Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №4/2001

Архив

HOMO SAPIENTISSIMUS –
ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЕЙШИЙ

Лишь на секунду представьте себе это омерзительное существо: физически слабое, почти беззубое, с коротким туловищем, с огромной шаровидной лысой головой, на двух нижних конечностях – по четыре пальца, на двух передних – по три. Это вовсе не герой очередной космической страшилки, мутант из инопланетной цивилизации. Таким рисуют нашего далекого потомка не фантазеры-школьники, а некоторые антропологи, отважно заглядывая в будущее человечества через сотни тысяч лет. Коллеги считают этих ученых романтиками, и вовсе не потому, что опасаются, как бы человечество самое себя не изничтожило. Причина скепсиса в другом: подавляющее большинство исследователей убеждены, даже через десятки миллионов лет наш внешний вид не изменится: эволюция человека давно завершилась.

В СОАВТОРАХ – ПИКАССО

Романтики от антропологии поступают следующим образом: вводят в компьютер параметры черепа наших далеких предков и выстраивают прогрессию. Выглядит она примерно так: объем мозга австралопитека (того самого, который жил 2 млн лет назад) – 700 куб. см, питекантропа (от 2 млн до 300–400 тысяч лет) – 1000, неандертальца (от 300 до 35 тысяч лет) – 1350, гомо сапиенса (то бишь современного человека) – 1400–1500 куб. см. Следовательно, серое вещество человека через тысячи лет займет емкость более 3 литров.

Примерно по такому же принципу они рассматривают другие органы человека, прогнозируя их существенные изменения. Например, зубы. Ведь чем тщательнее мы приготавливаем пищу, тем меньше нам приходится жевать. Современные технологии приготовления еды сделали наши челюсти чрезвычайно ленивыми. Романтики от антропологии подсчитали, что за последние 7 тысяч лет зубы уменьшились в среднем на 1% за каждое тысячелетие. Прежде всего эта тенденция касалась зубов мудрости (больших коренных), и, по предположениям ученых, недалек тот час, когда вместо тридцати двух человек обнаружит у себя во рту 28 зубов. А дальше, следуя той же логике, отпадет потребность в малых коренных зубах и латеральных резцах.

Как известно, от длинного хвоста предков у человека сохранилось только 4–5 полуредуцированных позвонков копчика. Иногда рождаются люди с тремя копчиковыми позвонками. Мечтатели убеждены: сей вариант подсказывает нам – у будущего человека копчик будет и дальше уменьшаться и в конце концов исчезнет полностью. По мнению тех же анатомов, наблюдающиеся сегодня редкие случаи прирастания к крестцу пятого поясничного позвонка указывают на интересную тенденцию. Тазовый пояс передвигается вперед по позвоночнику, который тоже обнаруживает явное стремление сделаться короче. Например, нужно ожидать, что у человека будущего первый позвонок войдет в состав черепа. Пойдет на убыль и число ребер, в результате чего грудная клетка гомо сапиентиссимуса существенно укоротится. Если и дальше слушать фантазеров, то получается: таз у этого чудища, весьма напоминающего модель Пикассо, будет находиться настолько близко к черепу, что лопатки лягут непосредственно на края подвздошных костей. Исчезнут за ненадобностью носовые кости. Человеку уже не придется выполнять работу, требующую большого физического напряжения, следовательно, коротким и слабым ручонкам этого невразумительного существа вполне хватит трех изящных и тонких пальчиков.

После таких прогнозов остается лишь радоваться, что «в эту пору прекрасную не доведется жить ни мне, ни тебе».

ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ТРЕХЛИТРОВАЯ БАНКА?

Выходит, на смену нам придет более совершенное человеческое существо – этакий homo sapientissimus, который будет отличаться от нас примерно так же, как современный человек не похож на ископаемых людей? В.М. Харитонов, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института антропологии МГУ, как и многие его коллеги, не верит в подобные перспективы. Он убежден: никакой значимой видовой эволюции человека в будущем ожидать не приходится. Все существенные изменения уже произошли с человеческой породой на протяжении последних 7–8 млн лет.

