ОБ
ЭГОИЗМЕ, ДЕНЬГАХ И БРАНИ
Анатолий МАРКУША
Считается, что
домашние животные, живущие бок о бок с ребенком,
воспитывают в нем добро, доброжелательность и
прочие хорошие черты характера. Не надо,
однако, обольщаться: сами по себе животные не
воспитывают, если ребенок с первого дня
появления в доме собачки, котенка, рыбок или
птички не будет знать: он отвечает за их
благополучие. И надо постоянно,
настойчиво требовать, чтобы ребенок исполнял
возложенные на него обязанности: щенка
выгуливал, за кошечкой убирал, рыбкам менял воду.
И все это делал не от случая к случаю, а в
определенное время. Надеюсь, вы поняли: не
надо превращать ни птичку, ни котенка в живую
игрушку, иначе, кроме вреда, они ничего в ваш дом
не принесут.
Спору нет: телевизор
– источник развлечения, информации, возбудитель
любознательности. Но не надо забывать,
что смотреть телевизор ребенок должен не с утра
до вечера, а с разумными ограничениями. Думаю,
кстати, что не так важно решать: это ему рано
смотреть, а вот это – пора. Куда важнее не
допускать перебора временного! Сидение перед
экраном часами отупляет человека, делает его
ленивым, пассивным, вредно отражается на
здоровье – вот чего надо бояться прежде
всего.
Вам очень важно
понять, что в вашем ребенке зреет худшего. Это
необходимо, чтобы противодействовать прежде
всего главному врагу, так сказать, прицельно. На
мой взгляд, надо со всей
изобретательностью не давать жизни жадности и
вранью.
Не стесняйтесь
советоваться с детьми. Неужели мнение вашего
ребенка о цвете обоев, которыми вы решили
освежить стены, или его соображения о маршруте
прогулки, или о начинке именинного пирога могут
кому-нибудь повредить? А вот сознание: «Родители
со мной советуются» – будет непременно
воспринято человеком как признание его
взрослости. Нам надо вспомнить, какими мы
были в детстве, как упорно были готовы повторять
тогда: я уже большой... А несколько позже: я же
взрослый, сколько можно держать меня за
маленького?..
Всегда так было: что
можно десятилетнему – никак не годится для
пятилетнего. Но сегодня нормативные ограничения
утратили прежнюю строгость. Не надо из
этого делать вывод, будто нынче все и всем
дозволено. У людей могут быть разные взгляды на
воспитание, но, думаю, всем родителям надо
согласиться: сегодняшние взаимоотношения с
детьми требуют меньшего императива, большей
доверительности.
Не надо доводить
детей до того, чтобы они вас боялись, даже – чтобы
опасались. В идеале надо быть своим
отпрыскам другом.
В семьях, где растет
один ребенок, изначально создается обстановка
толкания ребенка к эгоизму. Это надо не
упускать из виду. Как быть и что надо делать мамам
и папам, чтобы ситуация не ухудшалась час от часу,
чтобы не допустить беды? Прежде всего – не
баловать, даже если у вас имеются неограниченные
возможности. Хочется – понятно, а вы
наступайте на горло собственной песне. И еще надо,
чтобы он (она) ощущали себя действующими членами
семьи, а не иждивенцами. Даже трехлетний карапуз
может участвовать в уборке, помогать маме по
кухне, шести-семилетний вполне может управиться
с пылесосом, ему можно поручить помыть папину
машину... Подробности вам надо определить
самим, исходя из лично ваших условий жизни.
Главное же – поторопитесь! Упустите время
приобщения ребенка к взрослой жизни –
проиграете всю игру!
Думаю, чрезвычайные
происшествия, разного рода неприятности –
неизбежность, знакомы каждой семье. Что-то
случилось в доме, не так даже важно, что именно, и
родители сразу бросаются выяснять и уточнять это
«что-то», а надо бы всю энергию
«расследования» направить на то, почему это
произошло. Причина важнее следствия. Не устранив
ее, вы никогда не сможете быть уверены, не будет
ли завтра повторения пройденного.
Каждый ребенок чаще
или реже, теми или иными словами выражает свое
желание заполучить новую куклу или обзавестись
часами, получить конфету или мороженое,
компьютерную игру – не суть, что именно. Его хочу
естественно, и тут нет повода для особого
разговора, если только это не требование, как
говорится, – вынь да положь!
Не надо особенно
в этом случае торопиться, жилы рвать, исполняя
требование любимого чада. Примите заявку,
объясните, как скоро сможете (или не сможете!) ее
исполнить, и дайте человеку время помечтать,
побыть в ожидании. Ожидая, ребенок вырабатывает
терпение, выдержку, а в его будущей взрослой
жизни такие качества окажутся не только и не
просто востребованными, они принесут ему
огромную пользу. Надо отчетливо понимать:
поспешность при исполнении всякого хочу – один
из способов незаметно взрастить деспотизм.
Не надо падать
в обморок, если ваш первоклассник, делясь
школьными событиями, вдруг пустит матерное
словцо или выдаст нечто совершенно неприличное. Надо,
увы, понять: вина за подобную вседозволенность
лежит не на нем и не на его товарищах, а
исключительно на нас, взрослых. Разве мы не
возвели похабщину едва ли не в норму? Кто открыл
дорогу пошлейшему языку на театральные
подмостки, на страницы газет и журналов, в
телевидение? Дети слышат нас и подражают, они
хотят быть взрослыми. Не надо поэтому
устраивать скандал, тем более
рукоприкладствовать. Правильнее будет как бы не
заметить произнесенное словцо, а чуть позже
поинтересоваться: для чего ты руки моешь? Получив
ответ: «Чтобы не были грязными», надо спокойно
пояснить: слово, что он произнес, пачкает язык,
отмыть эту грязь не так-то просто! Люди, говорящие
на матерном языке, убоги умом, они бесконечно
далеки от культуры, даже если занимают
директорские кресла или носят генеральские
погоны. Не приучайся, Коля (Ванечка или Маша)! И
все! Ничего более действенного вы сделать не
сможете. Не надо себя обманывать. |