Как
правило, родители списывают агрессивность
своих подрастающих чад на “сложный характер”,
раздражительность – на переходный возраст.
Считают, что подрастет – выправится ребенок.
Спохватываются потом, когда в биографии ребенка
появляется строка «привод в милицию».
Как реагируют взрослые на первые признаки той
агрессивности, которая со временем ведет к
криминалу? Проведенные нами анонимные опросы
родителей школьников 5–11-х классов показали, что
подавляющее большинство родителей (46%), недолго
думая, при малейших проявлениях агрессивности
используют старый метод кнута или лишают ребенка
каких-либо удовольствий. К сожалению, только 18%
родителей пытаются разобраться в происходящем,
хотят понять своего ребенка. Вдумаемся: всего
лишь 18% готовы к малому – элементарно поговорить
с ребенком. Однако без этого нельзя вникнуть в
детские переживания и увидеть, что за нездоровой
агрессивностью чаще всего стоят детские страхи,
от которых ребенок не может избавиться сам. Почему же налицо такой
дисбаланс? Почему с таким огромным счетом,
46:18%, торжествует невнимание к ребенку? Долгое
время в нашем обществе господствовало
репрессивное отношение к агрессии – с ней
требовалось бороться, ее следовало подавлять.
Общество любило послушных, тихих и забитых
отличников – «ботаников». По поведению школа
ставила оценки – и плохо приходилось тому, кто
получал даже четверку. На него накидывались всем
миром – от педсовета до домового комитета.
Непослушание, агрессивное поведение
рассматривалось как крайне разрушительное и для
общества, и для человека. Так вырастали колонны
не детей, а послушных роботов.
В то время на Западе поощрялся поиск
«инакомыслящих» детей. По всем данным выходило,
что именно они обеспечивают творческое развитие
общества. Несогласие с чужим мнением – мать
открытия нового. В целом ряде специальных
научных работ была доказана полезная, адаптивная
роль агрессии. Вовремя замеченная и направленная
в продуктивное русло, агрессия оказывается
естественным психологическим феноменом, имеющим
природную нейроэндокринную основу. Агрессивные
дети либо действительно не вполне здоровы, либо
просто особенного склада характера. Не
наказывать их надо, а либо лечить, либо просто
по-особому к ним относиться.
Вообще же вся
жизнь человека, все его психическое развитие
связаны с постоянной мобилизацией «полезной
агрессивности». Она есть уже у новорожденного
младенца – его первый крик есть символическое
выражение яростного желания жить, несмотря на
родовую боль. Ее ведь не только мать, но и ребенок
испытывает. У растущего младенца нормальная,
защитная агрессивность проявляется в плаче. Это
простейший сигнал о переживаемых им неудобствах
и нуждах. Затем приходит потребность кусать или
даже рвать предметы. Это результат развития
перцептивной координации и простейших действий
с предметами. В более позднем возрасте
появляются те взрывы раздражения, которые и
кажутся невнимательным родителям
немотивированными. На самом деле это простейший
формы выражения вполне терпимого несогласия со
взрослыми и выработки собственного мнения. За
ними – тот самый кризис «самости» или
«самоидентификации» – поиск ответов на вопросы
«кто я?», «какой я?» и «что я могу?». Почти по
Ф.Достоевскому: помог бы кто Раскольникову
правильно ответить на вопрос, «тварь ли я
ползучая или Наполеон», – глядишь, осталась бы
жива старушка-процентщица.
У всех людей такие
кризисы проявляются в поисках своих
«пределов допустимого» – границ между «можно» и
«нельзя». Помните в анекдоте: «Если нельзя, но
очень хочется, то можно»? Вот дети и ищут, до каких
же пор может «хотеться».
У дошкольников это обычно проявляется в попытках
нарушения навязываемых взрослыми правил. Важно
различать, где такие попытки – простое
упрямство, а где – спонтанное побуждение к
исследованию. Где перед нами хулиган, а где –
маленький экспериментатор.
У младших школьников именно в таком
экспериментировании проявляется развитие
способностей к самоутверждению в детском
коллективе. У подростков за этим же
обнаруживается повышенное стремление к
самостоятельности, стремление к защите своей
психологической индивидуальности от подчас
излишне жестких социальных правил –
навязываемых поведенческих ролей. Выработка
своего, особенного, но в целом приемлемого
другими стиля жизни. В зрелом возрасте в таком
творческом, экспериментальном подходе к жизни
выявляется самое ценное в человеке – умение
полностью реализовать себя, раскрыть свои
способности и возможности. Это та самая воспетая
психологами «самоактуализация» – нахождение
удовлетворяющих самого человека и окружающих
его людей творческих альтернатив совместной
жизни, избегание вызывающей раздражение
излишней зависимости и, как следствие,
отчужденности, замкнутости, невротических
конфликтов. Однако такое обучение трудно назвать
продуктивным – оно идет методом проб и ошибок,
через конфликты и болезненные переживания. Вот
от чего хотелось бы избавить наших детей – от
ненужных проб и роковых ошибок. Путь же один –
родительское умение понять своего ребенка. А
поняв, вовремя удержаться от наказания и
подсказать ему приемлемый, не раздражающий
других людей путь к самореализации.
