Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №12/2008

Особый ребенок

Необычный митинг

Новопушкинский сквер в Москве знал немало митингов и пикетов, но это был митинг необычный. 17 мая за привычными милицейскими ограждениями и рамками металлоискателей стояли не совсем обычные люди: одни активно общались на свойственном для глухих языке жестов, другие были в темных очках и держали в руках белые трости, а некоторые передвигались в специальных колясках. Да, это был митинг инвалидов. Что же привело их сюда?

Если сформулировать кратко цели митинга, то это протест против дискриминации инвалидов при трудоустройстве и получении образования.
Жестких критериев трудоспособности, в отличие от критериев инвалидности, нет и быть не может. Однако на экспертов медико-социальной экспертизы возложена задача поделить всех инвалидов на трудоспособных и нетрудоспособных, причем делать это им приходится практически на глазок, чисто субъективно, зачастую решая таким образом в течение нескольких минут судьбу человека.
Особенно опасно это для детей-инвалидов, которые проходят переосвидетельствование еще в период учебы в школе. Перед ними стоит непростой выбор: либо максимальная пенсия и полный набор льгот без надежды на трудоустройство, либо продолжение образования, неполная пенсия, частичные льготы и некие абстрактные возможности трудоустройства. Для многих школьников факт дискриминации становится очевидным только при поступлении в вуз или при устройстве на работу, когда приемная комиссия или работодатель отказывают им «по медицинским противопоказаниям».
Участники митинга требовали подписания и ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу 3 мая 2008 года. Этот важный международный документ уже подписали 125 стран, ратифицировали 27 стран, а Российская Федерация ограничилась пока лишь подписанием факультативного протокола.
Эта Конвенция не только декларирует важнейшие права инвалидов, но и закрепляет конкретный механизм их выполнения. Ее подписание предполагает пересмотр всей системы социального законодательства России, что позволит покончить со многими его дискриминационными нормами. А главное – потребует принятия особого федерального закона, в котором все принципы Конвенции будут переведены на конкретный язык государственных обязательств и бюджетных ассигнований.
Это будет означать большие перемены и в образовании, закрепляя право детей-инвалидов на инклюзивное образование исходя прежде всего из интересов ребенка. Для учебы детей-колясочников в обычной школе достаточно сделать пандусы, перестроить туалеты и пр., а вот для инклюзивного обучения незрячих детей нужно, чтобы каждый педагог был еще и тифлопедагогом, умел работать с рельефными схемами, владел специальными компьютерными программами и азбукой Брайля.
Защищая право детей-инвалидов на инклюзивное образование, Конвенция не направлена против коррекционных школ, накопивших немалый сурдо- и тифлопедагогический опыт.
Среди выступавших на митинге были люди самого разного возраста, причем не только москвичи, но и жители других регионов. Но главное в том, что они чувствуют себя частью огромной армии инвалидов всего мира (численностью в 630 миллионов человек), осознают свои социальные и профессиональные интересы и способны за них постоять. Это были новые люди, которые независимо от возраста пришли на этот митинг не из прошлого, а из будущего.

Сергей Новиков