Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №20/1999

Архив

ДЕТИ ВЕСЕЛОГО УЖИНА

Елена БОМБАРДИРОВА,
доктор медицинских наук

Древнегреческие мифы свидетельствуют, что сын Зевса, Гефест, родился хромым, так как был зачат отцом в состоянии опьянения. У эллинов с древности существовал своеобразный кодекс поведения: мужчинам и женщинам, не достигшим 30 лет, не разрешалось пить неразбавленное вино, категорически запрещалось угощать вином новобрачных.
Во Франции – стране виноделия, детей с признаками умственной отсталости было принято называть «детьми веселого ужина» или «детьми воскресенья».

На Руси народные традиции всегда осуждали неумеренное винопитие, женщины в русских деревнях практически не употребляли алкогольных напитков. С развитием капитализма – с ХIХ в. – они усиленно насаждались в народе правящими классами, ведь пьяных, зомбированных людей значительно легче эксплуатировать.

В годы советской власти было много сделано для освобождения общества от влияния «зеленого змия», включая известную кампанию борьбы за трезвость в 80-е годы. Запретительные меры были непопулярны в народе, тем не менее статистика говорит, что в эти годы заметно снизилось количество не только производственных и бытовых травм, но и частота рождения больных детей.

В последнее десятилетие пьянство и алкоголизм в нашей стране приобрели невиданный размах. На фоне роста цен на продукты питания водка постоянно дешевеет, доступна всем и в любое время суток. Московские улицы, поезда и вестибюли метро пестрят рекламой водки и других спиртных напитков. Количество спирта, потребляемого в год на одного человека (включая грудных младенцев), вдвое превысило показатели, при которых начинается деградация нации. А ведь пьют в первую очередь молодые люди – будущие родители.

Большинство специалистов в области гигиены считают, что среди всех токсических веществ, которые могут нарушить физическое и психическое развитие потомства, алкоголю принадлежит ведущая роль. Спиртное воздействует на организм различными путями. Бытовое пьянство может «испортить» половые клетки мужа и жены – в них возникают генные мутации, хромосомные поломки, и даже если прошел год с момента, когда человек прекратил пить, риск серьезных заболеваний у зачатого ребенка сохраняется.

Однако наиболее опасен алкоголь, выпитый родителями непосредственно «вокруг зачатия» ребенка, а также в первые дни беременности. Процесс зачатия – крайне сложный и хрупкий, большинство случаев внутриутробной гибели эмбриона приходится на первую неделю их существования, под влиянием самых различных причин, в том числе и алкоголя. Тем не менее бывают случаи, когда серьезно поврежденный зародыш все же выживает, но при этом у новорожденного ребенка обнаруживаются тяжелые врожденные уродства (мозговые грыжи, аномалии конечностей, отсутствие брюшной сетки...). Вот конкретный пример.

В клинику из родильного дома одного из поселков Московской области была переведена двойня – две девочки 8 дней, сросшиеся головками. Как оказалось в ходе обследования, каждая имела свой головной мозг, однако мозговые оболочки и черепные кости у детей были общими, и значит, разделить двойняшек было практически невозможно. Попытка нейрохирургов разделить девочек с использованием пластики костей черепа не увенчалась успехом, они погибли (одна из них имела врожденный порок сердца, другая – незаращение верхней губы). Откуда такое фатальное уродство?

При тщательном расспросе матери выяснилось, что и она, и ее муж – молодые, здоровые люди, никогда не работали на вредных производствах; эта беременность – первая и желанная. Но зачатие двойни предположительно произошло в новогодние дни, когда и будущий отец, и будущая мать (еще не предполагая возможной беременности) пили и вино, и водку – обычное застолье. Если обычно вскоре после образования однояйцовой (т.е. происходящей из одного зародыша) двойни обе части такого зародыша разделяются, здесь они разделились не до конца – по всей видимости, из-за токсического действия алкоголя, что и привело к трагическому исходу.

