Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №19/1999

Архив

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ЭПИЛЕПСИИ

Ада МАКСУТОВА, профессор,
руководитель клиники эпилепсии
Московского НИИ психиатрии МЗ РФ

Уподавляющего большинства людей слово эпилепсия ассоциируется с неизлечимым хроническим заболеванием. Само название болезни – «священная болезнь», «божественная», «падучая», сохранившееся с древних времен, до сих пор внушает страх и чувство обреченности.
Особенно остро реагируют родители ребенка, когда впервые на приеме у врача возникает предположение о возможности этого диагноза.

Почему же эпилепсия считается роковой болезнью? Истоки тянутся к средневековью, когда больных эпилепсией считали одержимыми злыми духами грешниками, пытались изолировать их от общества. Не случайно больные находили приют в монастырях, один из которых носил имя святого Валентина. С тех пор святой Валентин считается в Европе покровителем больных, страдающих эпилепсией. Но шли годы, появились методы изучения мозга, которые позволили установить, что происходит с нервной системой, теми или иными структурами головного мозга при эпилепсии, позволили раскрыть механизмы, лежащие в основе эпилептических припадков, а также разработать эффективные методы лечения этого заболевания.

Сейчас есть много лекарственных препаратов, позволяющих предотвратить развитие болезни и тем самым предупредить необратимые процессы в мозге, которые в случаях частых и тяжелых припадков могли привести к неблагоприятному исходу. Если противосудорожные препараты не помогают, положительного эффекта можно достигнуть с помощью нейрохирургической операции.

Но прежде чем начать лечить больного эпилепсией, надо убедиться, что припадки, которые возникли у больного, являются эпилептическими, поскольку другие состояния, протекающие с нарушением сознания и другими симптомами, могут напоминать эпилепсию, а в действительности не иметь ничего общего с этим заболеванием.
К неэпилептическим припадкам, к примеру, относятся обморочные состояния, кратковременные нарушения поведения, связанные с болезнями нервной системы или психики, внезапно наступающие двигательные расстройства...
Как распознать сам приступ? Что о нем надо знать больному, его родителям и тем, кто окружает ребенка?

Рассказывают родители 3-летнего Миши

Во время завтрака за столом мальчик внезапно побледнел, выронил из рук чашку, взгляд его стал застывшим, устремленным в одну точку. На вопросы Миша не отвечал, было впечатление, что он либо не слышит их, либо не понимает. Он не оказывал сопротивления, когда его взяли на руки. Но буквально через 5–7 секунд Миша открыл глаза и стал спрашивать, куда его несут. Это означало, что припадок окончился и к Мише вернулось утраченное на несколько секунд сознание. Чаепитие могло быть продолжено, Миша помнил, что пил чай, однако не мог вспомнить, что же с ним случилось и почему вокруг него такая суета. Родители были напуганы внезапным и беспричинным изменением состояния ребенка, так как никогда раньше такого с ним не случалось.

Обычно при первом припадке (описанный припадок называется по медицинской терминологии «абсанс», или малый приступ без судорог), вызывают «скорую помощь», к приезду которой припадок, как правило, уже заканчивается. Однако такие припадки могут повторяться, причем через короткие интервалы. Врачи их называют серийными припадками. В случаях, когда один припадок следует за другим почти без интервалов, то есть больной длительно находится в бессознательном состоянии, говорят об эпилептическом статусе.
Между тем у пациентов в течение жизни может быть всего несколько припадков, которые больше не повторятся.

А так случился приступ у 12-летней Тани

Во время прогулки в парке с подружками она внезапно почувствовала слабость: показалось, что окружающие предметы (скамейка, указатели направлений, киоски) стали приобретать расплывчатые очертания, а асфальтовая дорожка покрылась буграми, поэтому девочке пришлось переступать осторожно, как бы ощупывая возможные препятствия. Подруги спросили, что с ней, но ответа не успели услышать, так как Таня неожиданно упала как подкошенная, прямо на асфальт. Слышно было ее хриплое дыхание, а затем крик. Во время приступа у Тани наблюдались судороги рук, ног и всего тела. На окружающих она не реагировала. Постепенно судорожные подергивания стали более мелкими, как бы затухающими, и затем прекратились. Кожа лица перестала быть синюшной и приобрела естественный цвет. Через 3–4 минуты припадок закончился и Таня открыла глаза. На вопросы она не отвечала, так как после припадка сознание возвращается медленно. Из-за развившейся после припадка слабости она не смогла сразу подняться с земли и встала с помощью подруг. Но самостоятельно стоять ей было трудно. В разговор она вступила не сразу, ей мешала зевота, полусонное состояние. Она не понимала, почему вокруг нее столпились люди, так как самого припадка не помнила и узнала о нем лишь от подруг. Во время развернутого судорожного приступа, который называется «генерализованный», Таня полностью утратила сознание, которое, однако, было сохранным за несколько секунд до приступа. Эти ощущения перед припадком обозначаются термином «аура» (предвестник припадка).

