О Б Ж
ТРАВМЫ
МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ
Андрей ЛЕКМАНОВ, профессор
Цифры детского
травматизма в Москве, а тем более по России в
целом уже сами по себе способны нанести
психологическую травму: ежегодно под колесами
автомашин в столице погибает, образно говоря, два
класса школьников, и 1200–1300 детей получают
тяжелые повреждения, при этом двое из пяти сбитых
автотранспортом становятся инвалидами. Каждый
год в стране тонут три с половиной тысячи детей,
причем большинство из них (63%) умели плавать.
Дикий факт, но 10% из них утонули в домашних ваннах,
а 7% – в лужах. Однако многие травмы можно
предотвратить, если прогнозировать
травмоопасную ситуацию.
Впечатляющий доклад
по проблеме «Неотложные состояния у детей»
сделал на 6-м Конгрессе педиатров России главный
детский хирург Москвы профессор В.П. Немсадзе –
он говорил о детском травматизме.
Профессор отметил
устойчивый рост заболеваемости и инвалидности
детского населения, напрямую связанный с
состоянием современного общества: выраженная
агрессивность и социальный негативизм
значительной части населения, развитие
технических видов спорта, отсутствие должного
контроля за боевыми видами спорта, высокая
травмоопасность больших городов, рост детской
беспризорности и так далее.
Только в Москве 6,5
тыс. юных граждан ежегодно получают
черепно-мозговые травмы разной степени тяжести.
Изучение отдаленных последствий подобных травм
позволило установить, что даже легкая
черепно-мозговая травма в 33% случаев приводит к
остаточным отклонениям, формирующим так
называемый астено-невротический синдром с
повышением внутричерепного давления, а это –
хронические головные боли, раздражительность,
снижение слуха и зрения.
В последние годы все
больше становится случаев укуса собаками. Так, в
18 детских травматологических пунктах столицы
ежегодно обращаются 9,5 тыс. укушенных детей. При
этом наиболее тяжелые травмы наносят собаки
агрессивных пород, которых завезли в Россию в
последние годы, – ротвейлеры, питбультерьеры,
стаффордширские терьеры. Бесконтрольное
приобретение и, главное, непрофессиональное
содержание подобных собак привело к тому, что
животные часто нападают на своих хозяев и их
детей (причем самого разного возраста!).
Рост детского
травматизма, возрастание случаев множественной
и сочетанной травмы, инвалидности в результате
повреждений могут породить мнение о
невозможности эффективного управления и
сдерживания этого социального явления. Но
совместная деятельность административных
органов, учреждений здравоохранения и
образования, сотрудников ГИБДД и
социологических служб способны определить
наиболее типичные ситуации, окружающие ребенка в
современной жизни, для прогнозирования и
предупреждения травматизма.
Так, в результате
анализа работы детских хирургов, травматологов и
ортопедов в течение нескольких лет, используя
приемы статистического учета, системного
анализа, педагогику и социальную психологию,
специалисты определили примерно 150 типичных
случаев, при которых ребенок получает
повреждения.
Установлено,
например, что дорожно-транспортную травму можно
получить в 17 типичных ситуациях. Так, наиболее
известное для всех правило: автобус обходить
сзади, а трамвай – спереди – это провоцирующая
ситуация, когда травма наиболее возможна.
Переходить же дорогу нужно только после
отъезда автотранспорта! Особую опасность
представляет не двигающийся, а стоящий автобус!
Или еще пример
получения травм. При качании на качелях ребенок
может быть травмирован в четырех типичных
случаях, при этом на первом месте стоит ситуация,
когда упавший с качелей ребенок встает сразу
после падения с высоты и получает удар
раскачивающимися качелями (65% всех травм на
качелях). Типичный исход здесь –
черепно-мозговая травма. А ведь прогнозируя
травмоопасную ситуацию, ее можно было и
предотвратить.
Детский травматизм
имеет ярко выраженную сезонность: пики его
приходятся на январь, сентябрь и май. И это вполне
объяснимо: в январе – зимние каникулы и
возрастающая двигательная активность, в мае –
выход на природу после длительного пребывания в
четырех стенах, в сентябре – возвращение после
летнего раздолья в город, в условия повышенной
опасности: автомобильные потоки, лифты,
лестницы...