Самые разные нарушения развития могут произойти, если будущая мать употребляет алкоголь во время беременности. Причем дело не в количестве вина, водки или пива. Чувствительность плода к повреждающим воздействиям на протяжении беременности не одинакова; существуют так называемые критические периоды, когда определенные органы наиболее чувствительны к травмам, инфекциям, интоксикациям. Например, для сердечно-сосудистой системы это конец 3-го месяца беременности, и даже если женщина вообще не пьет, но позволила себе в это время бокал шампанского или 1–2 рюмки сухого вина, риск рождения ребенка с пороком сердца повышается.

Риск врожденных пороков многократно возрастает при сочетании действия алкоголя с действием различных инфекций (в том числе и с «безобидным» насморком), на фоне токсикозов беременности, плохого питания женщины (а сейчас большинство населения питается плохо). Существует (и даже поддерживается некоторыми медиками!) миф о безопасности для беременных слабых алкогольных напитков, например пива. Но это неправда: описаны случаи тяжелых врожденных пороков почек и печени у детей от тех матерей, которые пили во время беременности пиво.

Влияние алкоголя на плод изучалось на беременных крысах и крольчихах. Опыты убедительно показали, что даже малые дозы алкоголя, если их принимать регулярно, ведут к тому, что новорожденные животные рождаются с малым весом. Концентрация алкоголя в крови животного или человека во многом определяется индивидуально – различными уровнями ферментов, расщепляющих спирт. Поэтому одна и та же доза спиртного может произвести разные повреждения у разных людей (наиболее чувствительны к разрушающему действию алкоголя оказались народы Севера, у которых активность этих ферментов снижена).

Коварство алкоголя заключается в отсроченности его вреда. Ребенок может родиться без явных пороков, просто недоношенным, ослабленным, со своеобразным строением лица: низким лбом, небольшими глазами, запавшей широковатой переносицей, укороченным носом, удлиненной верхней губой. Именно при наличии этих особенностей врач устанавливает диагноз: алкогольный синдром плода. Нередко мама-алкоголичка поступает на роды в состоянии опьянения и у новорожденного ребенка отмечается нечто вроде синдрома похмелья или синдрома отмены наркотика – явное возбуждение, иногда судороги.

Пока ребенок мал, особенности строения его лица могут мало волновать родителей, однако с возрастом у таких детей все более заметным становится отставание в умственном развитии, двигательная расторможенность, агрессивность. Посмотрите на стенд «Их разыскивает милиция». У многих субъектов, подозреваемых в совершении различных преступлений, вы увидите отмеченные мною черты лица. Впрочем, в последние годы все больше можно встретить на улице подростков с характерными чертами алкогольного синдрома плода, как правило, в группах агрессивной, распущенной молодежи.

Психиатры и невропатологи у нас и за рубежом изучали, как зависят отклонения в психике ребенка от длительности и тяжести алкоголизма родителей, и оказалось, что если даже мать никогда не пила, но отец был алкоголиком в течение нескольких лет, почти половина детей в таких семьях не способна обучаться в средней школе. Степень умственной отсталости детей находится в прямой зависимости от тяжести и длительности алкоголизма отца. У детей родителей-алкоголиков, даже если они посещают школу, успеваемость значительно снижена.

Умственная отсталость у многих детей связана не только с внутриутробным поражением мозга, но и с воздействием алкоголя через грудное молоко, если кормящая мать пьет (описаны случаи тяжелых отравлений алкоголем грудных детей через молоко). Да еще на незрелую нервную систему ребенка оказывают отрицательное воздействие неблагоприятные моменты бытового характера, связанные с пьянством родителей, – скандалы, драки, низкая общая и санитарная культура.

Профилактика алкогольного синдрома плода должна начинаться с государственных мер: государство должно ограничить доступность алкоголя и повышать благосостояние населения, его культуру. Необходима самая широкая пропаганда ценностей трезвого образа жизни, прежде всего в школах и вузах. В прежние годы я часто проводила беседы в школах для старшеклассников (от общества «Знание») и убедилась: фотографии больных, уродливых детей, которые я приносила на эти беседы, сильно воздействовали на подростков. Возможно, эти фотографии вспомнятся молодым людям, когда они будут планировать рождение своих детей.