Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/1999

Архив

Радиолокатор следит за осанкой

Открытие российских ученых

 

У 70% детей к окончанию школы нарушена осанка: кто сутулится, у кого одно плечо выше другого... А что потянется за нарушением осанки, предугадать нетрудно: и плоскостопие, и плохое зрение, во взрослой жизни будут мучить боли в спине и пояснице, появится варикозное расширение вен на ногах и даже тяжелые роды могут возникнуть у тех женщин, кто не заботился о прямой спине с детских лет. 

Неужели врачи не следят у нас за осанкой детей? Следят. И профилактические осмотры в школах и поликлиниках проводят... Только и диагностика таких осмотров несовершенна, и коррекция обнаруженных нарушений приблизительна. 

Но недавно московские медики и инженеры-радиоэлектронщики разработали новый метод диагностики искривлений позвоночника – радиолокацией. Рассказывает один из авторов этого изобретения – кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник Федерального НИИ медицинских проблем формирования здоровья Минздрава РФ Петр Иванович ХРАМЦОВ. 

Оценка на глазок 

– Сегодня определяют, есть ли искривление позвоночника у ребенка или нет, так: во время профилактического осмотра в школе (в первом классе, в пятом и к концу обучения) врач смотрит раздетого ребенка спереди, сбоку и сзади и на глазок определяет, есть ли нарушения осанки и какие.

Я провел такой эксперимент: попросил специалиста из ЦИТО, который привык к грубым патологиям больных, участкового педиатра, который обычно смотрит общее развитие ребенка, и научного сотрудника нашего института, который занимается именно нарушениями осанки, осмотреть одного и того же школьника. Все трое поставили разные диагнозы. 

Визуальный метод субъективен. Да еще картина совершенно меняется, когда ребенок снимает одежду, чувствует перепад температуры, холодные руки врача, который иногда и прикрикнет: “А ну-ка, встань прямо!”, чувствует скованность от пристального внимания... А ведь осанка – это привычное положение тела. 

Наш прибор позволяет определить состояние спины ребенка не раздевая его и вообще не акцентируя его внимания на обследовании. 

Радиоволны“видят” позвоночник 

Прибор состоит из антенны, которая передает и принимает радиоволны, усиливающего устройства и компьютера. Он компактен. Это кейс, с которым врач придет в детский сад, в школу. 

Мы в нашем “подопытном” детском саду, где прибор проходит проверку, во время осмотра ставим малышей лицом к плакатам и просим их найти все грибочки или колечки – в общем, от обследования отвлекаем. Пока малыш стоит в естественной позе, невидимый радиолуч скользит по его спине то сзади, то сбоку, и “видит” через одежду все изменения: и в шейном, и в поясничном изгибе, и в шейно-грудной области, и в грудо-поясничной... Компьютер все рассчитывает и выдает очень точную, детальную картину индивидуальных нарушений, которая остается потом в компьютерном банке данных. 

Никакого вредного воздействия от прибора нет. Этот диапазон радиоволн даже используется в терапии. Время обследования – от одной до трех минут. По всем ГОСТам и санитарным нормам это воздействие лучей в 1000 раз меньше предельно допустимого: мы консультировались в Институте экологии человека и гигиены окружающей среды, где занимаются вопросами радиоизлучения и его влияния на человека.

Тренажер для центра тяжести 

Сейчас мы работаем над следующим прибором, который поможет улучшить осанку ребенку. Это как бы логическое продолжение нашего радиолокатора. 

Сегодня всем детям “прописывают” один и тот же комплекс упражнений для мышц спины. Потому что диагностика была приблизительной, визуальной. А когда мы объективно увидели, что у ребенка нарушено и насколько, мы можем подобрать ему индивидуальный комплекс упражнений. А может, этому ребенку гимнастика для спины вообще не нужна? Может, ему надо нормализовать работу мышц ног, сделать курс массажа и от этого исправится осанка? 

У нашего прибора есть тензометрическая платформа, она позволяет человеку видеть на экране компьютера проекцию своего положения центра тяжести. Мы придумали игры, которые помогают ребенку управлять положением своего центра тяжести, своими мышцами. Эти игры улучшают, укрепляют осанку. Это наша, авторская, методика коррекции осанки. 

Исправить осанку можно только в детстве. У взрослого человека уже все сформировано, ему придется плохое, неправильное ломать, чтобы вылепить правильное, новое. А это почти невозможно. Поэтому важно именно в детстве, как можно раньше, когда нарушения только-только появляются, обнаружить их  и исправить. Мы считаем, что проверять осанку у детей надо два раза в год, заносить картину в банк данных, сравнивать с предыдущим результатом и сразу же, если есть изменения, назначать лечение. А еще для этого ребенка надо пересмотреть учебную нагрузку, потому что стресс, страх не успеть записать, не понять заставляет ребенка напрягать мышцы, сворачивать плечи, кукожиться. Надо подумать и об атмосфере в семье и в школе: конфликты и повышенная тревожность тоже влияют на осанку.  ***

В серийном варианте прибор пока получается дорогим, но есть возможность удешевить его, инженеры радиотехнического факультета МЭИ сейчас работают над этим. Надеемся, что через год начнется его массовый выпуск и повсеместное обследование детей именно нашей установкой. 

Записала М.МАТВЕЕВА