ЛЕКАРСТВО
от НЕВРОЗОВ - М А М А
Однажды к
психотерапевту Борису Зиновьевичу ДРАПКИНУ
привели восьмилетнего мальчика. «Мама втолкнула
в кабинет нечто, и это нечто пролетело мимо меня,
забилось под стол и стало выть», – вспоминает
врач. За несколько месяцев до визита Саша Н.
посмотрел по телевизору американский фильм
«Кошмар на улице Вязов», историю про страшного
Фредди Крюгера, который внедрялся в сны
подростков и забирал их души в ад. После этого он
стал бояться темноты, отказался ходить в школу,
заговорил о том, что хочет выброситься из окна и
ткнуть маму вилкой. «Мой мозг меня не слушается,
– сообщал Саша, – я стану демоном, убью папу и
дедушку». Через два месяца после первого визита к
Б.З. Драпкину мальчик вернулся в школу, страхи
прошли, разговоры о демонах и убийствах
прекратились.
Эту историю мы
услышали в Московском центре психического
здоровья детей, где Борис Зиновьевич ведет прием.
И здесь же бывший главный детский психотерапевт
страны, а потом столицы прочитал лекцию –
рассказал о своей системе лечения. Той самой,
которая позволила ему выдавить кошмарного
Фредди из хрупкой Сашиной психики.
Наверное, случай с
юной жертвой телеискусства уникален. Родители
Саши не молоды, ребенок появился на свет с
помощью кесарева сечения. И уже с пяти лет
находился под наблюдением невропатолога –
жаловался на постоянные боли в животе и тяжкую
усталость после сна. Но и эти невротические
симптомы после применения методики Б.З. Драпкина
исчезли. Прошло три года, Саша успешно учится, все
у него более или менее в порядке. Правда, к
телевизору мальчик подходит с заметной опаской,
и это, конечно, правильно.
В коллекции Бориса
Зиновьевича сотни историй, и большинство из них
куда менее красочны. В основном это самые обычные
детские отклонения – заикание, энурез,
заторможенность, расстройства сна и аппетита. А
также распространенные психосоматические
нарушения, например дерматиты. Но много и сложных
случаев с целым букетом симптомов. Вплоть до
бронхиальной астмы.
Накопленная врачом
статистика свидетельствует: если методика
применялась правильно, малолетние пациенты
значительно оздоровляются, а в более чем
половине случаев происходит их полное исцеление.
Наступает оно достаточно быстро – за один-два
месяца. Ориентирован метод на мальчиков и
девочек в возрасте до 10–11 лет. А заодно и на их
матерей: именно им, по замыслу Б.З. Драпкина,
предстоит выправлять дефекты детей, стать для
них своего рода домашними Кашпировскими.
Психотерапевт
исходит из того, что между маленьким ребенком и
его матерью существует очень тесная
эмоциональная связь, которая закладывается
чисто биологически, на стадиях беременности и
кормления грудью. Практикующие врачи и
психологи знают: все стрессы матери передаются
ее пока еще бессловесному младенцу. Мать обычно
чувствует страхи ребенка, сплошь и рядом
угрожающую ему опасность. А интонации ее голоса
определяют психическое, а иногда и физическое
состояние малыша.
Борис Зиновьевич
вообще считает, что голос матери становится
чем-то вроде внутреннего голоса маленького
ребенка, поэтому должен воздействовать на него
гораздо сильнее любого дяди-психотерапевта,
экстрасенса или даже гипнотизера. Особенно если
этот мамин голос транслирует маленькому
человеку то, в чем он больше всего нуждается –
материнскую любовь и чувство защищенности, –
своего рода психологическую плаценту.
Именно поэтому практически
любая мать может стать целителем своего ребенка,
еще грудного (в этом случае биологические основы
их связи наиболее сильны и очевидны) и того, кто
постарше. Вплоть до тех 10–11 лет, когда мальчик
или девочка превращаются в самостоятельную во
многих отношениях личность и ориентация на
природный и инстинктивно воспринимаемый
авторитет матери перестает быть полностью
определяющей.
Задача детского
психотерапевта при этом – подобрать подходящую
для данного случая программу лечения и научить
маму ей пользоваться. Обученная мать произносит,
обращаясь к сыну или дочери, определенные фразы
– именно те, которые «назначены» врачом. И тут
есть свои правила. Фраза произносится сперва
мысленно, про себя, а потом несколько раз
повторяется вслух. Мама при этом может слегка
прикасаться пальцами к руке ребенка. И
происходит это каждый день во вполне
определенное время – лучше всего перед сном,
когда он уже в постели. Вся процедура вполне
соответствует тому, что в психологии и
психиатрии называется внушением. Но что
конкретно внушается?
Сам Б.З. Драпкин
говорит о разработанном им стандарте – базовой
программе, состоящей из четырех основных блоков
(в ходе маминой психотерапии программа может
изменяться, но определяются эти изменения не
мамой, а курирующим ее действия специалистом).
