Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №5/2000

Архив

РЕБЕНОК

И

ЭКОЛОГИЯ

Владимир ТАТОЧЕНКО, профессор

Продолжение. См N 7-8/2000

Человек выжил благодаря тому
что научился передавать
накопленный опыт потомству.

Как обеспечить «респираторное здоровье» детей

Забота о «респираторном здоровье» должна занимать такое же место, как и забота о хлебе насущном. Речь не идет о дыхании кислородом или искусственным воздухом, как об этом иногда пишут в статьях о причудах миллионеров. Нереальна для большинства и смена места жительства. Но ведь можно сократить время пребывания в городе: походы, рыбалка, посещение парка; во время отпуска уезжать в деревню, на дачу или на курорт. Пребывание ребенка летом за городом снижает, а иногда и прекращает респираторные заболевания у часто болеющих детей. Наши исследования дали объяснение этому: за 2–3 месяца в деревне изменения в бронхах, вызванные пылью и газами, в том числе степень их гиперреактивности, снижаются, функциональные показатели нормализуются, и это повышает их «выносливость» при новой встрече с городским воздухом.

Часто родители спрашивают, где лучше проводить лето. Любая местность с чистым воздухом подходит, но если у семьи есть возможность выехать на море или в горы, тем лучше для ребенка, это расширит его кругозор.

Отказ от курения в помещении должен стать законом для всех. Но этого мало, в большинстве наших жилищ воздух быстро становится несвежим, так как нет принудительной вентиляции. Поэтому для нас важно проветривание помещения через форточки и фрамуги. В домах с центральным отоплением проветривание способствует и увлажнению воздуха, поскольку в таких квартирах обычно очень сухо (иногда приходится вешать на отопительные батареи мокрые полотнища). При проветривании лучше ориентироваться не по времени, а по ощущению свежести воздуха и по комнатной температуре в 17–19 оС. Ночью всегда следует спать с открытой форточкой или фрамугой, поскольку никто ночью открывать их для проветривания не будет. И если температура в комнате понизится до 10–12 оС – не беда, сон крепче будет.

При проветривании помещения, отапливаемого печью, теряется тепло. И тем не менее проветривать надо, по крайней мере комнату, где ребенок проводит много времени.
Дети не должны долго находиться на кухне, когда плита или газ горят вовсю (а чтобы самому не дышать окислами, надо открыть окно). Конечно, ребенка не надо изолировать от малейшего источника газов или дыма; не надо лишать его радости наблюдать открытый огонь, например у костра, пусть даже при этом он глотнет дыма.

О пользе и вреде лекарств

Хотим мы этого или нет, но лекарства стали частью нашей окружающей среды. Лекарства полезны тогда, когда их применяют по показаниям, и вредны во всех остальных случаях. Принятое ошибочно или не по показаниям средство, может, само и не навредит, но и не принесет той пользы, которую могло бы принести нужное лекарство. Но нас сейчас интересуют случаи, когда прием ведет к отравлению ребенка.

В наших домах всегда есть какие-то лекарства, особенно если в семье больные. Маленькие дети склонны пробовать на вкус все, что выглядит съедобным, они подражают взрослым, принимающим таблетки или капли. В домашней аптечке подростки могут искать психотропные средства. Именно поэтому отравления лекарствами – весьма частое событие.

В доме, где есть дети, не должно быть сильнодействующих «взрослых» лекарств – сердечных, снотворных, успокаивающих и тому подобных, которые представляют опасность для ребенка. Если они нужны, держать их следует отдельно от других лекарств, лучше под замком. Но, к сожалению, отравление ребенка могут вызывать и «безобидные» средства; так, в течение многих лет главным виновником отравлений был аспирин, который от головной боли во многих семьях лежал в ванной комнате, рядом с мылом.

Родители должны знать правила применения каждого лекарства, которое они дают ребенку. Нельзя превышать разовую дозу, нельзя вводить лекарство чаще, чем указано во вкладыше. Парацетамол – одно из самых безопасных средств, но и от него может быть много неприятностей. Представьте ситуацию: у ребенка пневмония, высокая температура, мать вводит свечку с парацетамолом и через полчаса убеждается, что свеча не помогла (что естественно, ведь эффект наступит лишь через 2–3 часа). Она вводит еще одну свечу или дает таблетку, температура падает ненадолго и повышается вновь, так как вылечить пневмонию парацетамолом нельзя. И вот вместо антибиотиков ребенку продолжают снижать температуру, многократно превышая допустимую дозу лекарства. Еще быстрее наступает отравление, если применяют несколько жаропонижающих.

