей.

Отмечу, что если с наследственными факторами не поспоришь, нужно лишь внимательно следить за проявлениями у малыша первых признаков аллергии, чтобы сразу обратиться к специалисту и начать правильное лечение, то другие факторы риска вполне предотвратимы – особенно важно здесь продолжение грудного вскармливания, правильное питание и исключение курения: необходимо не просто прекратить курение в присутствии детей, но вообще не курить в помещении, где живут дети.

Среди симптомов перекрестных аллергических реакций на пищевые продукты на первом месте – кожная сыпь (68%) и зуд кожи (26%). Приступы бронхиальной астмы зарегистрированы у 37% наблюдаемых детей, аллергический насморк – у 19% детей. Реже встречались проявления желудочно-кишечных симптомов пищевой аллергии – боли в животе и запоры.

Среди пищевых аллергенов, участвующих в развитии перекрестных аллергических реакций, у детей раннего возраста преобладают белки коровьего молока (52%), говядина (38%) и куриные яйца (22%). У детей старшего возраста на первом месте – чувствительность к овощам и фруктам: томаты (67%), огурцы (35%), картофель (33%), свекла (31%), киви (28%), морковь (27%), яблоки (24%), бананы (21%) и груши (14%).

Для диагностики перекрестных пищевых аллергических реакций эффективными методами являются не только тщательное исследование симптомов аллергических реакций и иммунологическое обследование, но и проведение так называемых провокационных проб (тестов) с использованием стандартных пищевых антигенов. Такие тесты должны проводиться только опытными специалистами!

Для того чтобы успешно лечить любые проявления пищевой аллергии, нужно точно установить продукты, вызывающие развитие аллергических реакций и способствующие перекрестному реагированию; только после этого назначается элиминационная диета и определяется ее длительность.

Удаление (элиминация) аллергена достигается с помощью особой диеты, исключающей из рациона ребенка непереносимые продукты. Это строго индивидуальный процесс: каждому больному подбирается только ему предназначенное меню.

Нужно сказать, что длительность подбора индивидуальной элиминационной диеты находится в прямой зависимости от количества пищевых аллергенов, вызывающих аллергию: чем их меньше, тем скорее можно заметить положительную динамику. Так, например, при аллергии на один продукт длительность подбора диеты – не более трех дней, на 2–5 пищевых аллергенов – 7–10 дней, а вот шесть и более – свыше двух недель.

Эффективность элиминационной диеты зависит от того, исключаются ли только так называемые причинно-значимые аллергены или исключаются и перекрестно-реагирующие вещества.

Сроки проведения элиминационной диеты у детей с высокой степенью чувствительности к аллергенам удлинялись до одного года и более, причем расширение диеты начинали с введения продуктов, обладающих перекрестно-реагирующими свойствами, а уж потом приступали к введению причинно-значимых аллергенов.

Пациентам с аллергией на пыльцу элиминационная диета назначается в период цветения и длится не более трех месяцев.

Есть пациенты, которым элиминация не приносит существенного облегчения, тогда им проводят специфическую иммунотерапию методом внутрикожного введения аллергенов – это снижает аллергию не только к причинно-значимым антигенам, но и к перекрестно-реагирующим веществам.

Андрей ЛЕКМАНОВ,
профессор