Пособие для педагога по проведению
олимпиад, игр и соревнований в школьном или
выездном оздоровительном лагере, детском
санатории
Веселая олимпиада
I. Шутливое открытие
Парад участников (смешная форма,
самодельный флаг).
Зажжение огня («толстячок» с надписью
на спине «Бегу из Марафона»).
Клятва олимпийской верности (читает
физработник, дети отвечают: «Клянусь»).
Приветственное слово председателя
МЛОК (Международного лагерного олимпийского
комитета) – должен придумать сам.
II. Олимпиада
Перед каждой эстафетой рассказывать
ребятам о том, что представляет собой настоящий
вид спорта, а затем объяснить, как надо играть.
Виды упражнений
Прыжки в длину. Этот вид спорта
включен и в олимпийскую программу, и в школьную
программу по физкультуре. Все очень просто:
разбежался, оттолкнулся, пролетел, приземлился.
Главное, чтобы не было «заступа».
В нашей эстафете не будет разбега, а вот
«заступать» будет категорически нельзя.
Эстафета проходит так.
Первый участник встает на линию старта и
совершает прыжок с места в длину. После
приземления он не должен двигаться с места, пока
не проведут черту, которая зафиксирует место
«посадки». Черта проводится по носкам обуви
прыгающего.
Следующий участник ставит ноги прямо перед
чертой, не «заступая» ее. И тоже совершает прыжок
в длину.Таким образом, вся команда совершает один
коллективный прыжок в длину.
Прыгать надо аккуратно и не падать при посадке –
иначе аннулируется результат прыжка.
Самый длинный коллективный прыжок – победный.
Стрельба из лука. Что такое лук?
Это – орудие индейцев и средневековых воинов.
Сегодня спортсмены стреляют из современных
пластиковых луков на Олимпийских играх. У нас
будет все по-другому. Мишень – обычные ведра. Лук
– обыкновенный репчатый лук.
Ведро-мишень ставим в 5 м от финишной прямой.
Луковицы укладываем на финишной черте, их число
равно числу участников.
Участник № 1 по сигналу начинает движение от
старта к финишу.
Прибежав, он берет луковицу и бросает ее в ведро.
Каждое попадание – одно дополнительное очко.
Независимо от попадания первый стрелок не
задерживается возле финиша, а бежит к своей
команде, чтобы передать эстафету следующему.
Так все члены команды по очереди совершают
луковую стрельбу.
Побеждает команда, быстрее и точнее всех
забросившая все луковицы.
Вольная борьба. (На земле
чертится круг диаметром 1 м, в него входят
представители двух команд, встают друг к другу
спиной, упираются в землю ногами и пытаются
вытолкнуть противника из круга.
Помогать себе руками нельзя. Начинать
выталкивать необходимо по сигналу.
За каждого вытолкнутого присуждается 1 очко, по
окончании очки суммируются.
Победитель тот, у кого больше очков.
Бадминтон. Ракеткой для
бадминтона будем чеканить обычный воздушный
шарик.
На линии старта стоит первый участник забега. В
одной руке у него ракетка, в другой – шарик.
Напротив, на линии финиша, установлено ведро.
Игрок должен, ударяя ракеткой по шарику, провести
шар до финиша и уложить его в ведро.
Затем игрок возвращается на линию старта и
передает ракетку следующему участнику.
Второй участник бежит к ведру, достает из него
шарик и ведет его к команде.
Действия чередуются: один игрок бежит с шаром к
ведру – к финишу, другой – от ведра к старту.
Никто не имеет права нести шар в руках или
ударять его рукой, только ракеткой.
Победит команда, первой освоившая правила такого
бадминтона и выполнившая задание быстрее других.
Скачки. Лошади в этой эстафете
необычные. Их заменяют табуретки или стулья.
Желательно, чтобы они были крепкие, – кто же
выводит на старт хромую лошадь?
