Проблема подготовленности
ребенка к школе возникла несколько десятилетий
назад (вернее, была сформулирована как проблема,
а существовала-то, наверное, всегда) в связи с
более ранним началом систематического обучения
(и не только в нашей стране, но практически во
всех цивилизованных странах). В каком возрасте
лучше начинать обучение, в каком возрасте и при
каком состоянии ребенка этот процесс не будет
приводить к нарушениям в развитии ребенка, не
будет отрицательно сказываться на его здоровье,
как лучше учить – решением всех этих проблем
занимаются ученые и практически все работники
разных отраслей знаний: педагоги и школьные
гигиенисты, психологи, физиологи, медики.
Изучение этой проблемы в нашей стране началось
задолго до введения в школе практики обучения с 6
лет. Предварительно в специальных
экспериментальных исследованиях нужно было
определить не только возможные трудности,
которые возникают в связи с более ранним началом
обучения, но и найти оптимальный возраст, когда
ребенку можно идти в школу, рациональные и
оптимальные формы и методы обучения.
Предлагалось
и предлагается сейчас немало способов
определения подготовленности ребенка к обучению
(или, как говорили раньше, определения «школьной
зрелости»). Одни ученые и специалисты считали
достаточным критерием достижение определенной
степени морфологического развития (например,
смену молочных зубов), другие связывали
готовность непременно с умственным развитием,
третьи считали необходимым условием
определенный уровень психического и прежде
всего личностного развития.
Как показало
теперь уже многолетнее изучение этой проблемы и
в эксперименте и при массовом обучении в школе
детей с 6 лет, готовность ребенка к школе
определяется его физическим и психическим
развитием, состоянием здоровья, умственным и
личностным развитием.
Почему же
необходимо определить подготовленность ребенка
в самом начале обучения, а еще лучше – до
поступления в школу? Много ли детей поступает в
первый класс неподготовленными? Для чего все это
нужно знать? Попробуем разобраться.
Напомним,
что у детей, не подготовленных к
систематическому обучению, труднее и длительнее
проходит период адаптации (приспособления) к
школе, у них гораздо чаще проявляются различные
трудности обучения, среди них значительно больше
неуспевающих, и не только в первом классе. Эти
дети во втором, третьем, четвертом классах также
чаще оказываются в числе неуспевающих, и именно у
них в большом числе случаев отмечаются нарушения
состояния здоровья, и прежде всего
психоневрологической сферы.
Известно, что более
половины «не готовых» к школе детей имеют низкую
успеваемость, а значит, определение степени
подготовленности является одной из мер
предупреждения неуспеваемости. «Неготовность»
для учителя и родителей – сигнал, показывающий
необходимость пристального внимания к ребенку,
поиска более эффективных средств и методов
обучения, индивидуального подхода, учитывающего
особенности и возможности ребенка. Но тревогу
врачей вызывают не только неуспевающие
«неготовые» дети, но и хорошо успевающие
(именно эти дети выпадают из поля зрения и
родителей, и учителя. Собственно говоря,
тревожиться не о чем – ребенок учится-то хорошо).
Дело в том, что хорошая успеваемость ребенка
при недостаточной функциональной
подготовленности организма достается, как
правило, очень высокой «физиологической ценой»,
вызывая чрезмерное напряжение систем организма,
приводя к утомлению и переутомлению, а в
результате – к нарушению состояния здоровья.
Этим детям необходимы особый, щадящий режим и
особое внимание родителей.
Недостаточная
подготовленность к обучению (особенно если она
связана с состоянием здоровья ребенка) вовсе не
является препятствием к обучению, важно только
знать и учитывать эти особенности ребенка.
Конечно, в каждом отдельном случае необходимо
решить основной вопрос: целесообразно ли данному
ребенку идти в школу в 6 лет, а может быть, лучше
провести еще год в детском саду или дома.
Значительному числу «неготовых» детей более
щадящий режим детского сада позволяет укрепить
здоровье, подготовиться к школе. Через год
учиться такому ребенку будет гораздо легче.
Иногда этот
год просто необходим для укрепления здоровья,
иногда требуется специальный комплекс занятий
по формированию психологической готовности
ребенка к школе, по развитию некоторых
физиологических функций, важных для успешного
обучения. Однако многие родители не только
«торопятся» в школу, но и настаивают на
необходимости учиться по более интенсивной
трехлетней программе начальной школы.
Яше Б. 5 лет
8 месяцев, но мама, сама учительница,
настаивает на его приеме в школу. А Яша во время
нашего разговора с мамой ходил по комнате, все
трогал, не обращал внимания на наши просьбы сесть
и «поиграть в интересную игру», поговорить.
Уговоры длились довольно долго и наконец-то нам
удалось усадить его за стол, но радость наша была
преждевременной: больше минуты Яша
сосредоточиться ни на каком задании не мог, а
потом вдруг расплакался. На все вопросы за Яшу
отвечала мама. Мы пытались объяснить маме, что
такое поведение не просто «непосредственность»,
что такое непонимание ситуации, отсутствие
дистанции в общении со взрослыми, неумение
сосредоточиться и повышенная возбудимость
создадут непреодолимые преграды в школе. Но, увы,
переубедить маму нам не удалось. «Я сама
учительница, буду с ним заниматься...» Как мы и
предполагали, Яша «проучился» лишь до ноября, он
в очередной раз заболел и после болезни
категорически отказался ходить в школу, да к тому
времени и мама убедилась, что ей не удастся
«заставить Яшу учиться»; психологически этот
ребенок не был готов к школе. Не случайно
рекомендуется принимать в школу детей в 6,5 лет.
Почему?
