Кира
БРАГИНСКАЯ, логопед
Дети с
невротическим заиканием отличаются
неуверенностью, тревожностью, у них нередки
различные страхи, потливость, сердцебиение,
плохая переносимость транспорта, духоты,
речь ребенка зависит от его общего физического и
психического состояния.
Особое место
среди речевых расстройств занимает заикание. Оно
чаще наблюдается у детей, а те заикающиеся
взрослые, которых мы знаем, страдают этим
изъяном, как правило, с раннего возраста.
Заикание проявляется запинками, неспособностью
свободно, без напряжения высказаться. Нам порой
не хватает терпения дослушать до конца
медленную, сбивчивую речь заикающихся, и мы,
сочувствуя, невольно «помогаем», заканчивая
начатую ими фразу. Что мешает заикающимся
говорить нормально?
При
заикании, как определяют врачи, нарушается ритм и
плавность речи, согласованность в работе речевых
мышц, голоса и дыхания. При этом по сути возникают
судороги в органах, участвующих в акте речи, –
губах, языке или гортани. Различают клонические
судороги (мучительное повторение отдельных
звуков или слогов, чаще – в начале слова) и
тонические (напряжение, невозможность длительно
преодолеть «сбой» в собственной речи). Нередко
встречается и смешанный вид – тоно-клоническое
заикание.
Чаще всего
заикание возникает у детей в два-четыре года.
Это период наиболее активного развития речи и
значительной хрупкости молодой, недостаточно
сформированной речевой функции. Именно поэтому
«поломка» происходит в эти годы у мальчиков,
заикание возникает в 3–4 раза чаще, чем у девочек.
Объясняется это меньшей эмоциональной
устойчивостью мужчин.
Трехлетний
Юра отличается большей ранимостью, чем его
ровесницы. У него заикание возникло после того,
как он испугался дяди-соседа. В новогодние
праздники незадачливый визитер, будучи под
парами, шумно поздравлял всех, облачившись в
яркий халат и клоунскую маску. Она, судя по всему,
и произвела особенно сильное впечатление на Юру,
так как впоследствии мальчик много раз со
страхом повторял: «Клоун... клоун». С этого
момента Юра стал говорить захлебываясь, с
выраженными запинками в начале слова. Своего
речевого изъяна малыш не стесняется, говорит
много, торопливо, охотно общается с ребятами, как
это и бывает у детей раннего возраста.
При
знакомстве с Юрой мое внимание привлекли общая
взбудораженность, нервность ребенка, его
двигательное беспокойство и неусидчивость.
Выяснилось, что мальчик подолгу не засыпает
вечером, вздрагивает и говорит во сне, плохо ест,
отличается пугливостью, плаксивостью и
впечатлительностью. У Юры повышен мышечный
тонус, не сформированы навыки опрятности, он
недостаточно самостоятелен, хотя сомнений в
полноценном умственном развитии ребенка не
возникает. В беседе с мамой я уточнила, что
перечисленные особенности свойственны мальчику
с 6–8-месячного возраста и, по всей вероятности,
вызваны патологическими родами (кесаревым
сечением). Таким образом, напуганный
дядей-клоуном, Юра стал заикаться потому, что к
этому у него была предрасположенность.
Каковы
причины заикания? Большинство родителей
считают, что их дети заикаются исключительно
из-за возникшего страха, стресса. В
доказательство этого приводятся факты испуга
собакой, пожаром, пьяным соседом, грозой,
операцией и т.п. Да, действительно, иногда у
ранимых, нервных детей заикание развивается
из-за внезапных сильных психоэмоциональных
потрясений. Это случаи, которые вполне
обоснованно следует называть логоневрозом,
иначе говоря, невротическим заиканием. В
реальности оно отмечается не так уж часто –
примерно у 15% от общего числа заикающихся
пациентов.
При
невротическом заикании никакой «поломки»
нервной системы или необратимой гибели клеток
нет. Заикание такого вида возникает, как правило,
внезапно под воздействием внешних
психотравмирующих факторов. Дети с
невротическим заиканием отличаются
неуверенностью, тревожностью, у них нередки
различные страхи, потливость, сердцебиение,
плохая переносимость транспорта, духоты, речь
ребенка зависит от его общего физического и
психического состояния. Как правило, заикание
усиливается во время болезни, при переутомлении,
школьных или семейных неприятностях –
наказании, неудовлетворительной оценке,
конфликтах со сверстниками. Есть определенная
зависимость от сезона, погоды и питания.
