Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №16/2000

Архив

О Б Ж

ТРАВМЫ МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ

Андрей ЛЕКМАНОВ, профессор

Цифры детского травматизма в Москве, а тем более по России в целом уже сами по себе способны нанести психологическую травму: ежегодно под колесами автомашин в столице погибает, образно говоря, два класса школьников, и 1200–1300 детей получают тяжелые повреждения, при этом двое из пяти сбитых автотранспортом становятся инвалидами. Каждый год в стране тонут три с половиной тысячи детей, причем большинство из них (63%) умели плавать. Дикий факт, но 10% из них утонули в домашних ваннах, а 7% – в лужах. Однако многие травмы можно предотвратить, если прогнозировать травмоопасную ситуацию.

 

 

 

Впечатляющий доклад по проблеме «Неотложные состояния у детей» сделал на 6-м Конгрессе педиатров России главный детский хирург Москвы профессор В.П. Немсадзе – он говорил о детском травматизме.

Профессор отметил устойчивый рост заболеваемости и инвалидности детского населения, напрямую связанный с состоянием современного общества: выраженная агрессивность и социальный негативизм значительной части населения, развитие технических видов спорта, отсутствие должного контроля за боевыми видами спорта, высокая травмоопасность больших городов, рост детской беспризорности и так далее.

Только в Москве 6,5 тыс. юных граждан ежегодно получают черепно-мозговые травмы разной степени тяжести. Изучение отдаленных последствий подобных травм позволило установить, что даже легкая черепно-мозговая травма в 33% случаев приводит к остаточным отклонениям, формирующим так называемый астено-невротический синдром с повышением внутричерепного давления, а это – хронические головные боли, раздражительность, снижение слуха и зрения.

В последние годы все больше становится случаев укуса собаками. Так, в 18 детских травматологических пунктах столицы ежегодно обращаются 9,5 тыс. укушенных детей. При этом наиболее тяжелые травмы наносят собаки агрессивных пород, которых завезли в Россию в последние годы, – ротвейлеры, питбультерьеры, стаффордширские терьеры. Бесконтрольное приобретение и, главное, непрофессиональное содержание подобных собак привело к тому, что животные часто нападают на своих хозяев и их детей (причем самого разного возраста!).

Рост детского травматизма, возрастание случаев множественной и сочетанной травмы, инвалидности в результате повреждений могут породить мнение о невозможности эффективного управления и сдерживания этого социального явления. Но совместная деятельность административных органов, учреждений здравоохранения и образования, сотрудников ГИБДД и социологических служб способны определить наиболее типичные ситуации, окружающие ребенка в современной жизни, для прогнозирования и предупреждения травматизма.

Так, в результате анализа работы детских хирургов, травматологов и ортопедов в течение нескольких лет, используя приемы статистического учета, системного анализа, педагогику и социальную психологию, специалисты определили примерно 150 типичных случаев, при которых ребенок получает повреждения.

Установлено, например, что дорожно-транспортную травму можно получить в 17 типичных ситуациях. Так, наиболее известное для всех правило: автобус обходить сзади, а трамвай – спереди – это провоцирующая ситуация, когда травма наиболее возможна. Переходить же дорогу нужно только после отъезда автотранспорта! Особую опасность представляет не двигающийся, а стоящий автобус!

Или еще пример получения травм. При качании на качелях ребенок может быть травмирован в четырех типичных случаях, при этом на первом месте стоит ситуация, когда упавший с качелей ребенок встает сразу после падения с высоты и получает удар раскачивающимися качелями (65% всех травм на качелях). Типичный исход здесь – черепно-мозговая травма. А ведь прогнозируя травмоопасную ситуацию, ее можно было и предотвратить.

Детский травматизм имеет ярко выраженную сезонность: пики его приходятся на январь, сентябрь и май. И это вполне объяснимо: в январе – зимние каникулы и возрастающая двигательная активность, в мае – выход на природу после длительного пребывания в четырех стенах, в сентябре – возвращение после летнего раздолья в город, в условия повышенной опасности: автомобильные потоки, лифты, лестницы...