Так бить или не
бить? Конечно, нашему, постсоветскому
человеку трудно во всем согласиться с таким
подходом к воспитанию, но детскую агрессивность
надо не подавлять (все равно вылезет и только к
худшему приведет!), а использовать в «мирных
целях», для развития творческой личности. Это
трудно потому, что перевоспитывать придется...
самих себя.
Воспитание ребенка начинается с самовоспитания
родителей. Родителям, сталкивающимся с
проявлением агрессивности у своих детей,
необходимо прежде всего оценить свой
собственный уровень агрессивности. Ведь давно
известно: яблочко от яблони недалеко падает.
Стереотипы поведения, его модели и сценарии
задаются семьей. Ребенок начинает с того, что
просто копирует то, что видит. Беда в том, что
часто он видит, а родители уже не замечают. Или не
хотят замечать. «Неча на зеркало пенять...» – учит
народная поговорка. Тем более бесполезно
наказывать зеркало. Если родителю тяжело
разобраться в мотивах поведения своего ребенка,
он может обратиться к специалисту – к школьному
психологу или социальному работнику. Не надо
стесняться этого. Не надо загонять детские
проблемы внутрь. Надо активно разрешать их.
В истории человечества давно уже выработаны
способы реканализации детской агрессивности –
направления ее в другое русло. Это и особые
ритуалы, и специальные «замещающие игры», и
многое другое. Не будем говорить о развитых,
«цивилизованных» странах пресловутого «дикого
Запада». Возьмем заведомо отсталые, экзотические
примеры. Чтобы не заниматься непосредственным
мордобоем, например, аборигены Австралии
выплескивают свою агрессивность в танце.
Эскимосы Аляски в конфликтной ситуации поют
особые «ругачие песни».
К сожалению, наши дети, поругавшись с родителями
или со школьным учителем, разрисовывают стены
зданий, корежат кабины лифтов, затевают
бессмысленные драки со сверстниками... Почему? Да
потому, что наша система воспитания не может
«разрядить» поведение ребенка в тревожной,
травмирующей его ситуации (мы подавляем в
ребенке агрессивные эмоции, а они только
накапливаются). Поэтому и имеем то, что имеем.
Однако есть
надежда, что так будет не всегда. Если
постараться, то можно заметить пресловутый «свет
в конце туннеля». Так, в частности, в последнее
время у нас, в подражание Западу, получили
распространение специальные куклы – бафиты. Это
особые воспитательные куклы, использующиеся для
снятия не только детской, но иногда и взрослой
агрессивности. По мысли создателей таких кукол,
агрессивный ребенок, лупя и калеча эту
специальную игрушку, будет тем самым
освобождаться от накопившейся злобы, гнева и
раздражения. Представьте – помогает!
Сошлюсь на многолетний личный опыт работы в
качестве психолога. Он убедительно показал
эффективность этого метода. Однако дело не
просто в том, чтобы потрепать куклу. К примеру,
«новые русские» родители, имея большие
материальные возможности, заваливают своих
детей сверхдорогими игрушками такого типа. А
потом жалуются, что ничего не меняется – дети
растут распущенными хулиганами, наркоманами,
правонарушителями. И не понимают, что дело совсем
не в купленных за доллары куклах.
Не в куклах дело!
Главное – в сопровождающей этот процесс
психотерапевтической беседе. Как правило, между
вспышками детского гнева и возможностью ее
«реканализации» проходит время – ребенок
успевает «остыть». Тогда поздно предлагать ему
снова пережить эту ситуацию и с помощью куклы
«выместить злость» на тряпичной кукле. Не поздно
другое – предложить разыграть вместе с этой
куклой маленький спектакль. И поменяться ролями
– самому сыграть роль обидчика. И почувствовать
то, что в это время чувствует другое существо –
мама или папа. Такой путь обогащает ребенка
новыми переживаниями. Он взрослеет, он понимает
«пределы допустимого». Он изживает свою
неконтролируемую агрессивность, учится
управлять собой и развивать свое поведение.
Для этого не нужны особые деньги. Нужно внимание
к своему ребенку – той самой «кровиночке», ближе
которой у нас нет ничего. Давайте попробуем?
Екатерина
ОЛЬШАНСКАЯ,психолог |