На сегодняшний день в практике чаще
всего различают две модели инвалидности.
Медицинская модель определяет
инвалидность через наличие нарушений здоровья,
имеющихся у ребенка. Основное направление
деятельности в рамках медицинской модели –
устранение нарушений с помощью хирургического и
терапевтического вмешательства.
В рамках социальной модели люди
с инвалидностью – это люди с нарушениями
здоровья, однако к категории инвалидов они
причислены по причине существующих в обществе
организационных барьеров, предрассудков и
стереотипов. Социальная модель пропагандирует
равноправие всех детей и предоставление всем
равных возможностей при получении образования.
Следовательно, для устранения барьеров должны
меняться социальные условия, сами школы и
образовательные учреждения, обеспечивая равные
права и возможности для всех
Медицинская модель инвалидности
В рамках медицинского подхода
ребенок с инвалидностью – это проблема. В
прошлом дети с ограниченными возможностями
рассматривались исключительно через призму
нарушений, подвергались обязательному
«лечению», институционализации и изоляции от
остального общества. Иногда у таких детей
отнималось даже право на жизнь. Сегодня
высокотехнологичные способы лечения, лекарства
и методы терапии носят куда более конструктивный
характер – к примеру, слуховые аппараты для
людей с нарушениями слуха.
От детей с инвалидностью в рамках
рассматриваемой модели ожидается, что они
приспособятся к существующей среде и обществу. И
зачастую забывают о том, что у них также есть
права человека, в частности – право быть
принятыми такими, какие они есть, и право на
получение дошкольного и школьного образования.
Нередко их пытаются интегрировать в реальную
среду (не путать интеграцию и инклюзию). При такой
«интеграции» проблема все еще рассматривается
как существующая внутри ребенка, а не вовне – в
школе или детском саду, который этот ребенок
посещает.
Если ребенок не может выполнять некое
функциональное задание или действие из-за
имеющегося нарушения, проблему ищут не в том, что
оно не продумано и его надо лучше организовать, а
в самом ребенке, который не может это действие
произвести. Ребенок фактически вбрасывается в
школу или учреждение, где тратится много сил и
времени на его адаптацию к существующей среде и
обществу, чтобы позволить особому ребенку
наравне с другими участвовать в жизни школы.
В рамках инклюзивного подхода каждая
школа или учреждение еще на этапе планирования
своей деятельности, образовательных программ и
т.д. учитывает индивидуальные потребности
каждого своего ученика. Такого подхода требует
от школ закон против дискриминации людей с
инвалидностью и другие действующие законы.
В рамках медицинского подхода
родители часто получают искаженную информацию
от медицинских работников, докторов, социальных
работников и психологов о реальных возможностях
своего ребенка и о наиболее подходящем для него
способе получения образования. Причем наиболее
вероятна такая рекомендация: обучение в
специализированной школе, в специализированном
детском саду или на дому. И родители часто
принимают эти рекомендации.
По сложившейся в медицине практике за
стандарт принимается некое «нормальное»
состояние, а любые отклонения рассматриваются
как девиации или патология. Это слабо
соответствует реальности, в которой некоторые
нарушения фактически являются нормой. Тем не
менее ввиду общепринятых принципов каждый
человек старается соответствовать «норме» и по
возможности тщательно скрывать нарушения в
здоровье.
Нарушения могут сокращать жизнь людей
и могут ограничивать круг того, что эти люди
умеют делать. Нарушения могут причинять
значительную боль и неудобство, но они не должны
определять жизнь ребенка с инвалидностью. Мы
«зациклились» на медицинской модели, если у нас
нарушения определяют всю дальнейшую жизнь
ребенка.
Медицинская
модель |
Социальная
модель |
Ребенок
несовершенен |
Каждый ребенок
ценен и принимается таким, какой он есть |
Диагноз |
Сильные стороны
и потребности, определяемые самим ребенком и его
окружением |
Навешивание
ярлыков |
Определение
барьеров и решение проблем |
Нарушение
становится центром внимания |
Проведение
мероприятий, нацеленных на результат |
Оценка
потребностей, мониторинг, терапия нарушений |
Доступность
стандартных услуг с использованием
дополнительных ресурсов |
Сегрегация и
предоставление отдельных, особых услуг |
Подготовка и
обучение родителей и специалистов |
Ординарные
потребности откладываются |
«Выращивание»
отношений между людьми |
Восстановление
в случае более или менее нормального состояния,
иначе – сегрегация |
Различия
приветствуются и принимаются. Инклюзия каждого
ребенка |
Общество
остается неизменным |
Сообщество
развивается |
Социальная модель
инвалидности
Если бы мы приняли то, что каждый
ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и
имеет право посещать ближайшие к дому детский
сад и школу, мы бы стали думать, «что не так» со
школой и какие сильные стороны есть у каждого
ребенка.