Специальные
исследования, проведенные в разных странах,
показали, что число детей, не подготовленных к
обучению, закономерно уменьшается в период от 5
до 7 лет, то есть чем старше дети, тем меньше среди
них таких. Больше всего «неготовых» детей в
возрасте 5–5,5 лет – около 80%. В 6 лет таких детей
уже намного меньше – 51%, а в 6,5 – 32%. В семилетнем
возрасте число «не готовых» к школе детей
снижается до 13%. Наибольшее число девочек
«созревает» в возрасте от 5 до 5,5 лет, а мальчиков
– на полгода позже – от 5,5 до 6 лет. Конечно,
родителям не столь важны эти абсолютные цифры
подготовленности детей к школе, сколь важна
закономерность: во-первых, резкое увеличение
числа подготовленных к обучению детей в возрасте
от 5 до 6,5 лет, а во-вторых, то, что определенное
число не подготовленных к обучению детей может
быть даже вне зависимости от их возраста. Именно
эти факторы вызывают необходимость тщательного
медико-педагогического отбора детей в школу и
определение уровня подготовленности ребенка к
систематическому обучению в школе.
Речь идет
именно о систематическом обучении в школе в
определенных условиях классно-урочной системы
по определенной программе, потому что учить
ребенка индивидуально по индивидуальной
программе можно и в три, и в четыре, и в пять лет, а
вот учиться в школе без перенапряжения может
только тот, кто к такому обучению готов. Потому
давайте разберемся, что же такое
подготовленность ребенка к школе.
Начало систематического
обучения в школе, связанное с изменением
социальной ситуации, социального статуса
ребенка, а также изменением ведущей
деятельности, требует определенной
психологической подготовленности ребенка к
школе. Для дошкольника ведущий вид деятельности
– ролевая игра. Однако в целом у ребенка к концу
дошкольного возраста формируется стремление к
общественно значимой и общественно оцениваемой
деятельности, которое и является предпосылкой
подготовленности к обучению. Постепенно ребенок
начинает нуждаться в новых источниках знаний, в
новых отношениях, его уже не удовлетворяет
обычный статус ребенка, он «хочет учиться».
Способность ребенка
понимать и устойчиво удерживать особую роль
ученика и является одним из показателей
возможности принять вместо игры новый вид
деятельности – учебу и подчиниться ее
требованиям, необходимым условиям. Далеко не
все дети обладают этой способностью, и, несмотря
на достаточный объем знаний и хорошую память,
такой ребенок к трудом адаптируется в школе.
Что
привлекает ребенка в школе? Как правило, особую
привлекательность имеют внешние моменты
школьной жизни: форма, портфель, тетрадь,
учебники, сама школа, новые дети, новые друзья.
Все это, конечно, еще не отношение к новому виду
деятельности, не отношение к учебе как таковой,
не желание учиться ради получения знаний, но в то
же время это основа желания изменить свое место в
обществе. Однако желание ребенка не всегда
совпадает с его возможностями, ведь изменение
социального статуса ребенка и его нормальная
адаптация в новых условиях во многом
определяются уровнем волевого развития. У разных
детей этот уровень оказывается различным, но для
успешной адаптации к школе необходимо, чтобы
ребенок сумел безболезненно принять новые
требования, понял и принял специфику учебной
ситуации, требования учителя, наконец, чтобы
отличал учительницу от бабушки, с которой можно
покапризничать, в том время как в школе этого
делать нельзя. То есть ребенок должен быть
готов понять и принять относительную условность
общения, правила и нормы поведения.
Ребенку
необходимо будет включиться в новые отношения со
сверстниками, научиться работать коллективно и в
определенном темпе, так как коллективная
деятельность в классе предполагает интенсивное
общение и совместную работу как с другими
учениками, так и с учителем. Не все дети готовы
к такой работе. Специальные исследования
психологов показали, что в экспериментальной
ситуации игры, когда задание, которое давалось
детям, могло быть выполнено только если дети
договорятся друг с другом, будут согласовывать
свои действия с действиями партнера, часть детей
вообще не обращала внимания на партнера. Все
внимание одних детей было направлено
непосредственно на игру как таковую, выполнить
поставленную перед ними задачу они не
стремились, некоторые не могли найти нужного
взаимодействия, не знали, как это сделать. Третьи
устойчиво стремились к цели, но игра стала
соревнованием-соперничеством, а не
сотрудничеством. И только у части детей возникло
сотрудничество, они смогли предварительно
спланировать свои действия и действия партнера.
Но такой уровень взаимодействия, необходимый для
коллективной, совместной деятельности в школе,
оказался скорее исключением, чем правилом.
Умение
сосредоточиться, удержать свое внимание на
определенной деятельности, слушать учителя не
отвлекаясь также различно у разных детей. Одни
не могут и пяти минут работать сосредоточенно,
другие весь урок внимательны и работоспособны.
Однако причины такого невнимания могут быть
разными: это и особенности высшей нервной
деятельности ребенка – слабость нервной
системы, это может быть и результатом быстрой
истощаемости и утомляемости ввиду плохого
состояния здоровья, но может быть результатом и
собственно психологической неподготовленности
– слабого развития произвольности внимания,
памяти, деятельности.
Психологические механизмы,
лежащие в основе произвольности, то есть умения и
способности действовать по инструкции,
регулировать свое поведение, складываются
только в определенном возрасте, как правило, не
раньше 6 лет. А если мы заставим ребенка выполнять
достаточно длительную работу, потребуем
сосредоточения на какой-либо деятельности
преждевременно, когда ребенок еще не подготовлен
к такой деятельности, то это может привести к
отказу от деятельности (как в случае с Яшей).
Кстати, это наиболее безболезненный для ребенка
вариант, но если родители настаивают, не
считаются с состоянием ребенка, занятия не
только не пойдут впрок, но могут привести к
резкому ухудшению состояния здоровья. |