«Всадник» в этой эстафете должен на старте
«оседлать» табуретку, взяться за ее края вместо
уздечки и, помогая себе ногами, проделать путь от
старта до финиша и обратно.
Вслед за первым «седоком» этот путь осиливает и
вся команда.
Победят самые выносливые и быстрые.
Велогонки. Бывают спортивные
велосипеды, на которых одновременно едут 2
велогонщика. Представим себе, что именно на таком
велосипеде-тандеме предстоит соревноваться
участникам этой эстафеты. Велосипед может
заменить обычная гимнастическая палка. Ее нужно
«оседлать» сразу двум участникам.
Каждому «велодуэту» предстоит «проехать» до
поворотной отметки и обратно, удерживая между
ногами свой тандем.
Победят самые быстрые.
Перетягивание каната. Этот вид
спорта когда-то входил в олимпийскую программу.
Возобновим хорошую традицию, но с одним условием:
канат будем перетягивать, пропустив его между
ногами и стоя спиной друг к другу. Успехов!
Стрельба по движущейся мишени.
Оружие – теннисные мячи, по одному на каждого
участника эстафеты. Мишень – табурет. Чтобы
мишень стала «движущейся», необходимо к ее ножке
привязать веревку.
Капитан, стоя в стороне, берет в руки конец
веревки, а команда выстраивается в колонну на
«огневом рубеже» – на линии старта.
Расстояние – не менее 10 м.
По сигналу капитан начинает тянуть на себя
веревку, табурет движется, и, пока он
перемещается, все игроки должны произвести по
одному «выстрелу».
Это нужно делать быстро: кинуть мяч и тут же
отпрыгнуть в сторону, чтобы на «рубеж огня» вышел
следующий, стоящий сзади участник.
Время движения мишени – 30 секунд.
Выигрывает та команда, у которой больше точных
попаданий.
В перерывах между соревнованиями можно
устраивать рекламные паузы, делать репортажи с
места событий, показывать мини-концерты
болельщиков.
Публикация статьи произведена при поддержке проекта «Академия звезд», объединяющего группу лучших творческих лагерей для детей школьного возраста в Подмосковье. Творческие лагеря имеют разную направленность, но главное в них – то, что каникулы будут проведены весело и с пользой. Так, детский оздоровительный лагерь «Максимум» развивает спортивные навыки с нуля и совершенствует имеющиеся. Детский оздоровительный лагерь «Максимум» – это движение: танцы, чирлидинг, аэробика, фитнес, командные игры и соревнования, много развлечений и море удовольствия. И все это в Подмосковье и недорого. Смены 2013 года ждут ваших детей!
III. Закрытие олимпиады
Награждение победителей.
Парад участников.
Праздник смеха
Музыкальный сигнал (входят ведущие):
«Сегодня в нашем празднике будут звучать самые
необычные, самые нелогичные, самые запутанные,
самые веселые вопросы. И пусть царят у нас
смекалка, остроумие и юмор!».
Перед игрой надо разделить участников на 2
команды. Вопросы задаются по очереди то одной, то
другой команде, жюри учитывает смекалку,
остроумие, юмор. В случае неправильного ответа в
игру вступает другая команда. За каждый
правильный ответ – 1 балл.
Вопросы викторины
1. Кто под проливным дождем не намочит
волос? (Лысый.)
2. Почему львы едят сырое мясо? (Они не
умеют готовить.)
3. Как удвоить количество ваших денег? (Поставить
рядом с кучкой денег зеркало.)
4. Может ли петух назвать себя курицей? (Нет,
он не умеет говорить.)
5. Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)
6. Что мы перво-наперво делаем утром? (Просыпаемся.)
7. На какую ветку садится птичка после
дождя? (На мокрую.)
8. Какой человек одной рукой может
остановить мчащийся автомобиль? (Инспектор
ГИБДД.)
9. Как «мышеловку» написать пятью
буквами? (Кошка.)