Особенно опасны таблетки, покрытые оболочкой, тем более сладкой: дети легко принимают их за леденцы и проглатывают в большом количестве. Так, вполне безобидное лекарство – сульфат железа, который широко применяется для лечения анемии, может вызвать отравление железом даже при приеме 10 таблеток, а некоторые фирмы выпускают их в оболочке, которая прельщает детей.

Не менее опасны жидкие детские формы лекарств в виде сиропов с фруктовым вкусом; и хотя в одном флаконе доза лекарства не смертельна, расстройства здоровья, если выпить его сразу, вполне реальны.

Лучшая форма упаковки лекарств – пластиковые бутылочки со специальной пробкой, открыть которую ребенку не под силу (взрослым – тоже непросто). В России продаются в таких флаконах лишь некоторые средства, но, имея в доме маленького ребенка, хорошо бы такой контейнер раздобыть, если член семьи использует клофелин, диазепам или любое другое токсичное средство. Но береженого Бог бережет, поэтому и такие упаковки лучше хранить там, где ребенок до них не доберется.

Дети часто травятся лекарствами, которые остались после предыдущей болезни и лежат на всякий случай. Конечно, выбрасывать добро – грех, но у вашего средства, скорее всего, вышел срок годности – избавиться от него все равно надо. Если это повседневное средство, например жаропонижающее или от головной боли, его стоит сохранить (отметив срок годности), но держать в недоступном для ребенка месте. Лекарства, которые остались от заболевания, повторение которого маловероятно, лучше выбросить, а если оно дорогое, отдайте тем, кому оно нужно.

Так что загляните в свою аптечку, почистите ее и посмотрите, насколько она недоступна ребенку. Сделайте этот сектор экологически безопасным для жизни ребенка.

Химия в доме

Не знаю, кто выдумал мыло, но он был человеком гениальным. И дело не только в чистящих свойствах мыла, хотя нам вряд ли удалось бы построить цивилизацию с грязными руками и грязной шеей. Ведь сей химический продукт – соль жирных кислот – совершенно безвреден, даже будучи съеден в значительном количестве (хотя это и маловероятно из-за его вкуса). Но затем для стирки и чистки люди стали применять один яд страшнее другого. После Отечественной войны с мылом было плохо («с мылом-то хорошо, без мыла плохо!»), для стирки применяли каустическую соду в растворе. Не думаю, что она была хороша на вкус, но дети ее частенько пили, так что в Филатовской больнице было целое отделение, где этим детям создавали новый пищевод, взамен собственного, изуродованного каустиком. Не менее трагично кончалась дегустация ребенком крепкой серной или соляной кислоты, которую хозяйки держали для чистки сантехники.

В местностях, где еще нет газа, нередки случаи, когда ребенок делает несколько глотков из бутылки, в которую налит керосин. Это не смертельно, но наглотавшегося керосина ребенка обычно рвет, часть керосина попадает в органы дыхания, вызывая пневмонию. Сейчас этот вид отравления встречается все реже, но сколько других жидкостей, порой токсичных, мы держим в открытых бутылках, доступных детям?

Уроки этого вида отравлений очевидны: детям свойственно пробовать на вкус жидкости из хранящихся дома бутылок и флаконов – ведь нередко это оказывается сок, лимонад или что-то другое, вкусное. А ведь кислоты, лаки и растворители мы чаще всего покупаем в бутылках – тех же, что и из-под соков и ситро (лишь с едва различимым колечком, чтобы их не сдали вместо пивных). Отсюда правило: если уж так необходима дома бытовая химия, она не должна храниться в посуде из-под напитков и всегда должна быть заперта в недоступном ребенку месте.

Физика вокруг нас

Я имею в виду не физическое окружение – температуру, влажность и т.д., а приборы и машины, носители энергии и физические поля вокруг нас. Можно сколько угодно причитать по поводу безудержного роста числа автомобилей, но тенденцию эту переломить вряд ли удастся. Лучше направить свои усилия на обучение детей безопасности на дорогах, правилам перехода улиц, а общественную энергию – на борьбу за создание безопасных условий движения автотранспорта и пешеходов, на искоренение пьянства за рулем. Без этих элементов Россия будет сохранять печальное первенство по дорожному травматизму, в том числе и среди детей.

