Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №15/1999

Архив

Вы никогда не задумывались, почему нам так милы переулки старого Арбата и отчего так трудно полюбить безликие «спальные города» в Ясеневе, Новогирееве, Коровине? И дело не только в романтике песен Булата Окуджавы. Оказывается, на самочувствие и настроение горожанина – помимо загазованного воздуха и шума на улицах – влияет и загрязненная «визуальная» среда, незапоминающийся ландшафт мегаполиса. Особенно неуютно чувствуют себя в таком каменном безликом окружении дети. И тому есть серьезное объяснение.

О видеоэкологии – новой науке, которой занимается доктор биологических наук, руководитель центра «Видеоэкология» В.А. ФИЛИН, люди сегодня пока еще мало осведомлены. Но интуитивно человек чувствует в себе потребность удовлетворить запросы глаза – усладить его красочным зрелищем.

СЕГОДНЯ, УСТРЕМИВ ВЗОР НА ПЛОСКИЕ ФАСАДЫ ИЗ СТЕКЛА И БЕТОНА, МЫ БУКВАЛЬНО ИЗДЕВАЕМСЯ НАД НАШИМИ ГЛАЗАМИ...

Лепота и слепота

Ученый ввел понятие автоматии быстрых движений глаз (по-научному – саккад), во время которых взор не видит. После каждой саккады – своеобразного отдыха – глаз ищет объект, за который он может «зацепиться». Конечно, лучше всего для этого подходят естественные элементы деревенского пейзажа – к ним человеческий глаз эволюционно приспосабливался сотни тысяч лет. Но когда мы с вами после прогулки по лесу возвращаемся домой, зрение сталкивается с искусственной визуальной средой – современной архитектурой и дизайном большинства наших городов. Большие однообразные плоские поверхности, прямые линии, углы, убогий темно-серый цвет... На каком элементе глаз может зафиксировать свое внимание? Впрочем, беда это не только российская. Принц Чарльз находит, что сегодняшние архитекторы нанесли городам Великобритании вреда больше, чем когда-то немецкие бомбардировщики.

Особую угрозу представляют так называемые гомогенные и агрессивные поля. К первым видеоэколог относит голые стены, глухие заборы, большие поверхности стекла, монотонные подземные переходы, асфальтовые покрытия, ровные линии крыш домов. Агрессивные поля бывают трех видов: одинаковые вертикальные линии, большое количество маленьких, равномерно рассредоточенных по поверхности элементов, от которых рябит в глазах, и концентрические кольца. Такие поля мы встречаем на каждом шагу – нескончаемая череда окон на стенах домов, облицовочные плиты на тротуарах, метры реек и прочее. И это не просто невыразительно эстетически, а опасно для здоровья. На голой стене глазу не на чем остановить внимание, а наблюдая агрессивное поле из одинаковых плиток, зрительная система находится в заблуждении: глаз «не уверен», какой из элементов он «считывает».
А ведь прежде зодчие строили, старательно подражая Творцу, в Чье гениальное мастерство наши предки свято верили. Купола, луковки, шатры, шпили и арки – все делалось по канону, заимствованному у холмов, деревьев, солнца. Лепота!
«Я разглядывал немало детских рисунков – нигде не встретил ни одного агрессивного поля, – говорит Филин. – А что делают с архитектурой папы!» (Собеседник показывает мне фотографию здания Макдональдса на Тверской.)

Аскетический синдром

Сегодня, устремив взор на плоские фасады из стекла и бетона, мы буквально издеваемся над нашими глазами. Это подобно тому, как если бы начали дышать значительно реже или заставили бы свое сердце биться с частотой не 60 ударов в минуту, а 160 или 200. На эти фундаментальные физиологические процессы человеку весьма опасно покушаться. Нарушения в автоматии саккад пагубно сказываются на работе нервной системы ребенка, на его здоровье.
То, что агрессивность наших малышей растет год от года, заметно каждому родителю. А зачастую провоцирует столь страшные действия та среда, в которой человек вынужден находиться ежедневно. Модернист Жан-Пьер Рейно украсил стены Национального павильона Франции тридцатью тысячами кафельных плиток с изображением черепа неардертальца. Страшный и многозначный художественный прием!