Примечательно,
что наедине с собой, в разговоре со своими
игрушками, воображаемым собеседником ребенок
может говорить без запинок. В привычной,
спокойной обстановке (в общении с родителями,
близкими) заикание обычно малозаметно. Напротив,
при контакте с посторонними, незнакомыми людьми,
при ответах во время школьных занятий заикание
мгновенно усиливается. Разумеется, это
объясняется эмоциональным напряжением,
волнением и тревогой, возникающими у ребенка и
существенно ухудшающими состояние его речи.
Логоневроз, как правило, неплохо лечится, и со
временем речь ребенка полностью
восстанавливается.
Чаще,
однако, встречаются другие виды заикания,
возникающие вследствие органического поражения
нервной системы. Имеется в виду
нервно-психическая ослабленность ребят
вследствие перенесенной родовой травмы,
патологически протекающих беременности и родах,
частых болезнях первых лет жизни. Органические
нарушения внешне незаметны, к тому же умственное
развитие детей никак не страдает. Лишь при
обследовании у этих ребят находят, как правило,
признаки повышенного внутричерепного давления,
изменение рефлексов и повышенную судорожную
готовность. Заикание отличается упорным
характером (периоды улучшения речи сменяются
ухудшением) и мало зависит от внешних факторов –
волнения, психических нагрузок, окружения
ребенка.
У отдельных
детей речь – «место наименьшего сопротивления»
в силу наследственной предрасположенности: их
родители и близкие заикаются или страдали этим
недугом в прошлом. Следует также иметь в виду, что
у некоторых ребят заикание появляется по
подражанию: они говорят сбивчиво потому, что
постоянно слышат речь взрослых с подобным
изъяном.
Некоторые
дети с заиканием помогают себе сопутствующими
движениями: при запинках в речи они топают ногой,
поворачивают голову, хлопают в ладоши,
жестикулируют руками, зажмуриваются. Эти
вспомогательные действия вскоре становятся
привычными и в действительности никак не
облегчают течение заикания. Сопутствующие
движения непостоянны, на смену одним приходят
другие.
У отдельных
детей заиканию сопутствует страх речи,
неуверенность в отношениях со сверстниками, и
поэтому они стараются избегать ситуаций,
требующих речи, страдают от застенчивости и
смущения. Преодоление страха речи – трудная
психотерапевтическая задача.
У
заикающихся ребят постарше и взрослых со
временем появляются определенные уловки,
маскирующие речевой дефект – добавление
слов-паразитов (это, вот так, ну и др.),
растягивание произносимых слов, употребление
длительных пауз.
В отношении
заикания особенно актуален часто повторяемый
постулат: «Болезнь легче предупредить, чем
вылечить». Речь ребенка развивается по механизму
подражания. Ребенок начнет говорить хорошо, если
будет слышать плавную и отчетливую речь
окружающих. Нежелательно допускать ускоренную,
торопливую, с захлебывающимися интонациями речь
детей. Такая речь – свидетельство повышенной
возбудимости, общей взбудораженности ребенка, и
надо всячески стараться уменьшить эти явления. В
арсенале врача много успокаивающих средств,
применяя которые можно получить ощутимый эффект.
Вредны также
как чрезмерная речевая нагрузка для малышей, так
и отсутствие тренировки речи. До 4-летнего
возраста не рекомендуется заставлять ребенка
выговаривать трудные по звучанию и малопонятные
для него слова, надо, чтобы речевой аппарат
ребенка и нервная система в целом достаточно
окрепли. Если родители мало говорят с ребенком,
не разучивают стихотворения, не читают ему, это
тоже плохо. В таких случаях речевое развитие
малышей происходит замедленно. Как любые
крайности, чрезмерная опека и дефицит внимания
одинаково вредны.
Нельзя
забывать о повышенной впечатлительности детей.
