ЮНЕСКО рассматривает инклюзию как
«динамически развивающийся подход,
заключающийся в позитивном отношении к
разнообразию учеников и в восприятии
индивидуальных особенностей не как проблемы, а
как возможности для обогащения процесса
познания». Поэтому движение в сторону инклюзии –
это не только техническое или организационное
изменение, но и своя философия.
В основе инклюзивного образования
лежит право на образование, провозглашенное ООН
во Всеобщей декларации прав человека в 1948
году, где сказано:
«1. Каждый человек имеет право на
образование. Образование должно быть бесплатным
по меньшей мере в том, что касается начального и
общего образования. Начальное образование
должно быть обязательным. Техническое и
профессиональное образование должно быть
общедоступным, и высшее образование должно быть
одинаково доступным для всех на основе
способностей каждого.
2. Образование должно быть
направлено к полному развитию человеческой
личности и к увеличению уважения к правам
человека и основным свободам. Образование должно
содействовать взаимопониманию, терпимости и
дружбе между всеми народами, расовыми и
религиозными группами и должно содействовать
деятельности Организации Объединенных Наций по
поддержанию мира» (ст. 26).
Также важны положения Конвенции о
правах ребенка (1989): запрет дискриминации детей
(ст. 2); «доступ детей с инвалидностью к
услугам в области образования, профессиональной
подготовки, медицинского обслуживания,
восстановления здоровья, подготовки к трудовой
деятельности и доступа к средствам отдыха таким
образом, который приводит к наиболее полному по
возможности вовлечению ребенка в социальную
жизнь и достижению развития его личности,
включая культурное и духовное развитие ребенка» (ст.
23) 1.
Ст. 29 о целях образования
утверждает, что развитие ребенка с помощью
образования является основной целью, а также что
образование должно обеспечивать развитие
личности, талантов и умственных и физических
способностей ребенка в их самом полном объеме.
Джонтьенская декларация (1990)
определила своей целью образование для всех.
ЮНЕСКО совместно с другими учреждениями ООН,
организациями, занимающимися международным
развитием, и большим количеством международных и
национальных неправительственных организаций
работает для достижения этой цели.
«Все дети и молодые люди мира с их
сильными и слабыми сторонами, их надеждами и
ожиданиями имеют право на образование, а не у
систем образования есть право на определенных
детей. Поэтому система школ должна
реформироваться так, чтобы удовлетворять
индивидуальные потребности детей».
Саламанкская декларация (1994)
провозгласила принцип включающего образования:
«Обычные школы должны принимать всех детей
независимо от их физического, интеллектуального,
эмоционального, социального, лингвистического
или другого состояния и создавать им условия на
основе педагогических методов, ориентированных
в первую очередь на потребности детей».
Группы, подверженные
маргинализации и изоляции:
Дети с инвалидностью
Дети, подвергшиеся насилию
Дети, выполняющие неквалифицированную работу
Дети из бедных семей
Этнические меньшинства
Дети в конфликтных зонах
Мигранты
Дети-сироты
Дети-беженцы
Бездомные дети
Дети с вирусом СПИДа
|
Конвенция ООН о правах
инвалидов (2005) закрепила права инвалидов и
включила вопросы инвалидности в общие вопросы
развития.
Логическим выводом из этих положений
будет то, что у всех детей есть право получить
такое образование, которое не дискриминировало
бы их ни по каким признакам, таким, как расовая,
этническая, религиозная принадлежность,
экономическое положение, статус беженца,
языковому, половому признаку, из-за инвалидности.
А государства должны предпринимать
соответствующие действия для обеспечения
реализации этих прав в любой образовательной
среде.
Инклюзия: как расшифровать?
Инклюзия рассматривается как процесс
признания и реагирования на разнообразие
потребностей всех обучающихся. Она предполагает
их активное участие в процессе получения знаний,
в культурной и общественной жизни. Инклюзия
приводит к уменьшению сегрегации в системе
образования. Она требует изменений и модификаций
содержания, подходов, структуры и стратегии
образования с учетом потребностей всех детей,
руководствуясь убежденностью, что системы
общего образования обязаны обучать всех детей.
Инклюзия особо подчеркивает
предоставление возможностей для равного участия
людей с инвалидностью (физической, социальной и
эмоциональной) в общей системе получения
образования, для индивидуального выбора и
получения специальных услуг и приспособлений
для тех, кому это необходимо.
При определении инклюзии важно
отметить следующие моменты.
Подразумевается:
поощрение различий;
польза для всех обучающихся, а не
только для тех, кто подвергается исключению;
отсутствие в школе детей, которые
могут чувствовать себя исключенными;
предоставление равного доступа к
образованию или создание специальных условий
для определенных категорий детей без их
исключения.
Не подразумевается:
реформа только специального
образования, но реформа как формального, так и
неформального образования;
реагирование только на различия, но
также повышение качества образования для всех
обучающихся;
специальные школы, но возможна
дополнительная поддержка для учеников в общей
системе образования;
удовлетворение потребностей только
детей с инвалидностью;
удовлетворение потребностей одного
ребенка за счет другого.
