Игры для детей с ограниченными
возможностями
В последнее время в общем
комплексе мероприятий по реабилитации
детей-инвалидов с нарушениями центральной
нервной системы и опорно-двигательного аппарата
все большее внимание уделяют игровой
деятельности как элементу социальной адаптации
Игры могут быть направлены на
коррекцию и восстановление двигательных
нарушений (дискоординация движений в крупных и
мелких мышечных группах, равновесие,
пространственная ориентация, ограничение объема
активных движений в суставах, слабость мышечного
аппарата), улучшение функционального состояния
дыхательной и сердечно-сосудистой систем,
развитие основных физических качеств: меткости,
ловкости, быстроты реакции и других.
При проведении подвижных игр, например, с
инвалидами с детским церебральным параличом
главной задачей становится содействие
вертикализации тела больного, его подвижности,
совершенствованию мелкой моторики рук. Важное
условие решения этой задачи – расслабление
спастически сокращенных мышц и укрепление
ослабленных, растянутых мышц.
Важнейший результат игры – радость и
эмоциональный подъем. Нередко под влиянием
эмоционального фактора – стремления к успешному
участию в игре – ребенок более правильно
совершает то движение, выполнить которое ему не
удается во время индивидуальных занятий с
методистом.
На занятиях целесообразно включать музыкальное
сопровождение.
Игры-эстафеты
I этап. Провести ногами мяч между
кеглями «змейкой». Кегли расставлены на
расстоянии 1 м друг от друга. Обратно – бегом,
оббежав флажок.
II этап. Пронести теннисный мяч на маленькой
ракетке, между кеглями «змейкой». Обратно –
бегом, оббежав флажок.
III этап. На расстоянии 10 м от стартовой линии
стоят пять кеглей. Первые игроки из двух команд
должны добежать до кеглей, положить их на пол и
вернуться в хвост своей команды. Вторые игроки
должны добежать и поставить кегли вертикально. И
так все участники команд. Выигрывает команда,
первой завершившая эстафету.
IV этап. Надо собрать мячи, которые
расставлены по кругу на расстоянии 2 м друг от
друга, и поместить в центр этого круга. Первый
игрок выполняет эту задачу. Второй игрок должен
мячи из центра расставить на прежнее место. И так
все участники одной команды. Подсчитывается
время, за которое вся команда пройдет этот этап.
То же самое проделывает другая команда.
Выигрывает та команда, которая в результате
затратила меньше времени.
V этап. «Пройди – не ошибись». Надо пройти по
прямой линии 5 м, ставя пятку к носку, и таким же
образом вернуться назад.
VI этап. «Забрось мяч в корзину». На расстоянии
4 м от стартовой линии ставится корзина. Каждый
участник получает три попытки для броска малого
мяча в корзину. Подсчитывается количество очков
у каждой команды.
VII этап. «Набрасывание колец». На расстоянии
2–3 м устанавливается платформа с колышками или 6
«городков» в два ряда. Каждый участник выполняет
по три попытки, набрасывая кольца на колышки.
Подсчитывается количество точных бросков у
каждой команды.
«Канатоходец»
Для развития равновесия, координации и
произвольности движений.
На площадке играющие чертят прямую линию (канат).
Надо передвигаться по ней как по канату.
Разрешается держать руки в стороны. Проигрывают
те ребята, которые сойдут с черты – «слетят с
каната».
«Ветер и флюгеры»
Для развития точности и
произвольности двигательных реакций.
Перед началом игры ведущий выясняет у игроков,
знают ли они, где север, юг, запад, восток. Далее он
становится ветром, а все игроки – флюгерами.
Когда ведущий говорит: «Ветер дует с севера!» –
флюгеры должны повернуться по направлению ветра
(т.е. спиной к северу и лицом к югу); если он
говорит: «Ветер дует с востока» – необходимо
повернуться уже в соответствии с этой командой; и
т.д. Если ведущий говорит: «Буря», – флюгеры
должны закружиться на одном месте; если он
говорит: «Переменно», – флюгеры начинают
покачиваться на месте; «Штиль» – все замирают.
Игра ведется во все ускоряющемся темпе. Можно два
и три раза подряд называть одно и то же
направление ветра. Тогда никто из игроков не
должен поворачиваться.
Победителями считаются те, кто сделает меньше
ошибок.
ИГРЫ-ЭСТАФЕТЫ ДЛЯ
ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ
1. Передача мяча руками в
колонне над головой и через сторону. Первый игрок
передает мяч над головой и передвигается в хвост
своей колонны. Второй передает мяч через сторону
и тоже передвигается в хвост колонны. И так все
участники, пока первый игрок опять не окажется
первым.
2. Метание обруча на дальность. Участник
эстафеты держит обруч в вертикальном положении.
После сигнала обруч выбрасывается вверх вперед.
Подсчитываются метры.
3. Попадание теннисного мяча в круг,
нарисованный на полу, с 6, 8, 10 метров.
4. Проехать на коляске «змейкой» между
кеглями 10 м. Обратно – по прямой линии.
5. Попадание теннисного мяча в висящий
обруч с 4, 6, 8 метров.
Эстафета на колясках
Участники делятся на две команды.
Перед каждой на ровной площадке расставляются
5–6 «городков» или стоек. По сигналу первые
номера должны поочередно объехать препятствия и
вернуться по прямой к своей команде, передать
эстафету.
Фигурное вождение коляски
Это упражнение следует включать в
занятия для овладения прикладным, жизненно
важным навыком – управлением инвалидной
коляской. Препятствия могут быть расставлены на
ровной площадке.
Их порядок: проезд между стойками, движение
задним ходом, вокруг стойки, остановка у линии
«стоп», «змейка», проезд «по колее».
Предусматривается также преодоление горки.
Три стихии
Для развития внимания, быстроты,
дифференцированности и произвольности движений.
Играющие на колясках размещаются по кругу.
Ведущий называет слово:
«Земля» – играющие принимают положение «руки в
стороны».
«Воздух» – играющие выполняют круговые движения
руками назад.
«Вода» – выполняют движения, имитирующие волны.
Игрок, нарушивший правила, выбывает из игры.
Выигрывает тот, кто остается в кругу последним.
Интенсивность игры регулируется темпом
произнесения ведущим слов-заданий.
|