Располагая достаточно большим количеством ископаемого материала, изучая его, ученые смогли оценить глубину преобразований, произошедших от нашего предшественника к нам. Прежде всего большие изменения случились в локомоторном аппарате – той анатомии, которая обслуживает передвижение человеческого существа. В отличие от всех современных и ископаемых обезьян человек один передвигается и стоит, используя лишь две нижние конечности. Второе изменение связано с усовершенствованием руки. Ловкая лапа обезьяны в процессе собственной человеческой эволюции приобрела еще большую умелость – способность сочетать всевозможные разные варианты силы с очень точным движением. А как отличается наш голосовой аппарат от обезьяньего! Но самые существенные изменения произошли в головном мозге человека, который не похож на мозг давних собратьев не только величиной, но и строением.

Антропологи очень любят сравнивать неандертальца и кроманьонца. Череп второго зримо отличается от первого величиной мозгового отдела, у него значительно уменьшился лицевой отдел черепа, что связано с облегчением челюстного аппарата и зубов. Изменилась конфигурация глазниц, общие размеры черепа, на нижней челюсти появился подбородочный выступ, который понадобился для выполнения новой функции – речи. Зато кроманьонец и современный человек не похожи друг на друга лишь в той же степени, сколь разнятся представители двух современных рас. Все их отличия ограничиваются разной выраженностью надбровных дуг, изменением общей геометрии черепа – его свода, формы глазниц. Можно заметить некоторое изменение толщины костей. Но отличий в руке, в анатомическом комплексе, который обслуживает передвижение, нет никаких.

Теперь о нашем росте и весе. За миллионы лет человек заметно вымахал в длину. Например, у всеядных австралопитеков, живших примерно 3,5 млн лет тому назад на территории сегодняшней Эфиопии, рост чуть-чуть превышал метр, а вес, реконструированный учеными по костям, составлял примерно 19–20 кг. Питекантроп на фоне миниатюрных предшественников выглядел уже массивно – 1 м 40–50 см, 60–70 кг. Изменения объяснимы: трудовые операции, которые, как известно, и создали человека, потребовали от него силы, крупного корпуса, хорошей солидной биомеханики. Поздние европейские неандертальцы побольше современного человека: 1 м 70 см. Они были снабжены мощными костями, развитой мускулатурой, поэтому и вес их был за 80 кг. А современный человек настолько многолик, что перед учеными встает вопрос: какую группу сопоставлять с питекантропами, неандертальцами и австралопитеками? Европейцы будут повыше неандертальцев. Японцы – поменьше. Еще крошечней бушмены. Принято сравнивать представителей белой расы с нашими предшественниками. Из такого сопоставления делается вывод: и линейные размеры, и вес человека в эволюции увеличились.

А вот с момента появления человека нашего анатомического типа ни в одной части света, ни в одном географическом регионе, ни в одной современной популяции ученые не видят продолжения этих основных эволюционных тенденций. Возражения антропологов-романтиков сводятся к тому, что все-таки можно наблюдать некоторые так называемые анатомические утраты: ослабление массивности скелета, потерю каких-то его элементов и сращения, грациализацию челюстного аппарата: уменьшение размеров костей верхней и нижней челюсти, количества зубов, редукцию зубов мудрости и т.д. Это действительно так. Но эти признаки не связаны друг с другом, они встречаются в различных человеческих популяциях (но не во всех), причем частота их появления невелика. Замечено, что изменения носят цикличный характер: в какую-то эпоху они выражены достаточно сильно, потом наступает время биологического застоя, в следующем периоде они опять появляются и могут быть другой интенсивности. Выходит, опрометчиво говорить о тенденции.

