ЗАПОЗДАЛАЯ
ЗРЕЛОСТЬ
Некоторые дети
взрослеют медленнее, чем сверстники. Имеется в
виду не их рост и размер обуви, а то, что
психические качества у них запаздывают
сформироваться. Свойственные этим ребятам
особенности принято называть психическим
инфантилизмом.
Владислав
БРАГИНСКИЙ, врач-психонеролог, кандидат
медицинских наук, заслуженный врач РФ
Термин «инфантилизм» употребляется
врачами для обозначения личностной незрелости,
детскости психики с преимущественным
отставанием развития эмоционально-волевых
качеств. Ребята с проявлениями психического
инфантилизма реагируют, рассуждают и ведут себя
как дети младшего возраста. Они отличаются
наивностью, беспечностью, склонностью к игровым
интересам, несамостоятельностью, недостаточной
ответственностью и стремлением к удовольствиям,
не способны к волевому усилию, преодолению
трудностей, умению сдерживать свои чувства. У
инфантильных детей часто меняется настроение, от
бурных проявлений радости и восторга они легко
переходят к слезам, рыданиям, обиде и отчаянию. Их
переживания поверхностны, неглубоки и изменчивы.
Они поразительно беспечны, не учитывают
последствий собственных поступков, не умеют
учиться на чужом опыте.
К началу обучения в
школе инфантильные дети недостаточно
«созревают» и в полной мере не понимают
предъявляемых к ним требований: относятся к
учебе как к игре, во время урока отвлекаются,
болтают, рисуют в тетрадях, роняют предметы,
прячутся под парту, мешают сверстникам. Их
внимание рассеивается, ребята нередко мечтают,
отключаются от реальности, и учителю приходится
постоянно «возвращать их на Землю». Такие дети
склонны к дурашливости и клоунаде, в школе
отличаются неусидчивостью, расторможенностью,
неумением вести себя на уроке. Дети-инфантилы,
как правило, неистощимы в играх, но быстро устают
и пресыщаются при учебе. Нередко они
предпочитают общество младших детей или,
напротив, взрослых, покровительствующих им.
Словом, по своему психическому облику эти ребята
еще не ученики и к школе, строго говоря, не готовы.
Детей с проявлениями психического инфантилизма
немало. Таков и Женя, знакомство с которым я
предлагаю читателям.
Жене 13 лет. Главное,
что отличает его от сверстников, – это крайняя
неорганизованность, несобранность,
отвлекаемость и несерьезность. Школьные задания
он выполняет по полдня, так как постоянно смотрит
в окно, что-то чертит, мечтает. Врачу рассказал,
что увлечен подводным миром, биологией. С
интересом читает все, относящееся к океану,
показывает собственные рисунки с живописным
морским ландшафтом, рыбами. Но учиться ему
неинтересно, он предпочитает размышлять об
экологии, растениях, глубоководных
исследованиях. Часто на уроках думает о доме, о
маме. С детьми общается мало, откровенно
подчеркивает, что ребята его не любят –
вероятно, из-за того, что он навязывает им свои
фантазии. Отношение детей Женю особенно не
огорчает, он всегда охотнее общается со
взрослыми.
Врачу сразу видна
незрелость его суждений. Женя по-детски
характеризует сверстников, наивно рассуждает о
школьных событиях. Настроение у него повышено, он
беспечен, поверхностен, шаловлив. Не способен к
преодолению трудностей, без мамы ничего не
решает, несамостоятелен. Иногда надувает губы,
капризничает и говорит сюсюкая, как маленький
ребенок. Мечтает о большом аквариуме, редких
комнатных растениях и увлекательных
путешествиях.
