Количество
детей, испытывающих трудности при усвоении
школьной программы, растет. В младшей школе они
составляют 30–40%, в средней – до 50%
Для детей с проблемами в обучении
создаются коррекционные классы, но организация
таких классов сегодня ставит клеймо на школе, это
неминуемо сказывается на ее престиже. Поэтому
директора даже при наличии большого количества
проблемных детей не спешат организовывать такие
классы.
Ситуация для неуспевающих детей с каждым годом
пребывания в школе усугубляется. Нарастает объем
неосвоенного материала, увеличивается
количество конфликтов с учителями, понижается
самооценка, появляются признаки школьной
дезадаптации… Все это может привести к развитию
наркомании, алкоголизму, девиантному поведению.
А между тем данные, полученные Центром
профилактической медицины Министерства
здравоохранения и социального развития РФ и
кафедрой анатомо-физиологических основ
дефектологии МГПУ, демонстрируют результаты
положительного влияния компенсирующего
обучения на здоровье и адаптацию школьников из
«группы риска».
Причины школьной дезадаптации
могут быть самыми разными. Это результат
неблагополучного воздействия социальных,
экономических и экологических факторов. Не
последнюю роль играет педагогическое
воздействие. А именно – стрессовая тактика
авторитарной педагогики. Неблагоприятными
факторами также являются:
– раннее начало систематического образования (в
дошкольном возрасте);
– несоответствие программ и технологий обучения
возрастным особенностям учащихся;
– недостаточная квалификация педагогов в
вопросах охраны здоровья детей;
– безграмотность родителей в вопросах охраны
здоровья детей;
– «провалы» в существующей системе физического
воспитания.
Учебные нагрузки, посильные для здоровых детей, у
школьников с пограничными состояниями в
развитии вызывают перенапряжение психических и
физических сил. Подавляющее большинство
неуспевающих учеников в начальной школе – это
дети с ослабленным здоровьем, имеющие
пограничные проявления в нервно-психической
сфере. Исследования показывают, что в
благоприятной психологической атмосфере и при
щадящем режиме такие дети хорошо себя чувствуют
и способны плодотворно работать. Правильно
организованные внешние условия (школьные и
домашние) могут предотвратить, нормализовать, а
иногда и полностью компенсировать
первоначальные отклонения в развитии. И наоборот
– несбалансированные нагрузки приводят не
только к аномальному развитию личности, но и к
возникновению психических и физических
заболеваний.
Для помощи детям «группы риска» и
создаются классы компенсирующего обучения. В эти
классы принимают детей, которые приходят в школу
физически и психически ослабленными, социально
запущенными. Это дети с сохранным интеллектом, но
более низкими адаптационными возможностями, чем
у их сверстников, что делает их
предрасположенными к патологическим реакциям на
перегрузки. Дети из «группы риска» не имеют
отклонений в развитии, в основе которых лежат
органические поражения центральной нервной
системы. У них нет выраженного нарушения слуха,
речи, зрения и работы опорно-двигательного
аппарата. Не обнаруживается также нарушений
памяти, мыслительных процессов. Вместе с тем
характерны низкий уровень выполнения учебных
заданий, сниженная учебная мотивация и низкие
познавательные интересы. При этом наблюдаются
недостаточный самоконтроль, неустойчивая
целенаправленная деятельность, повышенная
отвлекаемость и гиперактивность. Важная
характеристика детей «группы риска» – низкая
работоспособность.
Основными показаниями к отбору детей
в классы компенсирующего обучения являются:
1. Нарушение работоспособности в
связи с повышенной утомляемостью;
– хронические заболевания внутренних органов;
– церебростенические состояния (гидроцефалия,
церебро-эндокринные состояния…);
– астено-невротические состояния (нарушения сна,
аппетита, вегетососудистая дистония).
2. Нарушения работоспособности
в связи с расстройствами поведения, такие, как:
– невротические и неврозоподобные состояния
(страхи, тики);
– синдром раннего детского аутизма (негрубые
нарушения, нормальный уровень интеллектуального
развития);
– психопатические синдромы, некоторые
психические заболевания в стадии ремиссии
(эпилепсия, шизофрения);
– легкие двигательные патологии (без нарушения
интеллекта).
3. Педагогическая запущенность
детей с нормальным интеллектом, обусловленная
воспитанием в неблагоприятной среде.
Противопоказаниями для направления детей в
коррекционные классы являются следующие
клинические состояния:
– задержка психического развития (органические
поражения нервной системы);
– олигофрения;
– наличие выраженных нарушений функций слуха,
зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.
