Отнимем детей у диабета
Главной целью лечения сахарного
диабета (СД) I типа у детей и подростков являются:
достижение близкого к нормальному состояния
углеводного обмена, соответствующее возрасту
физическое, соматическое развитие и
психосоциальная адаптация. Дети, больные
сахарным диабетом, в полной мере должны
реализовать свое право на получение образования.
Именно поэтому не только родители ребенка должны
хорошо ориентироваться в проблемах сахарного
диабета, но и школьные педагоги, с которыми
пациенты проводят значительную часть дня.
Целью проведенного исследования стала оценка
причин, по которым дети, больные сахарным
диабетом, не выполняют врачебных рекомендаций во
время пребывания в школе, что самым негативным
образом влияет на качество компенсации
заболевания.
Проанкетировано 148 детей школьного возраста,
имеющих среднюю длительность заболевания 4,15±3,00
года.
Среди всех опрошенных 60% учатся в обычных
общеобразовательных школах, почти треть – в
различных колледжах и спецшколах, а каждый 7-й
школьник находится на домашнем обучении. При
этом лишь 1 из 5 детей считает, что у него не
возникает никаких проблем в школе, связанных с
его заболеванием. Пятая часть детей основной
проблемой считают возможность проявления
гипогликемии в школе и, главное, необходимость
купирования ее во время урока. Треть опрошенных в
значительной степени волнуют повышение уровня
сахара в крови и необходимость дополнительных
инъекций инсулина. И у четверти школьников
возникают проблемы с едой.
На вопрос о том, знают ли о заболевании ребенка
сахарным диабетом в школе, были получены
следующие результаты. Более половины детей
ответили, что о СД в школе знают все учителя,
треть опрошенных сочли нужным сообщить о своем
заболевании только классному руководителю, а
некоторые никому о СД не сообщили. Половина детей
не считают необходимым скрывать диагноз от
одноклассников, меньше половины сочли нужным
рассказать о своем заболевании лишь нескольким
друзьям, некоторые скрывают диагноз от всего
класса.
Поскольку наибольшую опасность в школе
представляет собой гипогликемия как в момент ее
возникновения, так и в плане последствий ее
несвоевременного и неправильного купирования,
часть вопросов касалась именно этого состояния.
Наиболее поразительные данные были получены при
ответе на вопрос, знают ли в школе, как помочь в
случае тяжелой гипогликемии – состояния,
прогноз которого зависит от быстрой реакции
людей, окружающих ребенка, поскольку
самостоятельно помочь себе в данной ситуации
ребенок не может. Только пять процентов
опрошенных проинформировали педагогов о
правилах поведения в данной ситуации и
обеспечили препаратом «ГлюкаГеном»,
проинструктировав о том, как правильно его
вводить. Среди опрошенных половина детей
ответили, что о правилах помощи при подобном
состоянии никто не знает, но при возникновении
любой нестандартной ситуации они будут
связываться в первую очередь с родителями. Около
половины детей о действиях в такой ситуации не
сообщили никому, считая, что с ними этого не может
случиться.
Дети, больные сахарным
диабетом, в полной мере должны реализовать свое
право на получение образования. Именно поэтому
не только родители ребенка должны хорошо
ориентироваться в проблемах сахарного диабета,
но и школьные педагоги, с которыми пациенты
проводят значительную часть дня
|
Для проведения своевременной
коррекции лечения в школе (инсулинотерапия или
питание) невозможно обойтись без контроля
гликемии. Но оказывается, что менее трети
пациентов носят для этой цели в школу глюкометры.
Контроль сахара крови в школе по различным
причинам никогда не проводят большинство
школьников.
Постоянно на занятиях в «школе диабета» мы
говорим о том, что СД не является
противопоказанием для занятий спортом, по
крайней мере неэкстремальными его видами. Но
даже обычные уроки физкультуры в школе посещают
лишь две трети детей. Примерно одна треть
опрошенных детей регулярно посещает спортивные
секции, другая треть считает свою физическую
активность аналогичной здоровым сверстникам, а
оставшаяся треть предпочитает вести
малоактивный образ жизни.
Один из предлагаемых вопросов касался того, как
дети с СД оценивают влияние своего заболевания
на успеваемость в школе. Нас насторожил тот факт,
что многие считают актуальным создание
специальных школ для детей с СД, возможно, именно
по причине некомфортного существования в
обычной школе.
Таким образом, выявленные проблемы диктуют
необходимость обязательного информирования
педагогов в школах, где учатся дети с сахарным
диабетом, об основных проблемах заболевания и
методах их решения. Потребность в подобной
информации должна удовлетворяться посредством
широкого создания специальной обучающей
литературы и методических пособий.
|