Этот образ мышления отвечает
социальной модели инвалидности. Она
рассматривает барьеры в обществе, не позволяющие
ребенку на равных участвовать в его жизни, как
основную причину, которая делает человека
инвалидом. Социальная модель основывается на
абсолютно разных определениях нарушения и
инвалидности.
Нарушение – это потеря или
повреждение физической, ментальной или
интеллектуальной функции на долгое время или
навсегда.
«Инвалидность – это потеря или
ограничение возможностей нормальной жизни в
обществе на равных с остальными его членами из-за
физических или отношенческих барьеров» (DPI, 1981).
Нарушения и серьезные заболевания
существовали и будут существовать всегда,
зачастую они доставляют нам массу неприятностей
и затрудняют нормальную жизнедеятельность.
Общественное движение за права людей с
инвалидностью, организованное самими инвалидами
и всеми, кто их поддерживает, базируется на том,
что инвалиды подавляются остальным обществом
независимо от наличия того или иного нарушения.
Позиция по отношению к инвалидности и
дискриминация инвалидов созданы обществом. Это
не имеет никакого отношения к наличию нарушений
здоровья. Зачастую человек с инвалидностью
чувствует, будто это его личная вина, что он
выглядит не так, как все, или чем-либо от всех
отличается.
Да, некоторые части тела или ум
несколько ограниченны в способностях. Это
является нарушением. Однако это не делает из
нас нелюдей.
К сожалению, большинство не может
принять нас такими, какие мы есть. Это ваше
невежество, незнание, предрассудки, стереотипы,
барьеры и дискриминация делают нас инвалидами.
Понимание и принятие социального
подхода к инвалидности позволяет повышать
самооценку людей с инвалидностью и дает им
второе дыхание в их борьбе за равные права и
возможности. Этот процесс повышения самооценки и
активности людей с особыми потребностями должен
начинаться с ранних лет. Родители, учителя,
доктора и все остальные, кто общается с ребенком,
должны понять и принять эту модель.
Родители и учителя зачастую чувствуют
себя неловко рядом с таким ребенком. Они,
безусловно, получат много пользы от тренингов по
пониманию инвалидности. Специальные занятия
позволяют лучше понять проблемы инвалидности,
почувствовать себя комфортно рядом с проблемным
человеком; тренинги часто ведут люди с
ограниченными возможностями.
Непомерное желание и концентрация на
поиске способов излечить человека от его
нарушений заставляют нас забывать и меньше
ценить многообразие и непохожесть людей.
Социальный подход имеет огромное значение для
системы образования, в особенности для начальных
и средних школ. Предрассудки по отношению к людям
с инвалидностью, как и ко многим другим
меньшинствам, не передаются по наследству. Они
приобретаются при столкновении с безразличием и
предрассудками в обществе. Следовательно, чтобы
избавиться от дискриминации, мы должны начать с
нашей системы образования.
Борьба за инклюзию абсолютно всех детей, в том
числе детей с «глубокими» нарушениями, в единую
для всех и одинаково доступную и приветливую
систему образования невозможна, пока все мы не
осознаем различия в подходах к пониманию
инвалидности – медицинском и социальном.
Философия независимой жизни
Декларация независимости инвалида
(краткие тезисы)
Норман КЮНК, американский активист
движения в защиту прав инвалидов
•Не рассматривайте мою инвалидность
как проблему.
•Не надо меня поддерживать, я не так
слаб, как кажется.
•Не рассматривайте меня как пациента,
потому что я просто ваш соотечественник.
•Не старайтесь изменить меня. У вас
нет на это права.
•Не пытайтесь руководить мною. Я имею
право на собственную жизнь, как любая личность.
•Не учите меня быть покорным,
смиренным и подобострастным. Не делайте мне
одолжения.
•Признайте, что реальной проблемой, с
которой сталкиваются люди с инвалидностью,
является их социальное обесценивание и
притеснение, предубежденное отношение к ним.
•Поддержите меня, чтобы я мог по мере
сил внести свой вклад в общество.
•Помогите мне познать то, что я хочу.
•Будьте тем, кто заботится, не жалея
времени, и кто не борется в попытке сделать лучше.
•Будьте со мной, даже когда мы боремся
друг с другом.
•Не помогайте мне тогда, когда я в этом
не нуждаюсь, даже если это доставляет вам
удовольствие.
•Не восхищайтесь мною. Желание жить
полноценной жизнью не заслуживает восхищения.
•Узнайте меня получше. Мы можем стать
друзьями.
•Будьте союзниками в борьбе против
тех, кто пользуется мною для собственного
удовлетворения.
•Давайте уважать друг друга. Ведь
уважение предполагает равенство. Слушайте,
поддерживайте и действуйте. |