Конечно, за 100 тысяч лет, с момента появления архаичного гомо сапиенса, то есть последнего вида человечьих, его биологическая конструкция не оставалась неизменной. Так сформировались расовые комплексы. Расселяясь по ойкумене, человек попадал в различные географические зоны и притирался к определенным природным условиям, что сказалось на возникновении тех или иных расовых особенностей и приспособительных вариантах телосложения. Например, массивный, с короткими ногами-руками эскимос или высокий, изящный, длинноногий африканец.

Понадобится ли нам для решения задач грядущего трехлитровая банка мозгов? Вряд ли. Хотя бы потому, что сегодня свой мозговой потенциал даже при самых сложных видах интеллектуальной работы современный человек использует не полностью: работает лишь незначительная часть серых клеточек. К чему же тогда дальнейшая эволюция мозга? Тем более что кропотливые взвешивания серого вещества великих творцов цивилизации доказывают: у современного человека нет прямой зависимости интеллекта от размеров мозга.

АНТРОПОЛОГИ ПРИЗЫВАЮТ МЕДИКОВ К ОСТОРОЖНОСТИ

Что же получается, ничто не помешает нам остаться такими, какими мы есть? Ученые говорят: мы почли бы это за счастливое светлое будущее, потому что нам есть чего опасаться – вмешательства самого человека в наследственную изменчивость, которая может послужить вариантом для отбора. И это, пожалуй, самый страшный виток эволюции.

Не так давно группа ученых из Франции подала такую идею: чего гадать по поводу человеческой эволюции, пора науке вторгнуться в это святая святых. Надо оставить человеку один мозг, а все остальные органы планомерно заменить на технические аналоги – приспособления, которые возьмут на себя труд выполнять те или иные физиологические функции. Таким способом французы предполагали вывести космическую расу человека – создать гибрид, который не будет жить на Земле, а предпочтет звезды, будет использовать в качестве источника питания лучистую энергию, способен выдержать экстремальные условия – высокие и низкие температуры, давление в тысячи атмосфер.

Сегодня молекулярные биологи, устанавливая набор генов, радуются, когда удается выявлять гены, ответственные за те или иные заболевания. Появляется возможность как-то выправлять мутации. Но у В.М. Харитонова есть опасения: «Мне кажется, нельзя особо шутить с геномом, который сложился в процессе сложнейшей биологической эволюции. Богатые связи в геноме призывают нас к осторожности, ведь один ген отвечает не только за серьезную болезнь, с которой борются медики, а за весь набор ДНК. Что уж нам так мешает в сложившейся структуре человека? Мне трудно себе представить, что мы будем делать с этим совершенным в биологическом отношении существом, которое благодаря достижениям генетики, может, придет на смену нам. Все-таки создать своими руками более интеллектуальный вид чревато непредсказуемыми последствиями. Человек по природе своей агрессивное существо. Современная антропология знает целые эпохи, когда жили в различных частях света люди разных видов. Судя по костному материалу, не всегда они мирно сосуществовали. Например, ученые предполагают, что была печальна судьба неандертальца, которого более интеллектуальный и подвижный кроманьонец оттеснил на окраины Евразии. А может, он его и истреблял?»

Итак, ученые нас призывают: надо беречь те достижения антропогенеза, которыми отмечена организация нашей с вами биологии. Люди плохо представляют себе последствия технического прогресса для здоровья человека. Палеонтологи наблюдают, как стремительно увеличивалась продолжительность жизни человека в антропогенезе. Австралопитек и питекантроп жили чуть больше 20 лет. Самые старые, но умершие своей смертью неандертальские особи – 40 лет. Геронтологи говорят: видовая продолжительность человека уже в ближайшие годы будет превышать 100 лет. Но пока что сегодня у мужчин-горожан она почти в два раза меньше.

Человеческую породу можно улучшить единственным способом – изменяя условия жизни будущего человека. Не передавать же ему, венцу природы, горькое наследство из озоновых дыр, загазованности в атмосфере, радиации и глобального потепления климата.

Светлана ЧЕЧИЛОВА