10. Какую раковину не сыскать на дне
морском? (Ушную.)
11. Как далеко можно зайти в лес? (До
середины, а дальше идешь уже из леса.)
12. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно,
остальные будут уже не натощак.)
13. По каким полям ни пройти, ни
проехать? (По полям шляпы.)
14. В какой печи не пекут калачи? (В
доменной или мартеновской печи.)
15. Что принадлежит только вам, а вы
пользуетесь им реже, чем другие? (Имя.)
16. У этого животного голова как у кошки,
хвост как у кошки, оно любит ту же еду, что и кошка.
Но это не кошка. Что это за зверь? (Кот.)
17. Кто с головой окунается в работу? (Водолаз.)
18. Кто хватается за соломинку? (Тот,
кто пьет коктейль.)
Игры-аттракционы для зрителей
На какой странице закладка? (В новую
книгу вложена закладка. Зрители должны узнать, на
какой странице она находится.)
Сколько орехов? (В полулитровую банку,
закрытую крышкой, положены грецкие орехи или
что-то другое. Зрители должны угадать, сколько в
банке орехов.)
Порыбачить не хотите? (Бутылка 0,5 л;
удочка – ветка, нитка, магнит. Нужно «поймать»
небольшие металлические предметы со дна
бутылки.)
19. Что может путешествовать по свету,
оставаясь в одном и том же углу? (Почтовая
марка.)
20. Как разделить 5 картофелин точно на
двоих? (Сделать пюре.)
21. Кто сидит спиной к царю? (Кучер.)
22. Что нужно сделать, встретив во сне
тигра? (Проснуться.)
23. Какой рукой лучше размешивать чай? (Никакой,
это лучше делать ложкой.)
24. Что общего у рыб и болтунов? (Без
конца разевают рот.)
25. Перед кем все люди снимают шляпу? (Перед
парикмахером.)
26. Что не задает вопроса, но требует
ответа? (Телефонный звонок.)
27. Когда человек может мчаться со
скоростью гоночного автомобиля? (Когда он
находится в этом автомобиле.)
28. Что меньше, чем рот у муравья? (То,
что он засовывает в свой рот.)
Минутка отдыха и смеха
Исправьте ошибку – заработайте
балл!
В лесу поют птицы, вороны, галки.
Человек ходил по свежему воздуху.
У девочки были свободные волосы.
Везде была осенняя непроходимость.
Испуг проехал по спине мальчика.
Был ясный хмурый день.
Лесник и заяц выбежали из леса и
развалились на берегу.
Котенок играл на дороге с белыми
лапками.
29. Где всегда можно найти червей? (В
карточной колоде.)
30. Что есть у всех детей, но не было у
Адама и Евы? (Родители.)
31. Что можно приготовить, но нельзя
съесть? (Уроки.)
32.Какой малыш рождается с усами? (Котенок.)
33. Как прыгнуть с 10-метровой лестницы и
не ушибиться? (Надо прыгать с нижней ступеньки.)
34. Что имеет голову, но не имеет мозгов? (Лук,
чеснок, сыр, спички.)
Игра для жюри «Досчитай до 30»
Надо вслух считать до 30,
соблюдая следующие условия:
не называть цифру «3»;
не называть числа, делящиеся на 3;
не называть числа, оканчивающиеся на
3.
Вместо этих чисел необходимо сказать:
«Не скажу».
35. Что случилось 31 февраля? (Ничего,
т.к. 31 февраля не бывает.)
36. Чем до неба докинешь? (Взглядом.)
37. Название какой реки у тебя во рту? (Десна.)
38. Назовите имя первой женщины-летчика.
(Баба-яга.)
39. Что теплее шубы? (2 шубы.)
40. Как можно донести воду в решете? (Заморозить.)
41. Что делает сторож, когда у него на
шапке сидит воробей? (Спит.)
42. Отчего петух, когда поет, закрывает
глаза? (Наслаждается своим пением.)
