КТО ВЫДЕРЖИТ ШКОЛЬНЫЕ
НАГРУЗКИ?
Причин,
отрицательно воздействующих на здоровье детей,
бесчисленное множество. И низкая двигательная
активность, так как многие дети часами сидят у
телевизора, а ответственные ученики совсем не
имеют свободного времени, стараясь выучить все,
что задают им по всем предметам, и плохое питание
– недостаток мяса, молока, фруктов, необходимых
для растущего организма. В связи с этим частые
стрессы, которые не каждый хрупкий организм
выдержит. И в результате 65–90% школьников
страдают от гиподинамии, 30–50% выпускников
ограничены в выборе профессии, каждый третий
юноша непригоден к службе в армии. С 13-летнего
возраста дети начинают употреблять алкоголь,
наркотики и курить.
Специалисты Минздрава сравнили наши
показатели с показателями Польши и Германии: там
дети болеют в два раза реже.
Остановимся еще на одном
отрицательном факторе – несоответствии
школьных нагрузок возможностям детского
организма. Учебные нагрузки растут в
геометрической прогрессии. Едва ли не каждые 10
лет удваивается объем знаний, который приходится
усваивать учащимся. Рабочий день школьника
вместе с приготовлением домашнего задания
длится 10–12 часов, а у старшеклассников – по 14–15.
Какое здоровье нужно иметь, чтобы выдержать эти
нагрузки! Творчески мозг может работать лишь 5–6
часов в сутки, а дальше происходит насилие над
человеческой природой. Не случайно среди
питомцев так называемых элитных школ патологии
выявляют вдвое чаще, чем в традиционных школах.
Родителям надо выбирать, что важнее – здоровье
ребенка или отличное знание английского языка.
Сегодня школа вправе сама определять
программу и соответственно выбирать учебники.
Растерянные родители, блуждая по пестрым полкам
книжных отделов, с удивлением обнаруживают, что
практически все учебники представлены в
нескольких вариантах: математику в пятом классе
можно изучать по четырем учебникам, физику в
девятом классе – по шести. Хорошо еще, что
учителя-предметники, прочитав массу учебников по
своему предмету (а это титанический труд!),
рекомендуют родителям наиболее удачный.
Недавно специальная комиссия,
состоящая из педагогов и медиков, провела
экспертизу школьных учебников. До 70% информации,
заложенной в них, было признано бесполезной:
после школы вряд ли эти знания понадобятся. Часто
тексты недоступны для учащихся. Возьмем, к
примеру, родную речь для второго класса. В
рассказе М.Горького «Случай с Евсейкой» много
таких слов, с которыми дети не знакомы, –
лангусты, актинии, креветки, рак-отшельник,
кларнет, утопленник, морской пузырь и т.д.
Предположим, учительница познакомила детей на
уроке с содержанием этих слов. Но разве может
ребенок, который только что научился читать,
запомнить столько новых слов? Ответственный
второклассник, читая дома рассказ, будет только
расстраиваться. Вот вам и нервный срыв.
Откроем учебник истории под редакцией
А.А. Данилова «История России. XIX век». В 10-м
параграфе – 15–17 фамилий. Смогут ли дети
запомнить их? Им ведь надо готовиться и к другим
предметам. Создается впечатление, что А.А.
Данилов хочет показать, как глубоко он изучил
этот материал. Но ведь учебник пишется для детей.
А как излагаются одни и те же факты в
разных учебниках? Возьмем, например, тему
«Национальное движение в Италии в первой
половине XIX века». В учебнике А.А. Кредера сказано,
что Сардинское королевство послало на Крымскую
войну 15 тысяч солдат, а В.О. Пунский и А.Я. Юдовская
утверждают, что в Крым был послан 18-тысячный
отряд. А.А. Кредер пишет, что Камило Бенсо Кавур
издавал газету «Воскресение», а у В.О. Пунского
Кавур был редактором газеты «Возрождение».
Следовательно, если нет единого мнения, сведения
можно и не помещать в учебник.
Я считаю, что школьный учебник должен
быть один, с текстом, который необходимо знать
учащемуся. Материал в учебнике должен излагаться
в доступной форме, тогда только у детей будут
стабильные прочные знания.
Долгое время врачи считали, что
«синдром хронической усталости» присущ только
взрослым. Но современные исследования показали:
им охвачены и дети.
Обилие фактов, насыщенность параграфа,
а иногда и сложность текста не дают хорошо
усвоить материал, это приводит к стрессовым
ситуациям. У ребенка пропадает интерес к знаниям,
он перестает любить школу, учителей, равнодушие и
апатия становятся спутниками его жизни. Не
случайно Министерство образования Республики
Татарстан обратилось к учителям, родителям,
гражданам республики. В обращении говорилось:
«...К сожалению, участились случаи трагической
гибели детей. Кто-то ушел из жизни, потому что
неокрепшая душа не выдержала удара судьбы, а
рядом не оказалось старшего друга, который смог
бы помочь... Дети и подростки, являясь наиболее
уязвимой группой населения, часто именно по
нашей вине сталкиваются с жестокостью, злом,
несправедливостью. Семья и школа – основная
среда обитания ребенка. Сама жизнь продиктовала
нам решение объявить 1999/2000 учебный год годом
школы и семьи. Мы призываем семью и учителя
объединить свои добрые усилия по становлению
личности ребенка...» Мы должны быть всегда рядом с
детьми, создать такую обстановку, чтобы школа
была источником радости, вдохновения, счастливых
детских улыбок. А этому будут способствовать
знания по каждому предмету, стабильные прочные
знания, которые ребенок сможет получить на уроке
и из интересного, доступного ему учебника.
Ваша читательница
Мария Филипповна БОГДАНОВА
р.п. Уруссу, Татарстан |