В мае в Москве прошел круглый стол на
тему «Пути решения проблем трудоустройства
родителей детей-инвалидов и инвалидов –
выпускников московских образовательных
учреждений». Инициаторы мероприятия:
Общественная палата по образованию в Москве,
благотворительный фонд «Внимание детям!»,
Национальная ассоциация благотворительных
организаций, Московская международная
бизнес-ассоциация, Московская
торгово-промышленная палата и другие
организации
Чем раньше, тем лучше
Дети-инвалиды нуждаются в поддержке
государства с рождения. Речь идет не только о
медицинской помощи и денежном содержании. Чтобы
человек почувствовал себя полноправным членом
общества, нужно думать об образовании, получении
профессии и трудоустройстве.
Чем раньше ребенок будет включаться в социальную
интеграцию, тем лучше: в дальнейшем эта
способность уменьшается, в 18 лет преодолеть
барьер изоляции намного труднее.
Особого внимания требуют дети с умственной
отсталостью, с отклонениями в
психоэмоциональной сфере при ДЦП, с психическими
расстройствами. Их намного больше, чем инвалидов
по зрению, слуху, с нарушениями
опорно-двигательного аппарата.
«Детьми с отклонениями в развитии государство
занимается: созданы система ранней
диагностической и корректирующей помощи,
дошкольные и школьные коррекционные
образовательные учреждения. Успешно, во всяком
случае в Москве, работают
психолого-медико-социальные центры, центры
лечебной педагогики, школы надомного развития»,
– отметила директор ГОУ «Центр лечебной
педагогики и дифференцированного обучения (для
инвалидов-колясочников) с отделением надомного
обучения» Ольга Бурлакина.
Вся наша система образования рассчитана только
на детей до 18 лет, но этого недостаточно. Нужно
дальнейшее наблюдение – медицинская, социальная
и профессиональная адаптация в специальных
центрах, реабилитация средствами культуры,
спорта, туризма. Людям даже с нарушением
интеллекта необходимы социальный статус,
возможность работать. Иначе теряются
приобретенные навыки и умения, пропадают усилия
всех тех, кто работал с ними раньше.
В Москве много социальных центров, но направлены
они на досуговую деятельность, культуру, спорт...
Необходимо создавать на их базе отделения
трудовой занятости для инвалидов.
Проблемы образования
На совещании речь шла и об образовании.
Александр Фесенко, представитель
детского фонда ООН ЮНИСЕФ, обратил внимание
присутствующих на экспериментальную работу в
нескольких московских школах (отрабатывается
пилотный проект по внедрению инклюзивного
образования), а с прошлого года эксперимент
проводится и в регионах. Для инклюзивного
обучения должны быть обеспечены соответствующие
технические условия, отработаны
профессиональные навыки у педагогов, но главное
– психологическая подготовка всех детей,
родителей и учителей.
Кандидат педагогических наук Александр
Миндель рассказал, что НИИ развития профессионального
образования г. Москвы, в котором он работает,
занимается проблемами лиц с ограниченными
возможностями здоровья. И ситуация немного
улучшается: если в 2005 году только 18 московских
колледжей принимали инвалидов на учебу, то в этом
году их уже 75. «В большинстве развитых стран
сняты запреты на профессии, а у нас, к сожалению,
они существуют», – отметил он.
По разным причинам не все инвалиды могут и хотят
получить высшее образование. Многие из них
становятся мастерами по ремонту обуви, часов,
одежды. Александр Миндель считает, что нужно
готовить специалистов по малому бизнесу, такие
предприятия могли бы быть семейными, что решило
бы многие проблемы. Но им нужна помощь
государства: аренда помещения рядом с домом,
определенные налоговые льготы.
Что касается высшего образования, то с
развитием компьютерной техники появилась
возможность дистанционного обучения. А
некоторые студенты-инвалиды выбирают очную
форму, как, например, в Московском
психолого-педагогическом университете.
Председатель Ассоциации молодежных инвалидных
организаций (АМИО) Юрий Баусов рассказал
о проблемах, с которыми приходится сталкиваться
в процессе учебы. Это архитектурные преграды,
отсутствие нормативно-правовой базы и
необходимой техники. Компьютеры со специальными
программами, «озвученные» книги и другие
приспособления для учащихся с инвалидностью по
слуху и зрению в аудиториях есть, но обеспечение
студентов такой техникой дома в смете вуза не
предусмотрено. И еще: в институте обязательно
должен работать врач – мало ли что может
случиться со студентом. Минимальная зарплата и
отсутствие официальной лицензии, разрешающей
медицинскую практику в вузе, делают это почти
невозможным. А в Департаменте образования
говорят: по нормативам не положено. Кроме того,
дистанционное обучение, хотя уже реально
практикуется во многих учебных заведениях, до
сих пор не имеет государственного признания.
Нужно внести дополнения в Закон об образовании.
«Бесплатного образования у нас все меньше, а сам
инвалид вряд ли сможет его оплатить. Нужно
партнерствовать с работодателями с того момента,
когда молодой человек пришел в вуз. Сразу
готовить специалистов нужной квалификации
выгодно всем», – убежден Юрий Баусов.