43. Какой песок в Волге? (Мокрый.)
44. Как написать «сухая трава» четырьмя
буквами? (Сено.)
45. Без чего хлеб не испечешь? (Без
корки.)
Вот и кончилась игра,
всем домой спешить пора!
Пришло время расставанья,
До следующего веселого соревнованья!
Показываем фокусы
Положите на стол монету и накройте ее
блюдцем. Объявите, что вы возьмете монету, не
дотрагиваясь до блюдца. Потом покажите монету,
которую до сих пор держали в руке (никто не верит,
что она из-под блюдца).
Предложите зрителям проверить. (Вызванный
поднимает блюдце, вы хватаете монету, не
дотрагиваясь до блюдца.)
***
– Сколько будет три раза два?
– Шесть.
– Нет! Четыре!
Один раз рву бумагу пополам, один
листок откладываю.
Второй раз рву отложенный листок,
половину откладываю.
Третий раз рву оставшийся листок,
считаю клочки бумаги. четыре!
***
Развести руки в стороны. В левой руке
монета и в правой руке монета.
Можно соединить монеты, не сближая рук?
(Уронить монету из одной руки и
поднять ее другой).
***
Задумайте число, кроме 0:
1) умножьте на 6;
2) вычтите 3;
3) умножьте на 2;
4) прибавьте 26;
5) вычтите удвоенное задуманное;
6) разделите на 10;
7) вычтите задуманное. (У вас получилось 2.)
***
Задумайте число, кроме 0:
1) утройте его;
2) вычтите 2;
3) умножьте его на 5;
4) прибавьте 5;
5) разделите на 5;
6) прибавьте 1;
7) разделите на задуманное. (У вас получилось 3.)
Путалки
Как вас зовут?
Мы сейчас проверим, знаете ли вы друг
друга. (Водящий вызывает мальчика и девочку,
ставит по обе стороны от себя.)
Я буду поднимать руку Коли или Нины. Вы хором
называете имя того, чью руку я подниму. Только без
ошибки. (Руководитель поднимает руку Коли,
повернув голову в его сторону.) Все хором
произносят: «Коля!». (Аналогично с Ниной.)
Потом, повернув голову в сторону девочки,
поднимает руку мальчика и наоборот.
Свисток-молчок
Ребята делятся на 2 команды. Условия
такие: 2 свистка – молчок. 1 свисток – все
поднимают руки и говорят: «Слышу!».
Выигрывает команда, у которой меньше штрафных
очков.
Где рука, где нога?
Правой рукой будем показывать левую
руку и правую ногу.
Вот так!
На каждый вопрос дети отвечают хором:
«Вот так!» – и жестом показывают нужное действие.
(Необходимо кратко объяснить правила игры.)
Как живешь? (Вот так – показать большой
палец.)
Как идешь? (Вот так – прошагать двумя
пальцами одной руки по ладошке другой.)
А бежишь? (Вот так – согнуть руки в локтях и
показать, как работают ими при беге.)
Ночью спишь? (Вот так – руки «лодочкой» под
щеку и положить на них голову.)
Как берешь? (Вот так.)
А даешь? (Вот так – этот и предыдущий жесты
ясны.)
Как шалишь? (Вот так – надуть щеки и разом
стукнуть по ним. Тут уж сказать «Вот так!» просто
невозможно.)
А грозишь? (Вот так – погрозить пальцем,
например, своему соседу.)
Не зевай!
Участники игры садятся в кружок, чтобы
каждый мог видеть всех. Выбирается ведущий. Он
внимательно смотрит на ребят. Потом называет
предмет, который видит на ком-нибудь одном или на
нескольких играющих. Например, значок или
рубашку в клеточку.
Тот, на ком эта вещь, должен сразу встать и
сказать: «На мне»; если кто-то не успеет это
сделать, пока ведущий сосчитает до трех, он
получает штрафное очко.