Четыре ключевых элемента
инклюзивного образования:
Инклюзия – это процесс. Она должна
рассматриваться как постоянный нескончаемый
поиск наилучших способов реагирования на
человеческое разнообразие. Это – обучение тому,
как жить, принимая все различия, и учиться исходя
из этого. В такой ситуации различия видятся более
позитивно – как стимулы, содействующие
получению знаний.
Инклюзия связана с определением и
преодолением барьеров. Поэтому она включает
накопление, классификацию и анализ информации из
различных источников с целью планирования
улучшений в политике и практике.
Инклюзия – это присутствие, участие и
достижения всех учеников. Присутствие в данном
случае означает то, «где дети обучаются и как
часто они посещают школу»; под участием
подразумевается равенство в получении опыта в
стенах школы, и следовательно, каждый из учащихся
должен принимать мнения остальных; и достижения
– это результат обучения по всей программе, а
совсем не результаты тестов или экзаменов.
Инклюзия акцентирует внимание на тех
группах учеников, которые больше подвержены
исключению либо маргинализации или неусвоению
знаний. Это подразумевает ответственность
проведения мониторинга тех групп, которые
статистически находятся в зоне большего риска, а
также при необходимости предпринять шаги к
обеспечению их присутствия, участия и достижений
в системе образования.
Кто поддержит инклюзию?
Учителя, родители, местные сообщества,
школьная администрация, методисты,
педагогические вузы, предприниматели в сфере
образования – вот группы лиц, которые могут
оказать помощь инклюзивному образованию.
Некоторые учителя, родители и местные сообщества
не только сами по себе ценный ресурс, они –
ключевые фигуры в поддержке на протяжении всего
процесса инклюзии. У этих фигур есть желание
принимать и поощрять различия и активное участие
учеников как в школьном обществе, так и вне его
пределов. Разнообразная образовательная среда
для инклюзии во многом зависит от отношений
между учителями, родителями, другими учениками и
местным сообществом. В идеале эффективная
инклюзия должна быть как в школе, так и в социуме
в целом.
Однако такой симбиоз школы и общества
редок. Поэтому на обычного учителя ложится самая
большая ответственность за учеников и за то, что
они изучают день за днем. С другой стороны,
обязанностью министерства образования является
обеспечение разработки, применения и оценки
программ, обеспечивающих доступность школ и
ставящих ученика в центр процесса обучения.
Такие программы приведут к новым стимулам и
идеям в методах преподавания.
Ученик и его родители должны
участвовать в процессе обсуждения его
результатов и трудностей. Независимо от того,
насколько успешно ребенка обучают в школе,
участие семьи, а иногда и местного сообщества
обязательно для того, чтобы закрепить и
применить знания, полученные в школе, дома или в
иных жизненных ситуациях. Когда члены семьи и
люди, окружающие ребенка, информированы, когда их
стимулируют, им доверяют, их готовят
эффективными способами, они могут стать важным
источником помощи. Направляя и контролируя
родителей в их деятельности по поддержке своих
детей, не следует слишком усердствовать. Часто
бывает трудно включить в этот процесс наиболее
маргинализованные семьи.
Отношения и ценности: их
взаимовлияние
Уже было показано, что позитивное
отношение учителя к инклюзии зависит от его
опыта взаимодействия с так называемыми
«трудными» учениками. Подготовка учителей,
возможность предоставления поддержки в классе,
размер класса, объем работы – все эти факторы
влияют на отношение учителей. Некоторые
исследования показали, что предубеждения
взрослых, учителей, родителей, других членов
семьи являются основным барьером на пути к
инклюзии. У детей еще нет стереотипов, если
только их не создадут взрослые. Таким образом,
представление инклюзии как руководящего
принципа в различных сферах будет влиять на
отношение учителей.
Общие, разделяемые всеми жизненные
ценности делают возможной совместную
деятельность, а их отсутствие приводит к тому,
что людям трудно работать вместе. При отсутствии
общих ценностей их могут заменить общие
интересы, поскольку они – основа ценностей, а в
обыденной жизни они – важная движущая сила.
Изменение отношения включает изменение взглядов
и поведения. Это одна из причин, почему так трудно
достичь результатов.
Существует много неправильных
представлений об инклюзивном подходе, которые
становятся барьерами на пути его принятия на
уровне государственной политики. Среди них
такие:
инклюзия – это дорого;
для внедрения инклюзии сначала нужно
изменить отношение общества;
инклюзия – прекрасная теоретическая
концепция, не имеющая практического значения;
инклюзия требует специальных навыков
и способностей, которые трудно приобрести;
инклюзия – это задача министерства
социальной политики, а не министерства
образования;
инклюзия касается только
инвалидности.
Преодоление всех этих неверных представлений
также является тормозом при проведении
инклюзивных реформ.
________________
1 Резолюцией
Генеральной Ассамблеи ООН 56/168 19 декабря 2001 года
создан специальный комитет «для рассмотрения
предложений по всеобъемлющей единой
международной конвенции о защите и поощрении
прав и достоинства инвалидов на основе
комплексного подхода к работе в области
социального развития, прав человека и
недискриминации и с учетом рекомендаций
Комиссии по правам человека и Комиссии
социального развития». В настоящее время Комитет
разрабатывает всеобъемлющую единую
международную конвенцию о защите и поощрении
прав и достоинства инвалидов. |