Отзвенел последний звонок, сданы экзамены,
позади выпускной вечер. А что дальше? Помогает ли
школа выпускникам сделать правильный выбор?
Психологические особенности возраста
зачастую не позволяют подросткам со всей
ответственностью подойти к выбору профессии.
Кроме того, подростки и молодежь не учитывают
имеющиеся у них заболевания при получении
профобразования и самостоятельном
трудоустройстве и тем самым повышают риск
ухудшения здоровья.
Для определения роли общеобразовательных
учреждений в профориентации подростков и
изучения социально-гигиенических особенностей
профессионального самоопределения школьников
было проведено анкетирование учащихся 9-х и 11-х
классов 8 школ города Рязани. В исследовании
анализировались 1344 анкеты.
Анализ результатов анкетного опроса
девятиклассников выявил следующее. Естественные
науки привлекают 58,7% учащихся, общественные
науки – 19,9%, гуманитарные – 9,7%, искусство – 9,2%;
определенные интересы отсутствуют у 2,5%
школьников. На вопрос: «Какую профессию вы хотели
бы освоить после окончания школы?» – по 9,2%
школьников ответили «врач» и «повар», 8,7% –
«юрист», 6,3% – «менеджер», по 5,3% – «экономист» и
«дизайнер». Остальные 66% учащихся 9-х классов не
имеют четкого представления о своей будущей
профессии. 50% учащихся 11-х классов также отдают
предпочтение естественным наукам, 17,4% –
общественным, 11,6% – гуманитарным, 14% – искусству;
определенные интересы отсутствуют у 7%
школьников.
Среди одиннадцатиклассников популярностью
пользуются такие профессии, как экономист – 12,2%,
менеджер – 11,6%, юрист – 10,4%, программист – 6,4%.
Остальные 59,4% учащихся 11-х классов настроены на
получение высшего образования, не имея
определенных интересов к какой-либо
специальности. Рабочие специальности были
выбраны 15 школьниками.
Таким образом, на этапе профессионального
самоопределения у подростков возникают
диспропорции между намерениями и реальной
необходимостью в этих профессиях. Это
свидетельствует о недостатках в системе
профориентационной работы, а порой о полном ее
отсутствии в современных школах. Не менее
актуальной является проблема рациональной
организации трудового обучения детей и
подростков в общеобразовательных школах. Она
имеет ряд недостатков: это нерациональная
организация и проведение уроков трудового
обучения, практика сдваивания уроков,
неправильная расстановка оборудования,
отсутствие или недостаток защитных
приспособлений и спецодежды. Нуждаются в
улучшении и материально-техническая база, а
также методическое оснащение трудового
оборудования. Отсутствует личная
заинтересованность подростков в освоении
предлагаемых навыков и умений.
В ряде правительственных документов ставится
важная социально-экономическая задача
современного общества – обеспечить высокий
уровень трудового обучения подрастающего
поколения с целью подготовки квалифицированных
рабочих кадров, рационального распределения и
использования трудовых ресурсов. Для ее
выполнения необходимы своевременное
квалифицированное проведение медицинской
профессиональной ориентации и
врачебно-профессиональной консультации, помощь
подрастающему поколению в выборе профессии с
учетом интересов, склонностей, индивидуальных
психофизиологических особенностей, с учетом
потребностей общества в кадрах.
|