Горшки!
Число игроков должно быть нечетным.
При помощи считалки можно выбрать ведущего –
покупателя.
Остальные ребята делятся на две группы: продавцы
и горшки. «Горшки» садятся кружком, позади
каждого становится хозяин – продавец.
Покупатель находится за кругом, обходит
продавцов и спрашивает:
– Нет ли продажных горшков?
– Купи. Что даешь? – отвечает продавец.
– Шильце, мыльце, золотое зеркальце! – отвечает
покупатель.
– Ладно, по рукам! – соглашается продавец.
Ударяют по рукам в знак того, что покупка
совершена. И затем бегут в разные стороны вокруг
круга. Кто первым прибежит, тот и становится
хозяином – продавцом горшка.
Игры в дождливую погоду
Неведомый зверь
Каждый играющий берет листок бумаги,
рисует вверху голову человека или животного и,
загнув рисунок так, чтобы виднелся лишь кончик
шеи, передает бумажку соседу. И так по очереди
каждый по полученной от соседа бумажке
продолжает рисунок: не зная, голова какого
животного была нарисована партнером, он наугад
рисует верхнюю часть туловища и конечности.
Таким образом дорисовывается все остальное. В
итоге – коллекция неведомых зверей. (Даже самые
сдержанные ребята не могут удержаться от смеха.)
Определи по внешнему виду
Участники определяют на ощупь: ткань,
крупу, материал, из которого сделан предмет, и
даже названия журналов (сначала дети
просматривают журналы, по внешнему виду они
не должны сильно отличаться друг от друга). Затем
по сигналу судьи закрывают глаза и на ощупь
определяют название журнала (ткани, крупы и т.д.).
Что изменилось?
На столе раскладываются предметы,
количество которых зависит от возраста играющих,
но, как правило, не превышает 10–15. Дети несколько
секунд смотрят, запоминают, затем выходят из
комнаты. За это время некоторые предметы
перекладываются на другие места или убираются
вовсе. Побеждает тот, кто даст более точный ответ
на вопрос: «Все ли предметы остались на столе и
какие переставлены?»
Кто быстрее?
Дети садятся на стулья в 4–5 шагах друг
от друга. У каждого в руке небольшая палочка,
карандаш или свернутая в трубочку плотная
бумага. Задача: встав по сигналу и держа предмет
вертикально на кончике пальца, дойти до стула
«противника» и сесть на него.
Кто устойчивей?
На полу из полосок бумаги или шпагата
протягивается ленточка-дорожка, по которой надо
пройти с закрытыми глазами. Побеждает сделавший
большее число точных шагов по ленточке.
Занимательная вечеринка
Нащупай
Кол-во игроков: неограниченное.
Для игры нужны: закрытая корзина или
коробка, семечки, луковица, морковка, браслет,
кусок веревки, гвоздь, пачка бумажных салфеток…
плюс карандаш и бумага для каждого игрока.
(Предметы должны различаться на ощупь.)
Приготовления: положить все предметы, кроме
карандаша и бумаги, в коробку.
Участник должен засунуть руку в коробку и, не
сдвигая крышку, ощупать предметы. После этого
составить список предметов, находящихся в
коробке.
Побеждает тот, кто составит наиболее полный и
правильный список.
Трюк с локтем и монетой
Кол-во игроков: неограниченное.
Для игры нужны: несколько стопок монет.
Выполнение этого трюка требует тренировки. Мало
кто может выполнить его с первого раза, но в
действительности требуется не слишком много
времени, чтобы уловить суть и «почувствовать»,
как его выполнять.
Поместив стопку монет (начните с одной, затем
перейдите к двум, после чего можно увеличить
количество монет до 4 или 5) на вашем локте, при
этом рука должна быть согнута в локте на уровне
плеча, а ладонь открыта и обращена вверх.
