ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ:
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
Сегодня
среди детей-инвалидов большую часть составляют
больные детским церебральным параличом. Это
заболевание проявляется с первых дней жизни
задержкой и нарушениями двигательного, речевого
и нередко психического развития.
Распространенность детского
церебрального паралича составляет, по данным
различных исследователей, от 2,5 до 8,9 человека на
1000 детей. При этом в последние десятилетия таких
больных становится все больше. Хотя и есть
определенные успехи в лечении больных детским
церебральным параличом, однако состояние 10%
больных остается очень тяжелым как в
двигательном (выросшие дети не могут
передвигаться и обслуживать себя), так и в
психическом плане (нарушения психики и
интеллекта). Именно эти дети, которые
самостоятельно не передвигаются, не обслуживают
себя и оказываются необучаемыми, и составляют
самую тяжелую категорию инвалидов.
Пребывание ребенка-инвалида в семье создает
тяжелые моральные трудности для близких
родственников. Нередко это приводит к тому, что
мама отказывается от работы, семья разрушается.
Однако поместить больного ребенка в
специализированный интернат не всегда возможно
из-за отсутствия мест.
В Москве было проведено большое комплексное
исследование в специализированных
психоневрологических отделениях, где проходят
лечение и наблюдаются дети с детским
церебральным параличом. Под наблюдением
состояли 209 больных, причем 130 из них были
переведены в психоневрологическое отделение
прямо из родильных домов в возрасте от 5 до 16 дней.
Возраст самого старшего больного составил 22
года. 34 ребенка из 209 погибли от различных
заболеваний в возрасте от 17 дней до 13 лет.
Каковы же выводы проведенного
исследования?
Прежде всего авторы заключают, что причиной
церебрального паралича является кислородное
голодание плода. С помощью гистологических
исследований клеток мозга умерших больных
убедительно доказано, что именно недостаток
кислорода приводит к тяжелым нарушениям
структуры мозга.
Если первый вывод работы носит в основном
теоретический характер, то второй вывод
чрезвычайно важен в практическом плане. На
основании тщательных и многолетних наблюдений
авторы установили, что наибольшее значение для
формирования детского церебрального паралича
имеют первые два-три года жизни ребенка, особенно
первый год его жизни. Это связано с активным
возрастным развитием центральной нервной
системы детей.
Нашим читателям может показаться, что это
заключение тоже носит достаточно теоретический
характер. Однако именно из него следуют важнейшие
практические рекомендации, которые уже сегодня
позволяют предотвратить развитие тяжелого
течения детского церебрального паралича. Они
следующие:
1. Чтобы как можно раньше выявить
повреждения центральной нервной системы
ребенка, рожденного матерью, у которой
неблагоприятно протекали беременность и роды,
желательно показать его психоневрологу в первые
же дни и даже часы жизни.
2. Если у новорожденного есть симптомы
повреждения центральной нервной системы, надо
сразу же, до констатации диагноза
«перинатальная энцефалопатия», начинать
лечение.
3. Как только состояние новорожденного
с перинатальной энцефалопатией стабилизируется
и его можно перевозить, желательно перевести его
в специализированное психоневрологическое
отделение для новорожденных детей.
4. В психоневрологическом отделении
(или, если нет такого отделения, то в отделении
патологии новорожденных) ребенку необходимо
проводить комплексное лечение, включающее
медикаментозную терапию, массаж, лечебную
гимнастику, физиотерапию, по показаниям –
ортопедическое лечение.
5. После специализированного лечения в
психоневрологическом отделении для
новорожденных больных с перинатальной
энцефалопатией надо пройти не менее 4–5 курсов
стационарного лечения в течение первого года
жизни. Кроме того, такие больные должны
находиться под постоянным наблюдением невролога
и получать лечение дома в виде медикаментозной
терапии, постоянной лечебной физкультуры и
некоторых приемов массажа, которым мать ребенка
должны обучить в отделении.
6. Больные ДЦП должны находиться под
наблюдением специализированной
психоневрологической поликлиники в течение
всего периода детства до совершеннолетия. Им
рекомендуется не менее четырех раз в год
проводить курсы восстановительной терапии в
стационаре с включением всех вышеперечисленных
методов, а также методов, направленных на
стимулирование деятельности периферических
нервов (гидрокинезитерапия, микроволновая
резонансная терапия и другие), занятия с
логопедом, психологом, воспитателем.
7. В подростковом возрасте
рекомендуются занятия по трудотерапии, а также
занятия с психологом, который поможет больному
ребенку выбрать профессию.
За многолетнюю врачебную практику мне
много раз приходилось наблюдать, как родители,
детям которых еще в младенчестве был поставлен
диагноз перинатальной энцефалопатии и дан
малоперспективный прогноз, не опускали руки, а за
счет собственного многолетнего напряжения сил и
средств (прежде всего финансовых, потраченных на
сеансы массажа) добивались удивительных
результатов. Их дети, которым предрекали
глубокую инвалидность, не только оканчивали вузы
и техникумы, но и рожали им здоровых внуков.
Андрей ЛЕКМАНОВ,
профессор |