ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
Татьяна ШИШОВА, психолог
Даже для самых подготовленных детей
первые месяцы в школе обычно бывают стрессом.
Дети становятся раздражительными, тревожными,
плачут по пустякам. И это понятно:
психологическая нагрузка в школе несравнима с
той, к какой ребенок привык в детском саду и уж
тем более в семье. В школе и народу гораздо больше
(особенно это заметно на переменах, когда ребята
из разных классов высыпают в коридор), и шумно, и
многое в новинку, и напряжение на уроках
безусловно сильнее. Кроме того, не надо забывать,
что в детском саду «подготовишки» были старшими
и соответственно ощущали свое превосходство над
всеми остальными. А в школе они оказываются в
самом низу возрастной лестницы, причем над ними
не два и не три «этажа», а целых десять! Это
подавляет. Ребенок теряется, чувствует себя
лилипутом в стране буйных, громогласных
великанов.
В результате первоклассники нередко
впадают в школе в состояние некоторой
прострации, заторможенности. Оно, это
состояние, служит им своеобразной
психологической защитой от непосильной
нагрузки. Дети могут забывать элементарные вещи,
«считать ворон», не отвечать даже на самые
простые вопросы учительницы. И если вовремя это
не преодолеть, защитная броня может стать почти
непробиваемой.
Однажды к нам на психокоррекционные
занятия привели десятилетнего школьника,
который был так сильно заторможен, что
производил впечатление интеллектуально
сниженного. Но на самом деле бедняге просто не
повезло в первом классе с учительницей! Олег был
очень впечатлительным и самолюбивым мальчиком, а
учительница, как на грех, попалась резкая,
требовательная. Она так его затюкала, что ребенок
стал медлительным, будто черепаха. Чем больше он
отставал от одноклассников, тем больше
негодовала учительница, и это наносило Олегу
очередную травму. Дошло до того, что мальчика
хотели перевести во вспомогательную школу!
Подобные случаи не единичны. Жалобы на
то, что ребенок дома соображает нормально, а на
контрольной способен целый час просидеть,
уставившись в пустой лист бумаги, психологам
доводится слышать достаточно часто.
Нелегко приходится и детям, по природе
флегматичным, вяловатым. Особенно если у
учительницы холерический темперамент. Медлительные
дети под напором активного взрослого
затормаживаются еще сильнее, а взрослому
кажется, что ребенок нарочно тянет с выполнением
задания, испытывая его терпение.
Избежать подобных трудностей можно,
хотя и непросто. Самое главное, чтобы в
начальных классах у ребенка была добрая и
главное, терпеливая учительница. Все остальное
приложится. В крайнем случае школу вы потом
поменяете.
Следите за собой. Ни в коем случае
нельзя создавать ажиотаж в начале учебы: ребенка
это травмирует. А то, сходив на собрание, где
педагоги стараются нагнать страху на родителей,
чтобы те относились к школе ответственно, мамы и
бабушки часто впадают в панику. А их нервозность
мгновенно передается детям.
«Вдруг я что-то забуду, не успею? Вдруг
у меня не получится?» – эти вопросы будут тогда
преследовать первоклашку круглыми сутками. Он
начнет вскакивать по ночам, боясь опоздать в
школу. И, разумеется, будет опаздывать, потому что
не выспится и утром не сможет быстро собраться.
Некоторые дети так волнуются, что не способны
съесть на завтрак ни кусочка. А при попытках их
накормить у бедняг подступает к горлу тошнота. От
голода же (и, главное, от страха!) у них начинает
кружиться голова, они плохо соображают и ляпают
ошибку за ошибкой. Таким образом боязнь неуспеха
оказывается вполне оправданной! Круг замыкается.
Поэтому остерегайтесь разговоров о
том, как сложно учиться в школе, не «гоните
волну», иначе она захлестнет с головой всю вашу
семью.
В первом классе встает ребром и
вопрос о бытовой самостоятельности ребенка. «Садовские»
дети вполне естественно оказываются здесь в
более выигрышном положении, чем дети «домашние».
Хотя «домашние» бывают лучше подготовлены по
разным предметам, но, попав в непривычную
обстановку, где очень много нужно делать самим,
они нередко теряются. Скажем, для ребенка,
посещавшего детский сад, переодевание перед
уроком физкультуры не составляет особого труда,
потому что он привык к этому и проделывает все
операции машинально. «Домашний» же мальчик или
«домашняя» девочка могут столкнуться с
множеством непредвиденных трудностей.
А значит, позаботьтесь о том, чтобы
одежда, которую ваш сын или дочь носят в школе,
была лишена пуговиц, завязок и прочего – всего
того, с чем им справляться трудновато. Пусть
надевают не рубашки, а водолазки, не брюки, а
спортивные шаровары на резинке. Да и ботинки
теперь можно купить без шнурков, на липучках.
Теперь о портфеле. Важно приучить
ребенка собирать его накануне. Причем не надо
настаивать, чтобы он с первых же дней учебы делал
это самостоятельно, потому что поначалу
большинство детей тратят на приготовления к
школе много времени. Но не берите на себя все
сборы. Родителям следует выступать лишь в
качестве помощников. Иначе сын или дочь окажутся
как бы ни при чем.
Очень важно сформировать у ребенка и
правильное отношение к урокам. Дети должны
усвоить, что учатся они не для вас, а для себя, и,
соответственно, уроки – это их личное дело.
Помогать им, разумеется, нужно, но так, чтобы
приготовление домашних заданий не
перекладывалось на ваши плечи. Иначе говоря, у
ребят должна создаваться иллюзия, будто они
свободны в своем выборе делать или не делать
уроки. Но именно иллюзия, поскольку отказ от
приготовления уроков должен сопрягаться с
отказом от развлечений, а это для детей совсем
непривлекательно.
Поясню на примере. Недавно ко мне
обратилась мать с жалобой на то, что ее
восьмилетний сын Федя безответственно относится
к школьным заданиям (жалоба весьма
распространенная в наше время).
– За уроки его усадить почти
невозможно! – жаловалась она. – Пока уговоришь,
полдня пройдет. А сядет – постоянно
отвлекается, норовит удрать. В тетради ошибка на
ошибке, хотя парень умный и если захочет, все
сделает в две минуты.
Здесь что ни слово, то ключ к разгадке.
Федя давно и прочно вбил себе в голову, что учится
он для мамы и все эти школьные глупости нужны
только взрослым. А у него есть дела поважнее. Куда
он «норовит удрать»? Уж наверное не к пылесосу
или к раковине, полной грязной посуды.
– Скажите, пожалуйста, а если к нему
должны прийти гости, Федя тоже тянет с уроками? –
спросила я.
– Да что вы! Он ведь прекрасно знает,
что я их не пущу, если у него уроки не сделаны, –
ответила мать и сама изумилась, впервые усмотрев
тут какую-то взаимосвязь.
Ну и конечно, детям нужно давать
возможность хорошенько отдохнуть после школы.
Логика, что чем быстрее они отмучаются,
приготовив уроки, тем для них же будет лучше (по
принципу «Сделал дело – гуляй смело»), в корне
порочна. Свое дело они сделали в школе и имеют
право на отдых. А малыши-первоклашки, для которых
учеба – дело новое, трудное и ответственное,
заслужили этот отдых вдвойне. |