Электричество вроде бы стало привычной деталью окружения, но все ли мы делаем, чтобы исключить электротравму или короткое замыкание, которое является у нас самой частой причиной пожара? Дети экспериментируют со всем, что есть вокруг, не так уж и редко они вставляют гвоздь или нечто подобное в розетку. А все ли розетки в вашем доме потайные или закрыты пластмассовыми затычками? А как давно вы проверяли ваши пробки? А все ли мощные электроприборы заземлены, как это требуют правила безопасности? Обо всем этом следует серьезно подумать в каждой семье, где есть маленькие дети.

Не пустуют и ожоговые отделения детских больниц, причем опрокинутый ребенком на себя кипяток занимает твердое первое место. А ведь мы кипятим что-то ежедневно, так что помнить о возможности ожога надо постоянно.

Смотреть по 5–6 часов в день телевизор или играть весь день в бесконечные компьютерные игры нездорово с психологической и педагогической точек зрения; но ведь экраны лучевых трубок еще и испускают вредное излучение, так что и с этой точки зрения лучше свести к минимуму время просмотра телевизора. Надо приучать детей сидеть на расстоянии от телевизора, а компьютер снабдить защитным экраном. Есть данные, что сотовые телефоны излучают вредные волны –слава Богу, наши дети пока редко пользуются этими дорогими видами связи.
Дети падают из окон и с балконов многоэтажных домов. Этот аспект безопасности тоже надо тщательно продумать, тем более что каких-либо универсальных защит от этой напасти не создано.

Что делать?

Человечество уже не сможет восстановить полную гармонию с природой, но стремиться к этому оно должно. И современное производство должно стремиться к снижению экологических нагрузок, хотя в условиях России на это не хватает средств. Вредные воздействия на наших детей со стороны индустрии будут, но мы в состоянии свести их к минимуму.

Но на этом успокаиваться нельзя: наши обычные бытовые ситуации несут детям не меньше неприятностей, и здесь мы в силах сделать многое на пути внедрения здорового образа жизни.
Сложнее с профилактикой детского травматизма, который связан с присущей детям любознательностью и страстью к экспериментированию. Когда-то в первобытной стае рискованное поведение – метод проб и ошибок – было элементом обучения, неудачи при этом кончались печально. Эти особенности детского поведения остались, но вот окружение наше, несмотря на отсутствие диких зверей, стало во многом опаснее.

Человек выжил благодаря тому, что научился передавать накопленный опыт потомству. Что-то усваивалось чисто теоретически, но многое постигалось и в «дозированном опыте», когда ребенку давали убедиться, что головешка обжигает, бузина даже в небольших дозах вызывает тошноту, а пчелы больно жалят. Все это резко снижало потери от самостоятельных «проб и ошибок».

В современных условиях особо важное значение приобретает теоретическое обучение, поскольку многие вредные факторы разрешить испытать ребенку просто недопустимо. Конечно, пусть ребенок коснется горячего и попробует на вкус керосин – это будет хорошим уроком на будущее. Но действительно, ведь не покажешь ребенку, как больно бьет током или как чувствует себя попавший под машину. И уж тем более не продемонстрируешь вред от излучения компьютера.

Выход здесь – в создании поведенческих стереотипов, лучше всего путем положительных примеров родительского поведения. Ну как объяснить ребенку, что телевизор может быть вреден, если папа весь вечер сидит, уткнувшись в экран? К большому сожалению, и в школах вопросы безопасности преподаются отрывочно, так что даже оканчивающие среднюю школу ребята путаются в вопросах безопасности электропроводки и подчас не слышали о бытовых источниках электромагнитного излучения. Кстати, зная все о систематике растений и животных, многие ребята не знают, например, наших птиц, кроме вороны и воробья, не в состоянии отличить бледную поганку от шампиньона и волчью ягоду – от лесной смородины.

Я уверен, что в XXI в. в школах достойное место займет «наука о себе и своем окружении», на уроках которой будут систематически и применительно к возрасту излагаться вопросы здорового образа жизни, экологии и здорового окружения, личной и общественной безопасности. И все это будет преподаваться не умозрительно, как благие пожелания, а с параллельным изучением соответствующих разделов физики, химии, биологии и физиологии. Мне кажется, что в контексте такой программы и фундаментальные законы естествознания усваивались бы прочнее, а главное – они становились бы естественной основой поведения и отношения к окружающей среде.