Теперь резко разогните руку так, чтобы кисть
описала дугу сверху вниз. Монеты слетят с вашего
локтя, а ваша кисть, сложенная ковшиком, может
захватить их при движении вниз прежде, чем они
коснутся пола.
Победит тот, кто сможет поймать наибольшее
количество монет.
Полет карты
Кол-во игроков: неограниченное.
Для игры нужны: коробка из-под обуви или
мужская шляпа, старая колода карт (можно
использовать неполные колоды или карты из разных
колод, просто сложите их вместе так, чтобы у
каждого игрока было равное число карт).
Установите открытую шляпу (коробку из-под обуви)
на полу на расстоянии 2–3 м от двери. Порог двери
считается линией старта, и каждый игрок
становится с внешней стороны порога.
Через порог нельзя переступать, и если вы
наклонились вперед так далеко, что не смогли
удержаться и потеряли равновесие, то вы
автоматически проигрываете.
Каждый игрок кидает 5 карт, по одной карте за
бросок, пытаясь закинуть их в шляпу.
После того как все карты брошены, присуждается
очко за каждую попавшую в шляпу карту.
Кастрюльбол
Кол-во игроков: неограниченное.
Для игры нужны: пакет орехов (камушки), тазик, 2
кастрюли, сильно различающиеся по размеру,
которые бы входили в тазик.
Приготовления: установите кастрюли одна в
другую и поместите их обе в тазик.
Игроки поочередно кидают по три ореха в
центральную (самую маленькую) емкость. Если
добавить немного воды в большие кастрюли, то
мишень станет плавать, что сделает игру
интереснее! Присуждается по 5 очков за орехи,
попавшие в центральную кастрюлю (и оставшиеся
там), 3 очка за попадание в более крупную и 1 очко
за каждый орех, оставшийся в тазике. Побеждает
игрок, набравший большее количество очков.
Шуточные конкурсы
Шмелиный конкурс
Кол-во игроков: 2 и более.
Кто сможет прожужжать дольше других на одном
дыхании? Соревнующиеся начинают жужжать
одновременно. Первый прекративший жужжать
проигрывает.
Конкурс кузнечиков
Кол-во игроков: 2 и более.
Кто может пропрыгать через всю комнату
быстрее всех? Первый допрыгавший от стартовой
черты до противоположной стены комнаты
становится победителем.
Гонка шимпанзе
Кол-во игроков: 2 и более.
Игроки стоят бок о бок. По сигналу они
наклоняются вперед и обхватывают свои щиколотки.
В таком положении, не сгибая ног в коленях, оба
игрока начинают двигаться к финишной черте,
находящейся в 6–8 м от места старта.
Выигрывает тот, кто дойдет первым. Если кто-то
выпустит щиколотку из захвата, то он должен
вернуться на место старта и начать все заново.
Накорми младенца
Кол-во игроков: 4 и более.
Что нужно для игры: 2 стакана молока, 2
чайные ложки или медицинские пипетки, 2
нагрудника или полотенца.
В этом конкурсе участвуют 2 пары – одна против
другой. Пара может состоять из мальчика и
девочки, или из двоих мальчиков, или двух девочек.
Как бы там ни было, один партнер должен скормить
другому маленький стакан молока, пользуясь
чайной ложкой.
Выигрывает команда, первой выпившая стакан
молока.
Примечание. Возьмите маленькие стаканы и не
заполняйте их молоком доверху. Чем быстрее идет
конкурс, тем более он интересен.
Гонка Вильгельма Телля
Кол-во игроков: 2 и более.
Что нужно для игры: яблоко для каждого
игрока во всех командах.
Если Вильгельм Телль сбил яблоко с головы, то
ваша задача состоит в том, чтобы удержать его на
голове! По сигналу игроки устанавливают яблоко
себе на голову и затем идут к финишной черте.
Если яблоко упадет, то игрок возвращается на
линию старта! В эту игру можно играть вдвоем, но
вы можете провести ее и между командами.
|