Новопушкинский сквер в Москве знал
немало митингов и пикетов, но это был митинг
необычный. 17 мая за привычными милицейскими
ограждениями и рамками металлоискателей стояли
не совсем обычные люди: одни активно общались на
свойственном для глухих языке жестов, другие
были в темных очках и держали в руках белые
трости, а некоторые передвигались в специальных
колясках. Да, это был митинг инвалидов. Что же
привело их сюда?
Если сформулировать кратко цели
митинга, то это протест против дискриминации
инвалидов при трудоустройстве и получении
образования.
Жестких критериев трудоспособности, в отличие от
критериев инвалидности, нет и быть не может.
Однако на экспертов медико-социальной
экспертизы возложена задача поделить всех
инвалидов на трудоспособных и нетрудоспособных,
причем делать это им приходится практически на
глазок, чисто субъективно, зачастую решая таким
образом в течение нескольких минут судьбу
человека.
Особенно опасно это для детей-инвалидов, которые
проходят переосвидетельствование еще в период
учебы в школе. Перед ними стоит непростой выбор:
либо максимальная пенсия и полный набор льгот
без надежды на трудоустройство, либо продолжение
образования, неполная пенсия, частичные льготы и
некие абстрактные возможности трудоустройства.
Для многих школьников факт дискриминации
становится очевидным только при поступлении в
вуз или при устройстве на работу, когда приемная
комиссия или работодатель отказывают им «по
медицинским противопоказаниям».
Участники митинга требовали подписания и
ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов,
вступившей в силу 3 мая 2008 года. Этот важный
международный документ уже подписали 125 стран,
ратифицировали 27 стран, а Российская Федерация
ограничилась пока лишь подписанием
факультативного протокола.
Эта Конвенция не только декларирует важнейшие
права инвалидов, но и закрепляет конкретный
механизм их выполнения. Ее подписание
предполагает пересмотр всей системы социального
законодательства России, что позволит покончить
со многими его дискриминационными нормами. А
главное – потребует принятия особого
федерального закона, в котором все принципы
Конвенции будут переведены на конкретный язык
государственных обязательств и бюджетных
ассигнований.
Это будет означать большие перемены и в
образовании, закрепляя право детей-инвалидов на
инклюзивное образование исходя прежде всего из
интересов ребенка. Для учебы детей-колясочников
в обычной школе достаточно сделать пандусы,
перестроить туалеты и пр., а вот для инклюзивного
обучения незрячих детей нужно, чтобы каждый
педагог был еще и тифлопедагогом, умел работать с
рельефными схемами, владел специальными
компьютерными программами и азбукой Брайля.
Защищая право детей-инвалидов на инклюзивное
образование, Конвенция не направлена против
коррекционных школ, накопивших немалый сурдо- и
тифлопедагогический опыт.
Среди выступавших на митинге были люди самого
разного возраста, причем не только москвичи, но и
жители других регионов. Но главное в том, что они
чувствуют себя частью огромной армии инвалидов
всего мира (численностью в 630 миллионов человек),
осознают свои социальные и профессиональные
интересы и способны за них постоять. Это были
новые люди, которые независимо от возраста
пришли на этот митинг не из прошлого, а из
будущего.
|