Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №17/2001

Архив

СТАРШЕНЬКИЕ И МЛАДШЕНЬКИЕ

Американские психологи считают,
что первенцев и младших в семье детей
надо воспитывать по-разному.
И вот почему.

Гормоны настраивают на успех

Первые дети способнее и достигают в жизни более высокого положения, чем дети, родившиеся вторыми и третьими. Конечно, из младших детей тоже выросло много преуспевающих мужчин и женщин, а среди первенцев есть люди, которые так в жизни ничего и не добились. Но все-таки статистика показывает, что первенцы занимают привилегированное положение.
В начале прошлого столетия английский психолог Хэвилок Эллис исследовал зависимость между очередностью появления ребенка на свет и его известностью во взрослой жизни. Он выбрал людей, которым в Британском биографическом словаре, изданном в 66 томах, отводится три или более страниц. Эллис не включил в свой список представителей аристократических семей, а также тех, кого он считал известными, но не прославленными. В списке было 975 мужчин и 55 женщин – и большая часть из них оказались первенцами.
Приблизительно в то же время американский психолог Дж.М. Кэттел проанализировал с этой точки зрения биографии 855 американских ученых. И обнаружил ту же картину: первенцев среди прославленных людей было больше.
За прошедший век было проведено бесчисленное количество других исследований, и все они подтверждали этот факт.
Сначала ученые объясняли это открытие тем, что первенцу достается больше времени и внимания родителей, и этот более благоприятный старт в интеллектуальном развитии дает преимущество на всю жизнь. Но позже ученые обнаружили, что ключом к превосходству первого ребенка является не его более длительное общение со взрослыми, а более богатый состав половых гормонов, которым он наделен от рождения. К такому выводу пришли психологи Стэнфордского университета Элеонора Мак-Коби и Кэрол Жаклин после шести лет исследований.
Они изучали состав гормонов в крови, взятой из пуповины 218 новорожденных, и обнаружили, что первенцы – и мальчики и девочки – имеют больше женских гормонов – прогестерона и эстрогена, чем младшие дети. А предполагается, что между количеством прогестерона у ребенка и последующим его умственным развитием есть прямая связь. Также исследователи увидели, что первенцы-мальчики имеют больше тестостерона – мужского гормона, чем младшие братья.
Завершающая стадия исследования еще впереди, но уже сегодня видна зависимость между содержанием и количеством половых гормонов у ребенка и его интеллектуальным развитием.
Группа ученых из Стэнфорда выявила и другие любопытные факты. Если между рождением первого сына и его младшего брата проходит несколько лет, уровень гормонов у младшего бывает почти таким же, как и у старшего. Это может послужить хорошим доводом за более длительный промежуток между рождением детей. Однако такая закономерность не относится к девочкам. Если первый ребенок мальчик, то родившаяся после него девочка, сколько бы лет ни прошло между датами их рождения, не имеет высокого уровня содержания гормонов, как ее старший брат. Когда техника выбора пола ребенка станет распространенной, родителям стоит учесть неблагоприятный прогноз для второго ребенка – девочки и рожать сначала дочку, а значительно позже – сына.