Все инфантильные
дети, так же как Женя, учебе предпочитают
развлечения, удовольствия и постоянную смену
впечатлений. Им хочется больше видеть, слышать,
узнать, однако это полезное накопление сведений
о мире происходит у них как у маленьких детей –
по типу рефлекса: «Что такое?» К серьезной,
планомерной работе, глубокому анализу такие
ребята не готовы, процесс познания у
инфантильных личностей протекает под лозунгом:
«Больше зрелищ!» Эта особенность инфантилов
получила название сенсорная жажда (или сенсорный
голод).
Инфантильные ребята рвутся в
путешествия и экспедиции, грезят открытиями и
«алыми парусами». Их проекты большей частью
плохо подготовлены, планы слишком несерьезны и
их реализация не продумана. Из-за постоянного
стремления к новым впечатлениям, яркой и
насыщенной жизни
(в их представлении, разумеется) незрелые ребята
нередко убегают из дома, уезжают в другие города,
ночуют у случайных знакомых, попадают в разные
авантюрные истории. Иногда подобные приключения
для несерьезных мальчиков и девочек
заканчиваются весьма трагически.
С возрастом тяга к
путешествиям угасает, большинство мигрантов
остепеняется, однако всем хорошо знакомы
взрослые любители перемены мест, вечные
романтики и бродяги с чрезмерно развитым
рефлексом свободы. Это люди с запоздалым
взрослением, неугомонные «перекати-поле»,
убегающие от гнетущей их обыденности, унылой
повседневности и скуки.
Понятно, что и среди
призывников в армию встречается немало
инфантильных ребят. Врачам они доставляют немало
хлопот, так как заведомо ясно, что вследствие
психической незрелости им будет нелегко
соблюдать армейскую дисциплину. Жесткие
требования, тяготы службы, скорее всего, вызовут
невротический срыв у таких субъектов. Но бывает и
иначе: армия закаляет инфантилов и способствует
их взрослению. Поэтому, может такой призывник
служить в армии или нет, врачи решают
индивидуально, учитывая все факторы, и прежде
всего вид психического инфантилизма.
Дело в том, что
инфантилизм бывает разный и прогноз у каждой
формы психической незрелости различен. В ряде
случаев врач замечает, что инфантильные
особенности поведения сочетаются со слабой
памятью, низкой успеваемостью, утомляемостью,
медлительностью и несобранностью ребенка. Как
правило, это вытекает из осложнений в период
беременности или родов, тяжелых болезней первых
лет жизни. Становится ясно, что психический
инфантилизм вызван органическим изменением
мозга в раннем возрасте и при этом требуется
особая лечебная тактика.
Подчас незрелости
суждений и реакций, отсутствию взрослых форм
поведения сопутствуют склонность к
рассуждательству, односторонние особые
увлечения (археология, этнография, биология,
космос), неглубокие эмоциональные привязанности
и трудности при контактах со сверстниками.
Психоневролог, фиксируя подобные «странности»,
склоняется к мысли о том, что инфантилизм ребенка
является частью более сложного состояния,
возможно, душевного заболевания.
Такие проявления
психического инфантилизма, как
несамостоятельность, непосредственность,
внушаемость, изменчивость настроения, могут
выступать вместе с особенностями, характерными
для эндокринных расстройств. В случае
недостаточной функции щитовидной железы, к
примеру, это могут быть вялость, медлительность,
низкая активность; при изменениях со стороны
гипофиза – хозяйственность, бережливость,
стремление к порядку, склонность поучать других
и т.п.
Ученым до сих пор неясно, может ли
сформироваться инфантилизм вследствие
единственной причины – неправильного
воспитания или в его развитии непременно
участвует ряд факторов. Сейчас считается, что
чаще всего инфантильными остаются дети,
ошибочное воспитание которых совпало с
определенными природными изъянами. О некоторых
из них я упомянул ранее. В отдельных случаях,
однако, мы, врачи, убеждаемся, что ребенок
«испорчен» прежде всего неблагоприятной средой
и неверным отношением к нему в семье.