Агрессивная среда порождает агрессивные действия. Филин находит очень важным создание комфортной визуальной среды в тюрьме – она бы отвлекла заключенных от агрессивности, помогла бы вернуться к нормальной жизни. А как выглядит интерьер сегодняшних каталажек? Будто общество поставило себе задачу превратить всех арестантов в крутых зомби.
И не потому ли передрались депутаты Государственной Думы, что заседают по восемь часов в день в архитектурно скудном зале? Кому-то покажется смешным это предположение Филина. Но, согласитесь, его теория удачно объясняет происхождение конфликтов в труппе Театра на Таганке, где не только фасад, но и зал, и фойе оформлены под кирпичную кладку. Наверное, пугает муз столь гнетущее окружение.

Видит око, да глаз неймет

Человеку не спрятаться от агрессивности визуальной среды. В офисе – скучные жалюзи, однотипная мебель, дырчатые плиты на стенах, невыразительные обои. На больших производствах монтажницы радиоаппаратуры, точных приборов работают как полярники: их окружают со всех сторон белый кафель, белые халаты и белые шапочки. 80% работниц подобных предприятий уходят домой с головной болью и не догадываются о причине своего плохого самочувствия. На одном московском заводе видеоэкологи предложили испытать несложную глазную повязку. Смысл ее в том, чтобы позволить автоматии саккад несколько минут поработать в собственном режиме – как во время сна, что является для глаз хорошим отдыхом. Пробыв в такой повязке совсем недолго, сборщица радиоаппаратуры избавляется от усталости и возвращается к конвейеру.

«Так это все на службе, – скажете вы. – Вот дома у меня глаза отдыхают». Давайте внимательно приглядимся к интерьеру ваших квартир. Не обольщайтесь, неблагополучная визуальная среда преследует вас буквально повсюду – одноцветный, без рисунка кафель, унылые жалюзи, подвесные потолки, обои в клеточку, мебель в полосочку. На даче – вагонка, даже во внутренних помещениях – подчеркнутая кирпичная кладка или имитация ее.
Филин не призывает вас срочно браться за дорогостоящий ремонт и замену мебели. Иногда бывает достаточно добавить в интерьер несколько ярких живых деталей. И прежде всего возьмитесь за изменение декора в детской комнате. Зелень, цветы, шторы с замысловатой драпировкой, картины, эстампы, календари, яркая безделушка – в вашем арсенале. И еще один совет от видеоэколога. Откажитесь от постельного белья и ночной рубашки в горошек, в полосочку-матроску или другого агрессивного рисунка. Вполне возможно, что некоторые проблемы со сном у вашего ребенка спровоцировала ткань не той расцветки...

Путешествуя по Амазонке в тапочках

А если вы очень устали, не торопитесь включать телевизор. Не разрешайте смотреть телевизор ребенку, если тот утомился после долгих школьных занятий. Голубой экран – та же самая неблагополучная визуальная среда. Глаз не любит того, что так часто допускает телеэкран, – наложение одного изображения на другое. Зрению комфортно, если вторая картинка начинается после того, как оборвалась первая. Когда на экране сразу два кадра, механизмы глаза приходят в замешательство. Для аппарата аккомодации большая нагрузка – чередование крупного и мелкого планов, как это часто делается в клипах. Парадокс в том, что телевизионщики хотят продемонстрировать, какие у них богатые технические возможности и какое нестандартное видение кадра, но глазу это не приносит удовольствия. А картинки, повторенные неоднократно с помощью компьютера, жутко раздражают взгляд.

Помните, как однажды вы прекрасно расслабились, глядя на огонь в камине или наблюдая за рыбками в аквариуме? А с каким удовольствием – за уши не оттащишь – следят за жизнью подводного мира детишки! Хотите вновь испытать похожие ощущения? Купите несколько кассет так называемого релакс-видео. Вечером после изнуряющего рабочего дня включите пленку, над которой вместе с первоклассными художниками-операторами поработали психологи. Позовите к телевизору ребенка. И вместо крутого боевика с погонями и перестрелками, мультика на сумасшедшей скорости кадров ваш усталый от школьных забот малыш увидит умиротворяющие берега Амазонки, изысканные замки Луары, шедевры живописи из музея Эрмитажа...

Светлана ЧЕЧИЛОВА