Это примеры генерализованной эпилепсии (бессудорожный и судорожный приступы).
Само зрелище больного, у которого в общественном месте (на улице, в школе, на работе) возникает припадок, обычно вызывает у окружающих тяжелое ощущение и даже страх. Окружающие, как правило, стараются приостановить приступ, привести больного в чувство, растормошить его, насильно поднять, не давать конечностям производить судорожные движения... Больному насильно вливают в рот сердечные капли, пытаются делать ему искусственное дыхание...
Можно понять этих людей, которые хотят любым способом облегчить страдания больного.
Но они совершают много ошибок, в том числе и таких, которые могут принести больному непоправимый вред.

Хочу дать следующие советы.

Увидев внезапно падающего человека с признаками судорожного припадка, никогда не пытайтесь «приостановить» приступ. Это недостижимо. Нужно:

– осторожно подложить под голову больного мягкий предмет – портфель, сумку или часть его одежды;
– по возможности повернуть больного на правый бок, чтобы он случайно не захлебнулся слюной (или рвотными массами);
– осторожно ввести со стороны боковых зубов обернутую мягкой тканью ложку или деревянную палочку и некоторое время подержать ее, чтобы больной не прикусил себе язык. Однако если при первой попытке у вас это не получилось, не стоит делать второй попытки, чтобы случайно не травмировать рот больного.

Нужно дождаться окончания припадка и осторожно поднять больного. Когда к нему вернется сознание, надо объяснить больному, что с ним произошло, и отвезти его домой. Если к больному сознание долго не возвращается или появились признаки того, что припадок повторяется, нужно вызвать «скорую помощь». Во всех случаях понадобится консультация врача, особенно если припадок случился впервые.
Бывает, что за всю жизнь у человека случается только один припадок, и он никогда за помощью не обращается. Но и при повторяющихся припадках иногда родители не обращаются к врачу, объясняя тот или иной припадок тем, что ребенок перегрелся, переутомился...

Детей до 12 лет наблюдает районный педиатр, который при необходимости направит ребенка на консультацию к эпилептологу (невропатологу). После 12 лет помощь окажет районный подростковый специалист (невропатолог или психиатр).
Во многих регионах России есть специализированные эпилептологические кабинеты (центры), работающие при неврологических учреждениях или учреждениях психиатрического профиля (психоневрологических диспансерах). Право каждого родителя или подростка – обратиться в любое учреждение, где есть специалисты-эпилептологи.

Что нужно провести из диагностических процедур?

Для уточнения того, что за приступ перенес ваш ребенок, понадобятся:

– подробный анамнез, то есть история развития ребенка, перенесенные болезни и другая медицинская информация о его здоровье (выписка из амбулаторной карты, справки от врачей об оказании помощи с описанием припадков, препаратов, ранее назначенных больному);
– описание всего, что связано с припадком (предшествующие припадку ситуации, температура...), подробное описание поведения во время припадка, особенности начала и окончания приступа, поведение после приступа;
– расспрос самого больного о тех ощущениях, которые он испытал до, во время и после припадка;
– проведение неврологического осмотра для уточнения (или исключения) другого заболевания, при котором припадок является только одним из симптомов среди других, характерных для этого заболевания;
– обследования для выявления возможных структурных изменений мозга (компьютерная томография мозга, магнитно-резонансная томография мозга...);
– всем больным обязательно проводится энцефалографическое обследование мозга (ЭЭГ) и эхоскопическое, которые при выявлении специфических для эпилепсии изменений позволят не только поставить этот диагноз, но и уточнить форму болезни, а также тип эпилептического припадка.

В отличие от других диагностических исследований ЭЭГ должна проводиться в динамике (через 3–6 месяцев) у больных, которым назначено лечение противосудорожными средствами. Это необходимо для контроля за лечением. Нередко показатели ЭЭГ несут информацию об изменениях в мозге даже в отсутствие припадков. Такая болезнь может быть захвачена в самом начале и купирована лекарственными препаратами.