Прежде всего то, что можно было бы назвать
сигналом любви: мать транслирует ребенку фразы
типа: «Ты мой дорогой, я тебя очень сильно люблю».
Так происходит настраивание сына или дочери на
общую с мамой психоэмоциональную волну.
Потом идет
«физический блок»: мать внушает ребенку его
идеальный, без дефектов и хворей, образ. Говорит
ему что-то вроде: «У тебя хорошее сердечко» или:
«Ты всегда ходишь свободно и красиво».
Следующий блок –
наиболее обширный, его Борис Зиновьевич называет
нервно-психологическим. И стандартные фразы тут
могут быть очень разными: «Ты умный мальчик», «У
тебя всегда хорошее настроение» или, например:
«Ты говоришь так же хорошо, как и я, твоя мама».
И наконец – «блок
народной медицины». Ведь дипломированные врачи и
патентованные лекарства существовали не всегда,
сотни лет детей и взрослых лечили травники и
знахари. «Отдай мне свою болезнь...» – примерно
так звучат включаемые сюда фразы. «Снимаемым» с
ребенка заболеванием может стать и обыкновенная
простуда, и что-то гораздо более серьезное. А
завершается сеанс психотерапии тем же, чем и
начался, – сигналом любви. Мать подтверждает
свою общность с сыном или дочерью,
естественность и нерушимость их связи. Ребенок
может быть спокоен: он защищен, мама с ним, она его
любит.
Как это все
организуется на практике? Ребенка приводят к
психотерапевту, тот подбирает для него
программу, мама ее осуществляет. По ходу лечения
(в более легких случаях процесс этот лучше
называть психокоррекцией) мальчика или девочку
снова показывают специалисту, в программу могут
вноситься изменения. О показаниях, сроках и
результатах лечения мы уже говорили. Центр
психического здоровья детей расположен в
пятнадцати минутах ходьбы от метро «Ленинский
проспект». Прием бесплатный, по направлению из
районной поликлиники или психоневрологического
диспансера.
Границы применения
методики пока не вполне ясны. Бывает, что с ролью
мамы-психотерапевта успешно справляется
бабушка, но только по материнской линии. Попытки
«поправить» приемных детей были относительно
удачными лишь в тех случаях, когда ребенок считал
приемную мать родной. Внушением по системе
Драпкина пытались воспользоваться
отцы-одиночки, но без убедительных результатов.
Все это подтверждает гипотезу о биологическом
фундаменте тех связей, которые существуют между
матерью и ее ребенком.
Любые достижения
имеют свою оборотную сторону. Слишком тесная
психоэмоциональная связь с матерью накладывает
определенные ограничения на развитие личности
ребенка, грозит превратить подрастающего
мальчика в маменькиного сынка. Сам Б.З. Драпкин
прекрасно сознает опасности, связанные с
неправильным применением метода, и говорит о
возможном зомбировании психологически слабого
ребенка волевой и чрезмерно ретивой мамой.
Поэтому подчеркивает: внушение должно
использоваться не для перевоспитания, а
исключительно в медицинских и
психотерапевтических целях. А сам курс домашнего
целительства разрабатывается и контролируется
специалистом и занимает вполне определенное (и
не слишком долгое) время.
В чем принципиальные
достоинства этого метода, его новизна? Прежде
всего, система доктора Драпкина позволяет
вовлечь в психотерапию самых маленьких, в том
числе грудных детей, тех, кто не осознает еще
смысла маминых слов, а воспринимает внушаемое
через интонации родного голоса. До сих пор
психотерапевты не брались работать с детьми
моложе 4–5 лет.
Существенно то, что
метод не требует дорогостоящих препаратов;
авторитетнейший психиатр Б.З. Драпкин всегда
считал, что медикаменты в детской психиатрии
должны применяться только тогда, когда без них не
обойтись, и при этом на протяжении как можно
меньших сроков и в минимальных дозах. Этот врач
не просит дополнительного финансирования и
готов быстро подготовить тех специалистов,
которые смогут работать со всеми нуждающимися в
самых обычных детских поликлиниках и больницах.
К тому же системой Бориса Зиновьевича могут
овладеть не только дипломированные медики, но и
педагоги-дефектологи или школьные психологи, то
есть люди, как-то знакомые с азами медицины и
вполне профессионально – с нормальным
поведением детей и различными отклонениями от
детской нормы.
Далее, методика очень
педагогична; при этом она воспитывает и
гармонизирует не только детей, но и их мам: ведь
успешная психокоррекция в огромной степени
зависит именно от матери, ее способности к
пониманию и сосредоточению, готовности
чувствовать реакцию ребенка и обсуждать процесс
исцеления со специалистом. Значит, терапия по
системе Драпкина учит матерей, как (конкретно
и результативно) любить своих детей. Совсем
маленьких и постарше, здоровых и больных.
И наконец, система
Драпкина проста. Как утверждает сам автор, у его
метода всего две основы – могущество правильно
поставленного слова и сила материнской любви.
Владимир
СИПЯГИН |