Бесконечное бдение у экрана телевизора, просмотр
видеофильмов, частые посещения кинотеатров (если
в каких-то семьях это еще сохранилось) могут
привести к эмоциональному перенапряжению,
утомлению и возбуждению ребенка. У
взбудораженного ребенка возникает множество
вопросов, он говорит торопливо, сбивчиво, глотая
и повторяя слова, слоги. В его речи появляются
запинки, которые могут закрепиться и приобрести
постоянный характер.
У
дошкольников нередко отмечаются различные
страхи. Они вполне могут быть у здоровых ребят и
являются непременным симптомом различных
невротических расстройств. Если родители не
очень наблюдательны, они не замечают, что ребенок
испытывает тревогу, находясь в темной комнате,
долго не засыпает или говорит во сне, вздрагивает
после страшных сказок и историй, услышанных
накануне. Такого рода страхи свойственны не
только малышам, но и детям постарше (6–8 лет). Чаще
они возникают, естественно, у детей
впечатлительных, робких, невротичных. Насмешки,
иронические замечания, запреты взрослых в таких
случаях неуместны. Необходимо спокойно пройтись
с ребенком по квартире, осмотреть с ним все
помещения, мебель, темные углы и объяснить, что
ничего таинственного и страшного в обозримом
пространстве нет. Если ребенок боится темноты,
пусть засыпает с ночником, позже, с годами, он
привыкнет спать как все. Если ребенку, объятому
страхом, не пойти навстречу, то у него может
развиться тяжелый невроз, и в частности заикание.
Главное, о
чем следует помнить родителям заикающегося
ребенка, – о создании спокойной обстановки в
семье. Это гораздо важнее специальных процедур и
лекарств. Нельзя забывать, что большинство
детей, страдающих заиканием, отличается
повышенной впечатлительностью, ранимостью,
обидчивостью. Недопустимы также чрезмерные
нагрузки: желание сделать из своего отпрыска
вундеркинда к добру не приводит. Взвалив на
своего ребенка занятия двумя иностранными
языками, музыкой и еще спортом, мы, взрослые,
порой не отдаем себе отчета, что наш ребенок
занят гораздо больше нас.
Кто может
помочь детям с заиканием? Не обойтись без
консультации врача-психоневролога, который при
необходимости назначит успокаивающие лекарства
и средства, снимающие спазмы речевых мышц. Он же
объективно оценит обстановку в семье и подскажет
конкретные воспитательные подходы. И главное –
психоневролог порекомендует, каких специалистов
следует подключить к лечению ребенка.
Среди
множества известных способов преодоления
заикания особую популярность в последнее время
приобрели психотерапевтические методики.
Лечение основано на представлении о том, что этот
недуг является формой выученного поведения.
Иначе говоря, заикание рассматривается не как
симптом болезни, а как поведение, которое можно
изменить. Поэтому усилия врачей направлены на то,
чтобы убедить заикающихся говорить свободно и
уверенно, без страха и «торможения». Самыми
частыми приемами в преодолении заикания
являются отвлечение внимания, методы
расслабления и гипноз (внушение в особом
состоянии сознания). Заикающихся обучают
говорить медленно, нараспев, одновременно с
ритмическими движениями рук или пальцев, что
отвлекает от пристального внимания к
собственной речи. При подобном подходе
достигается ощутимый эффект.
Очень важна
помощь логопедов, имеющих навык работы с
заикающимися. В арсенале логопеда – дыхательная
гимнастика, ритмика, режим молчания, обучение
умению говорить медленно, плавно, ритмично и др. Я
бы сказала, что знающий и добросовестный логопед
– находка для родителей, с его помощью бороться с
досадными запинками куда проще.
Не следует
пренебрегать физиотерапевтическими процедурами
(электросон, электрофорез с разными лекарствами),
лечебной физкультурой, рефлексотерапией.
Последний метод включает немало полезных
модификаций – прижигание, растирание, давление,
воздействие аппаратами и укол иголкой в
биологически активные точки.
Поддержка в
семье, участливое отношение коллектива,
естественно, полезны при любом терапевтическом
подходе. Ни в коем случае не надо фиксировать
внимание ребенка на его дефекте. И последнее.
Заикание, разумеется, ограничивает выбор
подростками профессии. К вопросу профориентации
надо отнестись серьезно родителям, педагогам и
врачу. |