Наиболее эффективным профилактическим средством против детского травматизма главный детский хирург столицы считает развитие у ребенка способности прогнозировать травмоопасные ситуации, выработку умения увидеть ловушку, в которую он может попасть и в мегаполисе, и в маленьком поселке. Методом проб и ошибок познать жизнь большого города, леса, гор, водоема и прочее невозможно и опасно. Ребенка нужно всему терпеливо учить.

Нельзя, например, категорически запрещать ребенку лазать на дерево, но он должен знать, что сук, на который он собирается опереться, может оказаться гнилым и тогда путешествие вверх обернется стремительным полетом вниз. Пусть мальчик участвует в гоночных заездах на велосипеде, но он должен знать, что травма может наступить не только при падении, но и в результате резкого поворота руля, рукоятка которого станет ранящим орудием и способна привести к повреждению внутренних органов и кровотечению.

Сегодня наука о «красном, желтом, зеленом», которую дети изучают в школах и дома, оказывается неспособной защитить ребенка в ежедневной войне с городским транспортом за жизненное пространство.

Напряженность автомобильной ситуации в России обогнала все прочие напряженности. Автомобили сегодня уже просто некуда ставить – они завоевывают тротуары, скверы, газоны дворов. Детские игровые площадки все чаще превращаются в безудержные скопления автомобилей. Непрерывными потоками несутся машины по магистралям городов и внутриквартальным проездам.

Правилам уличного движения в нашей школе учат вроде бы постоянно, но главным методологическим пособием при этом является не возможность реальной оценки опасности на дороге, а лишь сами Правила дорожного движения. Городская улица сегодня перегружена транспортом и людьми, она предлагает так много вариантов событий, что решение проблемы безопасности требует от ребенка творческих, а не механических реакций. Известный принцип «На красный свет – стой, на зеленый – иди» ничего, кроме побуждающей провокации, не несет, так как московские водители все чаще проносятся на запрещающий знак светофора. Здесь творчество ребенка-пешехода может проявляться в том, что он принимает решение не только на основании сигнала светофора, но и правильно оценив реальную дорожную ситуацию.

Несколько цифр для размышления: за девять лет войны в Афганистане погибли 15 тыс. наших соотечественников, а только за 1997 г. на дорогах России под колесами автомобилей погибли 36 тыс. человек, среди них – тысяча детей. За один мирный год! Настоящая «война на дорогах»!..

Приведенные цифры и примеры свидетельствуют: ребенок в условиях современного общества с момента рождения находится в окружении травмоопасных ситуаций. И чем младше ребенок, тем выше личная ответственность взрослых за предупреждение возможных повреждений его здоровья. Создание безопасных условий жизни – это прогнозирование взрослыми возрастающих способностей ребенка нанести себе травму (двигательная активность, изучение, в том числе и на вкус, химических и медикаментозных средств и т.д.).

Обучение детей основам безопасной жизнедеятельности в школе должно включать прежде всего развитие у ребенка способности анализировать складывающуюся вокруг него ситуацию, прогнозировать ее на шаг вперед.

Я познакомил вас с фрагментами доклада главного детского хирурга Москвы профессора В.П. Немсадзе. Сам я много лет проработал врачом в подмосковном пионерском лагере и еще в начале этой работы заметил, что абсолютное большинство травм у детей происходило в первые дни первой лагерной смены. Объяснялось это тем, что городские ребята после долгого учебного года, вырвавшись на природу, не были адаптированы к новым условиям: при играх, прогулках в лесу они легко получали различные травмы, иногда просто падая «на ровном месте».

И вот мы вместе с педагогами разработали целый ряд мероприятий, приучающих детей к жизни в лагере. В первые дни мы избегали каких-либо потенциально опасных физических нагрузок, соревнований, игры с детьми проводились только под наблюдением взрослых, а их характер был направлен на постепенное привыкание ребенка к новому окружению. Такие простые меры привели к тому, что в последние семь лет работы в этом лагере у нас не было ни одного случая травм, тогда как раньше в первую неделю их было предостаточно.

Так что, как видите, взрослые люди, находящиеся рядом с детьми, могут и должны многое сделать для предупреждения травматизма и исключения травмоопасных ситуаций, не дожидаясь каких-то государственных решений на этот счет.