Дайте раскрыться младшим

Старший ребенок обычно умен, честолюбив и работоспособен. Он человек уживчивый, прекрасно ладит со своими коллегами, соседями и родней жены, но имеет склонность к упрямству. Он очень старается делать все как нужно. Как правило, он не агрессивен, но стоит вывести его из себя, и может произойти все что угодно, особенно если он уверен, что кто-то не прав. Один психиатр, который занимался историей США, обнаружил, что почти все войны, которые вели Соединенные Штаты, были начаты или спровоцированы, когда у власти находился президент, бывший старшим сыном в семье.
Старшему ребенку трудно проявлять свои привязанности: первенцы не умеют выставлять свои чувства напоказ. Им хочется показать свое расположение к людям, но они обычно не знают, как это сделать. Им труднее, чем большинству людей, заводить друзей. Хотя заводить друзей трудно всем мужчинам. Такой характер первенцев отчасти объясняется неопытностью их родителей. На первом ребенке родители еще учатся. Некоторые слишком много беспокоятся, слишком много нервничают. Держатся то слишком строго, то слишком снисходительно. Некоторые так долго не могут научиться понимать поведение младенца, что не знают, когда его нужно покормить, когда взять на руки, а когда сменить ему пеленки. В результате ребенок, взрослея, привыкает полагаться не на родителей, а на себя. Конечно, это способствует успеху в жизни. Но способствует ли это счастью – еще вопрос.
Мальчики, которые являются единственными детьми в семье, обладают теми же качествами, что и первенцы, но у них есть присущий только им недостаток: они часто бывают подвержены неврозам. В результате обследования 353 взрослых мужчин было установлено, что неврозами страдают в большей степени те, кто был единственным ребенком в семье. Это является результатом почти неизбежного соперничества между отцами и сыновьями. У единственного ребенка нет братьев и сестер, которые могли бы ослабить отрицательное воздействие, он находится в постоянном напряжении, особенно в юности, что оборачивается неврозами, когда он вырастает.
Младшие братья имеют иной склад характера. Они не столь уверены в себе. Старший брат – или в меньшей степени старшая сестра – всегда имеет преимущества перед ними, когда ставится им в пример. Учителя надеются, что младший брат будет достоин своего старшего, будет так же хорошо учиться, много работать и добьется больших успехов. На то же надеется и тренер. И родители. Но младший редко оправдывает эти надежды, которые подавляют и озлобляют его. Он убежден, что никогда не добьется таких успехов, как его старший брат. И это пророчество сбывается.
В младшем сыне надо уважать индивидуальность так же, как и в старшем. Надо поощрять его развивать свои собственные способности, а не заставлять быть копией старшего брата.
В той области, где старшему брату не удается блистать – в отношениях с людьми, – младший брат преуспевает. Он человек общительный, но редко бывает лидером. И людям, которые не представляют, какое действие на его «я» оказывают успехи старшего брата, трудно себе представить, что их друг, такой искренний, чуткий и отзывчивый, так неуверен в себе.
Женщина, которая хочет быть счастлива в замужестве, должна учитывать это. Если она стремится принадлежать к группе энергичных, инициативных людей, выбирая мужа, ей следует делать ставку на первенца. Возможно, он окажется замкнутым и сдержанным в постели, но, обладая высоким чувством долга, будет более верным спутником, чем тот мужчина, кто был младшим ребенком в семье.
Для единственного ребенка все это может быть нетипичным. Ему никогда не приходилось выполнять обязанности старшего брата, он склонен думать, что может иметь все, что захочет. В конце концов у него всегда было все, что он хотел. От жены он будет требовать внимания и преданности, ведь он привык пользоваться вниманием и преданностью своей мамы.
Если для женщины круг добрых друзей и спокойная жизнь важнее, чем материальное благополучие и власть, она будет счастлива в браке с мужчиной, который был среди младших детей в семье. Чистосердечная любовь и восхищение жены в конечном итоге притупят чувство неуверенности у младшенького. Но если жена начнет критиковать его и открыто завидовать успехам старшего брата, муж может уйти из семьи. Бывшим младшим детям всю жизнь нужна моральная поддержка.
Старшие братья обычно стоят на пути у своей младшей сестры даже больше, чем у младших братьев, конечно, сами не осознавая этого.
Девочка завидует старшему брату, что он пользуется всякими привилегиями только потому, что он мальчик. Он может вечером пойти с друзьями гулять, а ей говорят, что она еще маленькая. Если она возражает, что в ее годы брат уже гулял по вечерам, ей отвечают: «Он же мальчик!» И мать с отцом неумолимы. Раз за разом такие случаи убеждают сестренку, что у девочек меньше в жизни возможностей, чем у мальчиков. К тому же родители связывают свои надежды в основном со старшим сыном, родители любуются дочкой, но не поощряют ее к выдающимся школьным успехам. Она усваивает, что на первом месте – женственность, а уже потом какие-то достижения в науке или общественной жизни. К тому времени, когда она начинает работать, она смотрит на свою службу как на временное явление, на возможность чем-то заняться между школой и замужеством. Не удивительно, что она не продвигается по служебной лестнице.
А вот первая девочка от такой вредной заботливости не страдает. Родители возлагают больше надежд на первую дочь. Ее заставляют хорошо учиться. Родители обсуждают с ней ее будущую специальность. Она более способна, более уверена в себе и добивается больших успехов, независимо от того, что она выбирает – замужество или карьеру, или и то и другое.

М. МАТВЕЕВА
(по материалам зарубежной печати)