Единственной причиной «детскости» иногда
является изнеживающее воспитание, при котором
ребенок ограждается от любых жизненных
трудностей и невзгод, лишается
самостоятельности и возможности что-то решить
самому. Стремление родителей все сделать за
своих отпрысков, максимально облегчить им жизнь,
подстелить соломку везде, где ребенок может
споткнуться, оборачивается формированием черт
крайней психической незрелости. Если ребенка
долго кормить с ложечки, то он никогда не
научится есть самостоятельно. Наступает момент,
когда надо «отпустить вожжи».
Таким образом, каждая
форма психической незрелости имеет свои
отличительные особенности и, разумеется, разные
исходы. Только врач с определенной долей
условности может сказать, наступит ли у вашего
ребенка «взрослость» и когда это произойдет.
При обычном или, как
выражаются психиатры, неосложненном
инфантилизме – прогноз благоприятный, со
временем дети становятся более зрелыми и ничем
по сути не отличаются от сверстников. Большей
частью положительных сдвигов можно ожидать к
10–12-летнему возрасту.
Однако так
происходит не всегда, и в ряде случаев темп
созревания бывает настолько медленным, что и к
переходному возрасту ребята остаются
несмышленышами. Последствия
несамостоятельности в подростковом возрасте
гораздо серьезнее, чем у младших школьников.
Подростковый возраст для всех детей – период
определенного риска. Это «возраст ватаги»,
преобладающих реакций группирования, в ряде
случаев – подражания далеко не лучшим формам
поведения. Дети подчас вовлекаются в асоциальные
компании, совершают кражи, убегают из дома,
употребляют спиртные напитки. Инфантильные
ребята – личности слабовольные и внушаемые,
поэтому родители должны быть начеку: надо
следить, чтобы подростки не попали под влияние
плохой компании, а имели достойные занятия –
спорт, туризм, чтение...
Иногда процесс
взросления затягивается настолько, что и по
миновании подросткового периода субъект
остается возмутительно юным. Как и в годы
безоблачного детства, опрометчиво и бездумно
принимаются решения, безответственно
выполняются поручения, как и прежде, суждения
поражают наивностью и поверхностностью. О таких
людях, легко порхающих по жизни, с укоризной
говорят: «Вечная весна...»
Незрелость касается,
понятно, эмоционально-волевых проявлений, ничуть
не затрагивая интеллектуальную сферу: «вечно
молодой» субъект может быть вполне способным и
талантливым. В отдельных сферах человеческой
деятельности (музыка, изобретательство,
сочинительство, актерство) высокие достижения
Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «reebok.ru». Если вы решили приобрести качественные и надежные женские кроссовки, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «reebok.ru». Перейдя по ссылке: «кроссовки рибок женские каталог», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать женскую спортивную обувь известной фирмы Reebok по выгодной цене. В интернет-магазине «reebok.ru» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.
как раз и возможны вследствие известной яркости,
образности, живости мышления, выразительной
эмоциональности и непосредственности поведения.
Таковы многие актеры и художники, таким,
вероятно, было ощущение мира у Андерсена,
знаменитого сказочника, и иных литераторов.
Что посоветовать родителям
инфантильных детей? Хотелось бы сказать: «Ждать...
Молодость – это тот недостаток, который быстро
проходит». Однако, строго говоря, такого рода
утверждения относятся лишь к нечастым
проявлениям неосложненного инфантилизма. В иных
случаях необходимо соответствующее лечение,
иногда – достаточно серьезное, разумеется, с
участием врачей.
Для лучшего
понимания этой мысли я и познакомил читателей с
инфантилизмом различного происхождения. Нелишне
напомнить, что преодоление психической
незрелости немыслимо без элементарных
воспитательных приемов: надо всячески поощрять
стремление детей к самостоятельности, принятию
собственных решений, ответственному отношению к
порученному делу. Совершенно необходимо участие
в этих делах отца, особенно при воспитании
мальчиков.
|