Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №9/2001

Архив

КАК ВЗРОСЛЕЮТ ДЕТИ

Владимир ТАТОЧЕНКО, профессор

Раннее детство

Как идет психическое развитие ребенка, родители могут узнать из таблиц «временных вех». Многие дети достигают тех или иных показателей раньше срока, это указывает на их хорошее развитие. Но если вы увидите запаздывание в развитии (более одного месяца на первом году и более 3–6 месяцев позже), надо обратиться к педиатру или невропатологу, чтобы они предприняли конкретные меры коррекции. После пяти лет современные дети успешно готовятся к школе: узнают буквы и цифры, заучивают короткие стихотворения, начинают обучаться музыке и иностранным языкам. Но наиболее важным элементом развития в этом возрасте является способность усваивать установки семьи (как позитивные, так и негативные) в вопросах этики и повседневного поведения. Основным стимулом для ребенка к усвоению позитивных установок является одобрение родителей. Поэтому так важно внимание родителей ко всем деталям поведения дошкольника.
В дошкольном возрасте возрастает и роль коллективного воспитания. В детском саду ребенок постигает правила взаимоотношений со сверстниками и поведения в коллективе, усваивает азы школьных дисциплин. В отличие от школы воспитание и обучение здесь проводится в «мягком режиме», с большим игровым элементом и в объемах, посильных для усвоения ребенком. Именно этим хороший детский сад отличается от подготовительных классов школы, где обеспечить эти элементы бывает сложно.

Отрочество

В процессе полового созревания подростка происходит совершенствование его нервной системы, постепенно подросток переходит от выполнения конкретных (эмпирико-дедуктивных) познавательных операций к более общим, формальным (гипотетико-дедуктивным), позволяющим создавать гипотезы и мысленно проигрывать ситуацию. Параллельно проходит становление моральных принципов, переход от подчинения ценностям и запретам общества к следованию собственным, действующим независимо или в дополнение к ним. Свойственную взрослым сонливость в середине дня, которая появляется и у подростков, часто принимают за признак лени.
Изменения, происходящие в организме подростка, связаны с перестройкой эндокринной системы, что чревато возникновением диспропорций и срывов, особенно если нагрузки на тот или иной орган чрезмерны. Так, при быстром росте костная система еще не имеет свойственной взрослым прочности, «юношеское сердце» как бы отстает от роста тела, «разрегулируется» кровяное давление. Перестройка иммунной системы может сопровождаться повышением восприимчивости к инфекциям, например к туберкулезу. Под воздействием половых гормонов усиливается деятельность сальных желез, их воспаление – юношеские угри, часто влияют на психику подростка. Все сказанное делает подростков если и не группой риска, то «группой повышенного внимания».
Психологические сложности возникают при сопоставлении себя со сверстниками, от чего зависит самооценка. Поскольку девочки созревают быстрее мальчиков, ребята одного возраста часто находятся на разных стадиях, что накладывает отпечаток на их взаимоотношения. Есть сложности и внутри каждого пола. Девочки с более поздним созреванием имеют более высокую самооценку, чем девочки с ранним и средним сроками полового развития. Напротив, если мальчики переживают более позднее развитие, их самооценка ухудшается, они испытывают чувство отторжения сверстниками.
Подростковый период – это возраст конфликтов с родителями, период избавления от опеки старших, самоидентификации, часто через протест, агрессивное поведение. Все это – психологическая защита в процессе усвоения ценностей семьи, социальной группы. Далеко не все ребята «отрицают родителей» или ведут себя агрессивно, особенно если родители с пониманием корригируют свое поведение.
Сохраняя привязанность к семье, подростки стремятся к дружбе, сперва с представителями того же пола, но смена друзей – обычное явление. Параллельно этому возникает потребность соответствовать в своей одежде, поведении, взглядах ценностям групп сверстников. В группе девушек обычно нет стремления стать единоличным лидером, группа скрепляется дружбой и служит полигоном для тренировки позитивных эмоций. У мальчиков нередко формируется группа с выраженным лидером, что ставит перед остальными проблему занятия определенного положения в ее иерархии. Принадлежность к группе снимает многие психологические проблемы, требующие индивидуального решения, группа удовлетворяет потребность в независимости от семьи и достижения значимых (для группы) результатов. Популярность в группе зависит от «лихости», рискованности поступка, и это способствует появлению девиантных форм поведения (курение, пьянство, наркомания, хулиганство, беспорядочный секс и т.д.). В конце подросткового периода зависимость от групп ослабевает.
Подросток поддается дурным влияниям, если он не ощущает позитивных ценностей семьи и школы, сталкивается с постоянными запретами, с отрицанием даже безобидных элементов молодежной культуры (мода, прическа, музыка, жаргон). Конечно, не надо во всем потакать подростку, но уважать его потребности в самоидентификации надо, параллельно переключая его внимание на успехи в позитивных видах деятельности – учебе, музыке (пусть попса), стихах, спорте или хобби.
Помощь подростку в решении его проблем должна заключаться в создании обстановки, в которой он смог бы воспринять как свои собственные моральные ценности семьи и общества, не отказываясь от того нового, что создает подростковая культура, и не подавляя в себе позитивных импульсов, необходимых для становления как индивидуума.
Усиливающееся половое влечение сильно влияет на психику подростка. Пуританская мораль предписывала аскетизм в решении проблем секса, осуждая мастурбацию, не говоря уж о половых сношениях. Современная педагогика, также не поощряя ранних половых связей, делает акцент на воспитании ответственного отношения к половой близости, на развитии человеческих, морально-этических ее аспектов. Подростки вступают в половые сношения теперь в среднем раньше, чем 20–30 лет назад, и это просто не оставляет альтернативы половому воспитанию, которое должно включать как сугубо гигиенические вопросы (контрацепцию, профилактику болезней, передаваемых половым путем), так и психологические аспекты (предупреждение множественных половых связей, воспитание позитивной составляющей взаимоотношения полов, здоровых межличностных отношений).
На развитие сексуальности подростка большое воспитательное воздействие оказывают проявления любви и уважения между родителями. Безусловно, на все вопросы подростка на эту тему родители должны давать ответы, лучше прямые, без уверток. Большинство подростков уже знает кое-что о сексе, родители должны взвешенно посвятить их в некоторые аспекты физических и главное – эмоциональных отношений партнеров. Трудно рекомендовать какой-то наилучший подход к половому воспитанию, желаемый результат можно получить разными путями. Но наихудший подход – это ханжески уклоняться от полового воспитания, оставляя подростка один на один с проблемой и толкая его на получение информации в подворотне.

Я надеюсь, что родители с пониманием отнесутся к проблемам подросткового возраста, ведь от того, насколько здоровыми и психологически устойчивыми мы их воспитаем, зависит будущее нашей страны.