Возьмем, к примеру,
школьное сексуальное образование детей и
подростков. В пуританской некогда Америке или
Голландии подобная практика существует уже лет
тридцать, даже в тоталитарной ГДР в конце 70-х гг.
завели нечто подобное. А у нас тогда – ни секса
(на кино- и телеэкранах), ни соответствующего
просвещения. Вот и приходилось сегодняшним дядям
и тетям пробавляться в юности приключениями
Шурика, пока у них там сексуальная революция
свершалась.
Ясно, что противников
подобной дискриминации хватало. Да и практика
более продвинутой части тинэйджеров опережала
теоретические догмы. Отдельные педагоги давно
поговаривали о необходимости осторожного
приобщения малолетних к тайнам капусты и аиста.
Тут, кстати, и социальный прогресс достиг стадии
полной свободы прессы и видеопродукции. А вслед
за тем (странное совпадение!) поползли вверх
кривые детской преступности и подростковых
венерических заболеваний. Так, может быть,
подготовить специальных педагогов, и пусть
заранее, прямо в классе, объяснят нашим детям, как
это все бывает и что при этом уместно делать?
Родителям не придется ломать голову по поводу
некоторых их вопросов, да и количество ранних
абортов должно уменьшиться. Во всяком случае,
подростковые гинекологи идею сексуального
просвещения школьников приветствуют.
Существует, однако,
среди медицинских авторитетов и прямо
противоположная точка зрения. В Москве уже
несколько месяцев функционирует Международный
(похоже, за счет ожидаемых собратьев по СНГ)
пресс-клуб при университете Российской академии
образования, цель его – стимулировать широкое
обсуждение наиболее принципиальных и острых
проблем педагогики и детства. Так вот, на одном из
недавних заседаний пресс-клуба бывший главный
детский психиатр Союза, России и г. Москвы
Б.З.Драбкин утверждал, что практически все
детские психиатры и психотерапевты к идее
школьного секспросвета относятся резко
отрицательно.
Потому что все должно
происходить в свое время; каждому детскому
возрасту свойствен свой баланс мышечной
активности, психики и деятельности эндокринных
желез, а слишком раннее подключение детей к теме
сексуальности нарушает этот баланс и приводит к
истощению нервной системы ребенка. Существующие
же программы такого рода образования
представляют собой достаточно малограмотно (с
точки зрения психологии и психиатрии)
скомпилированный набор сведений, вырванных из
учебников акушерства, гинекологии и
сексопатологии. И большинству детей информация
эта принесет только вред.
Тем не менее пионерами внедрения
секспросвета в школьную практику стали в нашей
стране органы Минздрава, а также Российская
ассоциация планирования семьи – общественная
медико-просветительская организация, тесно
связанная с международным движением той же
направленности. В Ярославле, например, еще в 1993 г.
был создан Центр сексуальной культуры,
преобразованный затем в несколько
медико-педагогических школ (МПШ). Самая базовая
из них получила тогда международный грант на 215
тыс. долларов, дальнейшее финансирование шло в
основном из городского бюджета.
А практика выглядела
так: детей целыми классами снимали с занятий и в
обязательном порядке отправляли в эти МПШ на
одну-две недели – постигать азы личной гигиены и
сексуальной грамотности. Программы обучения
были утверждены Управлением образования
ярославской мэрии, но родителей с ними
предварительно не знакомили (да и на занятия
старались их не пускать). К снижению подростковых
венерических заболеваний деятельность МПШ не
привела. А в прошлом году выяснилось, что никакой
государственной лицензии учреждения эти не
имели – чистая комбинация ведомственной
самодеятельности с чиновничьей любовью к
прогрессу. Сейчас ярославские МПШ частью
закрыты, частью преобразованы в органы
дополнительного (если родители попросят)
образования. В других областях России тоже были
энтузиасты секспросвета и спонсирующие их
организации, наши и зарубежные.
Любая образовательная программа в
стране должна исходить из соответствующего
министерства или, по крайней мере, не
противоречить государственным педагогическим
установкам. В 1996 году Министерство образования
объявило: сексуально-просветительской анархии
приходит конец, разработан общероссийский
проект «Половое воспитание российских
школьников» (так называемая программа
Шапиро–Червякова). Среди консультантов и
кураторов проекта значились известный
российский сексолог, исследователь проблем
однополой любви Игорь Кон, а также голландский
центр «Органон», специализирующийся на
производстве медикаментов и контрацептивов.
Полное внедрение сексологии как обязательного, с
1-го по 11-й класс, предмета планировалось на 2000
год; пока же 12–15-летним ученикам некоторых школ
были розданы анкеты, выяснявшие степень
осведомленности школьников по части устройства
половых органов, географии эрогенных зон и
вариантов сексуального поведения. Содержание
анкет дошло, естественно, до родителей,
возмущение которых стало выплескиваться на
страницы центральной и местной прессы. А кое-где
докатилось и до прокуратуры. |
Средняя школа - это прежде всего
источник базовых знаний, к которым всегда
полезно добавить еще и нравственные ценности...
СЕКСПРОСВЕТ
в конце
туннеля
Как известно, плоды
просвещения нам, россиянам, привозят с Запада.