Инклюзивное трудоустройство
Для того чтобы разработать план
ближайших действий, представитель Московской
международной бизнес-ассоциации Евгений
Полуэктов считает необходимым создать
информационно-аналитический центр с точными
данными о количестве инвалидов, структуре их
заболеваний и биржу трудоустройства для
инвалидов. Базовая информация имеется в
Пенсионном фонде, к ней можно добавить сведения
от общественных организаций. Все понимают, что
подавляющее большинство инвалидов будет
работать дома. Значит, нужно обеспечить
техническую базу, специальные компьютеры для
эффективного труда надомников.
Он также предложил открыть центры по
переквалификации родителей, адаптировать уже
имеющееся у них образование под те профессии,
которые будут получать их дети.
Организация особых рабочих мест требует затрат
от работодателей и делает для них труд инвалидов
непривлекательным. Что же может предпринять
государство для помощи в трудоустройстве людям с
ограниченными возможностями? Система введения
квот себя не оправдывает: многие работодатели
просто оформляют «мертвые души». Есть
официальное положение, согласно которому
предприятия, не выполняющие квоту, должны делать
отчисления в Государственный фонд по
трудоустройству инвалидов. К сожалению, большое
число организаций предпочитают платить деньги,
вместо того чтобы предоставлять рабочие места.
Может быть, разумнее поощрять работодателей
снижением налогов?
За рубежом уже давно поняли неэффективность этих
мер. Там инвалидов можно встретить в офисах, на
производстве, в качестве технического персонала
в кафе и магазинах.
Региональная общественная организация
инвалидов «Перспектива» создала свою базу для
людей, ищущих работу (около трех тысяч человек).
«Мы сотрудничаем с несколькими иностранными
компаниями, которые предлагают нам рабочие
места, с Американской и Британской промышленными
палатами. Трудоустроено около пятнадцати
процентов наших подопечных, – рассказывает
Михаил Новиков. – Конечно, есть и проблемы:
например, при отсутствии опыта общения на
собеседовании люди теряются, не могут себя
преподнести должным образом. Им обязательно
нужно сопровождение. Мы прикрепляем кураторов,
которые выезжают с инвалидами на собеседования,
предварительно встречаются с работодателями. И
результаты сразу видны – за прошлый год мы
трудоустроили триста человек».
Создание специальных условий труда для
большинства инвалидов обходится не слишком
дорого. Например, компания «Джонсон & Джонсон»,
подыскивая помещение для своего офиса, сразу
продумала технические моменты – пандусы, лифты…
и денежных вложений больше не потребуется.
О денежных пособиях
Не следует забывать и о родителях,
которые ухаживают за своими больными детьми и
потому не имеют возможности работать. То пособие,
которое выплачивает государство, не решает
проблемы.
Не секрет, что такие семьи чаще всего неполные, а
мамы, имеющие одно или несколько высших
образований, готовы работать за минимальную
зарплату, лишь бы быть рядом со своим больным
ребенком. Но если они находят работу, то сразу
лишаются и этих денег.
Конечно, есть пенсия для ребенка-инвалида (4,5 тыс.
рублей), бесплатный проезд для него,
протезирование, санаторно-курортное лечение. Но
ведь это не составляет даже прожиточного
минимума для семьи из двух человек!
В столице ситуация несколько лучше. С 1 июля 2007
года московское правительство доплачивает 4,5
тыс. рублей нескольким категориям граждан по
уходу за инвалидами, даже если они работают.
________________________________________________________
Для решения обозначенных проблем
участники круглого стола предлагают:
1. Создать межведомственную
комиссию для разработки нормативно-правовой
базы, позволяющей урегулировать проблемы
различного подхода к лицам с особыми
образовательными потребностями, к
студентам-инвалидам.
2. Выйти на Московское отделение
Международного союза экономистов с
предложениями о выработке совместной программы
по подготовке кадрового состава и отработке
методов освидетельствования с учетом
индивидуальных потребностей людей с
инвалидностью.
3. Проработать единую программу
создания доступной образовательной среды,
позволяющую сделать ее унифицированной для
любого образовательного учреждения, с учетом
муниципальных потребностей. Отработать модель
оснащения высокотехнологичными средствами
обучения (школьного и профессионального) для
инвалидов с различными нарушениями.
4. Завершить создание единой базы
данных по лицам с особыми образовательными
потребностями, по студентам-инвалидам и
отработать методологию эффективного ее
использования на любом уровне системы
образования, трудоустройства и обеспечения.
5. Использовать с учетом
накопленного опыта г. Москвы основы квотирования
рабочих мест для выпускников с инвалидностью при
их трудоустройстве.
6. Расширить сеть центров
социально-трудовой адаптации и профориентации
для инвалидов (юношей и девушек) с тяжелыми
нарушениями (умственная отсталость в умеренной и
тяжелой степени, церебральный паралич, аутизм и
др.).
7. Обратиться к правительству г.
Москвы с просьбой разработать долгосрочную
программу совместно с промышленным комплексом г.
Москвы по трудоустройству как выпускников с
инвалидностью, так и родителей, имеющих
детей-инвалидов, с привлечением вариантов
надомного труда.
***
В Германии социальные проблемы
объединены с образованием, а у нас – с медициной.
На самом деле нужно взаимодействовать всем,
только объединенными усилиями специалистов,
бизнеса, общественности мы можем переломить
сложившуюся ситуацию, помочь инвалидам стать
равноправными членами общества.
|