Лепота и слепота
Ученый ввел
понятие автоматии быстрых движений глаз
(по-научному – саккад), во время которых взор не
видит. После каждой саккады – своеобразного
отдыха – глаз ищет объект, за который он может
«зацепиться». Конечно, лучше всего для этого
подходят естественные элементы деревенского
пейзажа – к ним человеческий глаз эволюционно
приспосабливался сотни тысяч лет. Но когда мы с
вами после прогулки по лесу возвращаемся домой,
зрение сталкивается с искусственной визуальной
средой – современной архитектурой и дизайном
большинства наших городов. Большие однообразные
плоские поверхности, прямые линии, углы, убогий
темно-серый цвет... На каком элементе глаз может
зафиксировать свое внимание? Впрочем, беда это не
только российская. Принц Чарльз находит, что
сегодняшние архитекторы нанесли городам
Великобритании вреда больше, чем когда-то
немецкие бомбардировщики.
Особую
угрозу представляют так называемые гомогенные и
агрессивные поля. К первым видеоэколог относит
голые стены, глухие заборы, большие поверхности
стекла, монотонные подземные переходы,
асфальтовые покрытия, ровные линии крыш домов.
Агрессивные поля бывают трех видов: одинаковые
вертикальные линии, большое количество
маленьких, равномерно рассредоточенных по
поверхности элементов, от которых рябит в глазах,
и концентрические кольца. Такие поля мы
встречаем на каждом шагу – нескончаемая череда
окон на стенах домов, облицовочные плиты на
тротуарах, метры реек и прочее. И это не просто
невыразительно эстетически, а опасно для
здоровья. На голой стене глазу не на чем
остановить внимание, а наблюдая агрессивное поле
из одинаковых плиток, зрительная система
находится в заблуждении: глаз «не уверен», какой
из элементов он «считывает».
А ведь прежде зодчие строили, старательно
подражая Творцу, в Чье гениальное мастерство
наши предки свято верили. Купола, луковки, шатры,
шпили и арки – все делалось по канону,
заимствованному у холмов, деревьев, солнца.
Лепота!
«Я разглядывал немало детских рисунков – нигде
не встретил ни одного агрессивного поля, –
говорит Филин. – А что делают с архитектурой
папы!» (Собеседник показывает мне фотографию
здания Макдональдса на Тверской.)
Аскетический
синдром
Сегодня,
устремив взор на плоские фасады из стекла и
бетона, мы буквально издеваемся над нашими
глазами. Это подобно тому, как если бы начали
дышать значительно реже или заставили бы свое
сердце биться с частотой не 60 ударов в минуту, а 160
или 200. На эти фундаментальные физиологические
процессы человеку весьма опасно покушаться.
Нарушения в автоматии саккад пагубно
сказываются на работе нервной системы ребенка,
на его здоровье.
То, что агрессивность наших малышей растет год от
года, заметно каждому родителю. А зачастую
провоцирует столь страшные действия та среда, в
которой человек вынужден находиться ежедневно.
Модернист Жан-Пьер Рейно украсил стены
Национального павильона Франции тридцатью
тысячами кафельных плиток с изображением черепа
неардертальца. Страшный и многозначный
художественный прием!
Агрессивная
среда порождает агрессивные действия. Филин
находит очень важным создание комфортной
визуальной среды в тюрьме – она бы отвлекла
заключенных от агрессивности, помогла бы
вернуться к нормальной жизни. А как выглядит
интерьер сегодняшних каталажек? Будто общество
поставило себе задачу превратить всех
арестантов в крутых зомби.
И не потому ли передрались депутаты
Государственной Думы, что заседают по восемь
часов в день в архитектурно скудном зале? Кому-то
покажется смешным это предположение Филина. Но,
согласитесь, его теория удачно объясняет
происхождение конфликтов в труппе Театра на
Таганке, где не только фасад, но и зал, и фойе
оформлены под кирпичную кладку. Наверное, пугает
муз столь гнетущее окружение.
Видит
око, да глаз неймет
Человеку
не спрятаться от агрессивности визуальной среды.
В офисе – скучные жалюзи, однотипная мебель,
дырчатые плиты на стенах, невыразительные обои.
На больших производствах монтажницы
радиоаппаратуры, точных приборов работают как
полярники: их окружают со всех сторон белый
кафель, белые халаты и белые шапочки. 80% работниц
подобных предприятий уходят домой с головной
болью и не догадываются о причине своего плохого
самочувствия. На одном московском заводе
видеоэкологи предложили испытать несложную
глазную повязку. Смысл ее в том, чтобы позволить
автоматии саккад несколько минут поработать в
собственном режиме – как во время сна, что
является для глаз хорошим отдыхом. Пробыв в такой
повязке совсем недолго, сборщица
радиоаппаратуры избавляется от усталости и
возвращается к конвейеру.
«Так это все
на службе, – скажете вы. – Вот дома у меня глаза
отдыхают». Давайте внимательно приглядимся к
интерьеру ваших квартир. Не обольщайтесь,
неблагополучная визуальная среда преследует вас
буквально повсюду – одноцветный, без рисунка
кафель, унылые жалюзи, подвесные потолки, обои в
клеточку, мебель в полосочку. На даче – вагонка,
даже во внутренних помещениях – подчеркнутая
кирпичная кладка или имитация ее.
Филин не призывает вас срочно браться за
дорогостоящий ремонт и замену мебели. Иногда
бывает достаточно добавить в интерьер несколько
ярких живых деталей. И прежде всего возьмитесь за
изменение декора в детской комнате. Зелень,
цветы, шторы с замысловатой драпировкой, картины,
эстампы, календари, яркая безделушка – в вашем
арсенале. И еще один совет от видеоэколога.
Откажитесь от постельного белья и ночной рубашки
в горошек, в полосочку-матроску или другого
агрессивного рисунка. Вполне возможно, что
некоторые проблемы со сном у вашего ребенка
спровоцировала ткань не той расцветки...
Путешествуя
по Амазонке в тапочках
А если вы
очень устали, не торопитесь включать телевизор.
Не разрешайте смотреть телевизор ребенку, если
тот утомился после долгих школьных занятий.
Голубой экран – та же самая неблагополучная
визуальная среда. Глаз не любит того, что так
часто допускает телеэкран, – наложение одного
изображения на другое. Зрению комфортно, если
вторая картинка начинается после того, как
оборвалась первая. Когда на экране сразу два
кадра, механизмы глаза приходят в
замешательство. Для аппарата аккомодации
большая нагрузка – чередование крупного и
мелкого планов, как это часто делается в клипах.
Парадокс в том, что телевизионщики хотят
продемонстрировать, какие у них богатые
технические возможности и какое нестандартное
видение кадра, но глазу это не приносит
удовольствия. А картинки, повторенные
неоднократно с помощью компьютера, жутко
раздражают взгляд.
Помните, как
однажды вы прекрасно расслабились, глядя на
огонь в камине или наблюдая за рыбками в
аквариуме? А с каким удовольствием – за уши не
оттащишь – следят за жизнью подводного мира
детишки! Хотите вновь испытать похожие ощущения?
Купите несколько кассет так называемого
релакс-видео. Вечером после изнуряющего рабочего
дня включите пленку, над которой вместе с
первоклассными художниками-операторами
поработали психологи. Позовите к телевизору
ребенка. И вместо крутого боевика с погонями и
перестрелками, мультика на сумасшедшей скорости
кадров ваш усталый от школьных забот малыш
увидит умиротворяющие берега Амазонки,
изысканные замки Луары, шедевры живописи из
музея Эрмитажа...
Светлана
ЧЕЧИЛОВА |