Университет и картошка, пиджак с галстуком и
персональный компьютер – все пришло оттуда. Это
не помешало Достоевскому с Менделеевым внести
существенный вклад в мировую культуру и
цивилизацию, так что горевать по поводу импорта
идей или технологий не стоит – мир стал един. В
последние годы ввоз западных достижений
усилился. И наряду с вещами полезными или хотя бы
перспективными, вроде парламентаризма или
акционерной формы собственности, везут такое, в
пользе чего стоит и усомниться. |
Благо анкетами дело не
ограничилось: в пилотных школах старшеклассники
уже натягивали презервативы на муляжи
соответствующих органов (было такое фото в одной
из центральных газет) и совокупляли эти макеты с
наглядными пособиями противоположного пола.
Протесты все множились, и в прошлом году
Министерство образования от заявленного проекта
отказалось. Теперь его представитель твердо
говорит на том же пресс-клубе, что никакой
обязательной программы сексологии в школе
внедряться не будет.
Отсюда,
правда не следует, что с сексологическим
образованием школьников покончено.
Соответствующая информация все больше входит в
курсы биологии, а также, будем внимательны, –
новых и усиленно пропагандируемых школьных
дисциплин, прежде всего
валеологии (буквально – «наука о здоровье») и
основ безопасности жизнедеятельности, или ОБЖ.
Причем если биология – это действительно наука,
которой соответствуют устойчивые формы
педагогического представления ее материала, то
два других предмета находятся пока в
становлении. И вложить в них можно все что угодно
– от летающих тарелок до медицинской практики
нетрадиционных конфессий или экзотических сект.
Тем более что в
отличие от физики или биологии валеология,
например, – учебная дисциплина не базового
(общеобязательного), а регионального или
местного уровня. То есть вопрос о ее
преподавании, выборе программы и учебника будет
решать не министерство, а областная власть,
муниципалитет или, в крайнем случае, директор
школы. Вот тут-то стоит вспомнить о ярославском
эксперименте и возможном взаимодействии
лоббирующих организаций и ответственных
работников. Так, упоминавшийся уже «Органон»
внедрил в одну из самых обычных уральских школ
программу «Антиспид», разработанную для молодых
гомосексуалистов.
Вполне очевидно, что
современная мировая система производства
товаров и услуг не только удовлетворяет за
деньги любые потребности, но и активно их
формирует (в частности, делая их более
доступными). Пример тому – все связанное с
поп-музыкой или персональным компьютером. И
давление разного рода индустрий (в том числе
контрацептивных) на наше общество будет только
расти. Обижаться на давящую силу бизнеса
бессмысленно, вопрос в том, готовы ли мы, сейчас в
массе своей бедные, к этому давлению?
Полезно также знать,
что в основе импортированной к нам идеологии
сексуального просвещения детей лежит
представление о ребенке (а им, согласно
международной Конвенции, считается и подросток
до 17 лет включительно) как о вполне
самостоятельном маленьком индивиде, который
имеет право на любую информацию, позволяющую ему
сделать потом осознанный выбор. Звучит красиво,
но на практике это может означать, например,
выбор между нормальной половой ориентацией и
гомосексуализмом, который в большинстве
программ секспросвещения (как и в социальной
этике многих западных стран) уже рассматривается
всего лишь как вариант нормы.
Не удивительно, что
практическое приложение некоторых принятых на
Западе постулатов к нашей школе шокировало
родителей, в том числе и тех, которые к идее
детского секспросвета в теории относились
вполне положительно. К тому же идеология
безусловного права детей и подростков на
получение не ограниченной ничем информации
вступает в явное противоречие с существующим
Законом об образовании, согласно которому
(статья 18, пункт 1) ответственность за воспитание
несовершеннолетних возлагается на родителей или
опекунов, государство же должно им в этом
всячески содействовать.
Любая
ответственность предполагает соответствующие
права. И если следовать букве и логике закона,
никакой государственный, муниципальный или
ведомственный орган не вправе диктовать
родителям, чему, как и в каком объеме будут учить
их детей. В первую очередь это относится к
предметам и программам, не включенным в
Государственный стандарт образования и
«запускаемым» на региональном и местном уровне.
Так что будущее
сексуального просвещения детей в руках их
родителей. Именно им предстоит решить, будут ли
рассказывать о половых отклонениях и безопасном
сексе прямо на общем для мальчиков и девочек
уроке, пусть той же валеологии. Или все-таки
найдут какие-то индивидуальные формы помощи тем,
для кого такого рода знание уже стало актуальным.
Не привлекая внимания их менее озабоченных (и
сейчас, кажется, еще явно преобладающих)
сверстников, интересы которых пока прикованы к
компьютерному классу, драмкружку и
баскетбольной площадке.
Несомненно, тема уже искушенных
жизнью школьников существует. Наряду с темой тех
детей и подростков, которые нормальному
образованию предпочли, часто не по своей воле,
горькую свободу беспризорщины или
преждевременного труда. Но средняя школа – это
прежде всего источник базовых знаний, к которым
всегда полезно добавить еще и какие-то
нравственные ценности. Так не должна ли она,
школа, играть роль островка относительной
стабильности посреди охваченной кризисом и
борьбой за существование стихии? А школьный
учитель – по возможности сохранять свою роль
носителя «доброго и вечного», столь традиционную
для нашей страны и нашей культуры.
Владимир
СИПЯГИН |