Наиболее эффективным
профилактическим средством против детского
травматизма главный детский хирург столицы
считает развитие у ребенка способности
прогнозировать травмоопасные ситуации,
выработку умения увидеть ловушку, в которую он
может попасть и в мегаполисе, и в маленьком
поселке. Методом проб и ошибок познать жизнь
большого города, леса, гор, водоема и прочее
невозможно и опасно. Ребенка нужно всему
терпеливо учить.
Нельзя, например,
категорически запрещать ребенку лазать на
дерево, но он должен знать, что сук, на который он
собирается опереться, может оказаться гнилым и
тогда путешествие вверх обернется стремительным
полетом вниз. Пусть мальчик участвует в гоночных
заездах на велосипеде, но он должен знать, что
травма может наступить не только при падении, но
и в результате резкого поворота руля, рукоятка
которого станет ранящим орудием и способна
привести к повреждению внутренних органов и
кровотечению.
Сегодня наука о
«красном, желтом, зеленом», которую дети изучают
в школах и дома, оказывается неспособной
защитить ребенка в ежедневной войне с городским
транспортом за жизненное пространство.
Напряженность
автомобильной ситуации в России обогнала все
прочие напряженности. Автомобили сегодня уже
просто некуда ставить – они завоевывают
тротуары, скверы, газоны дворов. Детские игровые
площадки все чаще превращаются в безудержные
скопления автомобилей. Непрерывными потоками
несутся машины по магистралям городов и
внутриквартальным проездам.
Правилам уличного
движения в нашей школе учат вроде бы постоянно,
но главным методологическим пособием при этом
является не возможность реальной оценки
опасности на дороге, а лишь сами Правила
дорожного движения. Городская улица сегодня
перегружена транспортом и людьми, она предлагает
так много вариантов событий, что решение
проблемы безопасности требует от ребенка
творческих, а не механических реакций. Известный
принцип «На красный свет – стой, на зеленый –
иди» ничего, кроме побуждающей провокации, не
несет, так как московские водители все чаще
проносятся на запрещающий знак светофора. Здесь
творчество ребенка-пешехода может проявляться в
том, что он принимает решение не только на
основании сигнала светофора, но и правильно
оценив реальную дорожную ситуацию.
Несколько цифр для
размышления: за девять лет войны в Афганистане
погибли 15 тыс. наших соотечественников, а только
за 1997 г. на дорогах России под колесами
автомобилей погибли 36 тыс. человек, среди них –
тысяча детей. За один мирный год! Настоящая
«война на дорогах»!..
Приведенные цифры и
примеры свидетельствуют: ребенок в условиях
современного общества с момента рождения
находится в окружении травмоопасных ситуаций. И
чем младше ребенок, тем выше личная
ответственность взрослых за предупреждение
возможных повреждений его здоровья. Создание безопасных
условий жизни – это прогнозирование взрослыми
возрастающих способностей ребенка нанести себе
травму (двигательная активность, изучение, в том
числе и на вкус, химических и медикаментозных
средств и т.д.).
Обучение детей
основам безопасной жизнедеятельности в школе
должно включать прежде всего развитие у
ребенка способности анализировать
складывающуюся вокруг него ситуацию,
прогнозировать ее на шаг вперед.
Я познакомил вас с
фрагментами доклада главного детского хирурга
Москвы профессора В.П. Немсадзе. Сам я много лет
проработал врачом в подмосковном пионерском
лагере и еще в начале этой работы заметил, что
абсолютное большинство травм у детей
происходило в первые дни первой лагерной смены.
Объяснялось это тем, что городские ребята после
долгого учебного года, вырвавшись на природу, не
были адаптированы к новым условиям: при играх,
прогулках в лесу они легко получали различные
травмы, иногда просто падая «на ровном месте».
И вот мы вместе с
педагогами разработали целый ряд мероприятий,
приучающих детей к жизни в лагере. В первые дни мы
избегали каких-либо потенциально опасных
физических нагрузок, соревнований, игры с детьми
проводились только под наблюдением взрослых, а
их характер был направлен на постепенное
привыкание ребенка к новому окружению. Такие
простые меры привели к тому, что в последние семь
лет работы в этом лагере у нас не было ни одного
случая травм, тогда как раньше в первую неделю их
было предостаточно.
Так что, как видите,
взрослые люди, находящиеся рядом с детьми, могут
и должны многое сделать для предупреждения
травматизма и исключения травмоопасных
ситуаций, не дожидаясь каких-то государственных
решений на этот счет. |