Особое внимание при приеме в
компенсирующие классы следует уделить детям с
педагогической запущенностью. Исследователи
отмечают, что педагогическая запущенность
начинает проявляться в раннем детстве, примерно
с 3-летнего возраста. В дошкольном возрасте она
заметна лишь в поведении ребенка и не
затрагивает его личность. В младшем школьном
возрасте специалисты отмечают следующие
особенности таких детей:
– заниженная самооценка (в большинстве случаев);
– чрезмерная обидчивость;
– социальная неприспособленность;
– упрямство и эгоистичность;
– неуверенность в себе, плохая адаптация к новым
условиям;
– повышенная чувствительность к угрозам
взрослых, застенчивость и робость;
– гиперактивность, отвлекаемость, легкий выход
из состояния равновесия;
– высокий уровень школьной тревожности.
Накопление отрицательных эмоциональных реакций
приводит к нарушению душевного равновесия. Это
выражается в подавленности, угнетенности,
тревоги у одних детей и в расторможенности у
других.
Организация компенсирующего
обучения рассматривается как одна из форм
педагогической помощи детям «группы риска».
Включенные в структуру общеобразовательной
школы, эти классы становятся действительной
формой психолого-педагогической помощи.
Такая помощь не подчеркивает слабость детей в
глазах окружающих и не тормозит их развитие.
Благодаря ККО удается добиться продвижения
таких детей в развитии, усвоения ими большого
объема знаний и навыков.
Создание ККО предполагается в начальной школе,
но возможно также их продолжение и в средней
школе, до 9-го класса включительно. В силу малой
наполняемости таких классов (от 9 до 12 человек)
складываются условия для более внимательного
отношения к детям, большей индивидуализации
обучения. При положительной динамике развития и
успешном усвоении учебной программы обучающиеся
в коррекционных классах могут быть переведены в
обычные с согласия как самих обучаемых, так и их
родителей.
Решение о переводе школьника в
другой класс принимает
психолого-медико-педагогический консилиум, в
состав которого входят: заместитель директора
школы по начальному обучению, логопед, школьный
психолог, дефектолог, врач-педиатр, социальный
педагог. Председателем ПМК является заместитель
директора образовательного учреждения по
учебно-воспитательной работе. Основные
направления деятельности консилиума
заключаются в следующем:
– выработка коллективных рекомендаций по
основным направлениям работы с учащимися;
– формирование у сотрудников
общеобразовательного учреждения адекватной
оценки проблем детей и подростков;
– комплексное воздействие на личность ребенка;
– консультационная помощь семье в вопросах
коррекционно-развивающего воспитания и
обучения;
– социальная защита ребенка в случае
травмирующей ситуации;
– работа по охране и укреплению физического и
психического здоровья учащихся.
В учебный план компенсирующих
классов наряду с образовательным компонентом
вводятся специальные лечебно-оздоровительные
занятия – ритмика, лечебная физкультура, занятия
с логопедом, психологом. На базе каждого класса
работает группа продленного дня. Состав класса
компенсирующего обучения может меняться в
течение учебного года. На место учеников,
переведенных в обычные классы, приходят другие
учащиеся, которые испытывают трудности на данном
этапе обучения. Реализация во всех классах
единой общеобразовательной программы делает
переход учащихся в обоих направлениях
безболезненным.
Содержание учебного материала в этих классах
строится на основе следующих принципов:
– усиление практической направленности
изучаемого материала;
– выделение основных признаков изучаемых
явлений;
– опора на жизненный опыт ребенка;
– ориентация на внутренние связи в рамках как
одного предмета, так и нескольких;
– введение в содержание учебных программ
коррекционных разделов, предусматривающих
активизацию познавательной деятельности. Важным
моментом является создание на уроке такой
атмосферы, которая способствовала бы развитию
дефицитных психических функций ребенка.
Опыт, полученный в классах
компенсирующего обучения, показал существенное
улучшение состояния учащихся. По данным И.В.
Могилевской, значительное улучшение
нервнопсихического здоровья было отмечено у 50%
учащихся, незначительное – у 20%. Заболеваемость
учащихся в ККО оказалась значительно ниже, чем в
обычных классах. Наблюдалась благоприятная
динамика роста работоспособности у детей,
обучающихся в этих классах. Появилась мотивация
к обучению. Негативное или безразличное
отношение к школе у 80% детей риска сменилось
высоким уровнем школьной мотивации, активным
интересом к обучению. Контрольные срезы знаний
учащихся показали, что эффективность обучения
детей в этих классах в 2,7 раза выше, чем в обычных.
Полученные результаты доказали эффективность
компенсирующих классов. Их надо шире
использовать для адаптации проблемных детей.
|