Пришла пора школьных экзаменов, пора
волнений и переживаний для каждого выпускника.
Подготовка к экзаменам и сдача их сопряжены с
большим напряжением для организма школьников
Знаменитый писатель Андре Моруа,
выступая на съезде французских врачей,
охарактеризовал это состояние так: «Перспектива
трудного экзамена иной раз действует на школяра
сильнее самого мощного слабительного. Тревога и
страх – сами по себе болезни; наслаиваясь на
другой недуг, они ужесточают его течение».
Интенсивная умственная деятельность и
повышенная статическая нагрузка, ограничение
двигательной активности, нарушения режима
отдыха и сна, эмоциональные переживания – все
это приводит к перенапряжению нервной системы,
отрицательно влияет на общее состояние
растущего организма.
Проведенные нами исследования по оценке
самочувствия более чем 600 московских школьников
в период экзаменов показали, что испытанию, и
весьма серьезному, подвергаются не только
знания, но и здоровье детей.
Экзаменационный стресс снижает не только
работоспособность, но и сопротивляемость к
различным болезням, провоцирует обострение
имеющихся. Сильнее всего он влияет на подростков
с отклонениями в состоянии здоровья, а именно эти
дети составляют сегодня большинство.
Специальные исследования доказали повреждающее
воздействие экзаменационного стресса на
биологические ритмы учащихся. При этом у
школьников, отнесенных ко II и III группам здоровья,
экзамены вызывают наиболее выраженные сдвиги,
которые у здоровых подростков диагностируются
лишь при очень высоких (близких к предельным)
уровнях физических нагрузок. У половины детей
сдача экзаменов сопровождается
гипертоническими реакциями.
Особенно сильное стрессовое влияние экзамены
оказывают на учеников, страдающих нервными и
психическими заболеваниями. К тому же экзамены
проводятся в самый неблагоприятный момент – в
конце учебного года, когда утомление школьников
наиболее выражено.
Сегодня отменены действовавшие ранее льготы –
освобождение от выпускных экзаменов лиц,
страдающих серьезными заболеваниями. Однако для
снижения риска обострения заболевания для этой
категории выпускников предусмотрена щадящая
организация сдачи экзаменов.
Совершенно очевидно, что перед врачами,
педагогами и родителями встает проблема охраны
нервнопсихического здоровья школьников,
осуществления продуманной системы
психогигиенических мероприятий, в которой
следует выделить два направления: создание
стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение
вероятности возникновения стрессовых ситуаций и
повышение функциональных возможностей –
стрессоустойчивости школьников.
Совет 1.
Прежде всего необходимо помочь
подростку правильно распланировать время,
отведенное на подготовку к экзамену,
посоветовать, как лучше распределить темы
билетов по дням. Начать стоит с наиболее сложных,
плохо усвоенных или подзабытых тем. Последний
день перед экзаменом не должен быть напряженным.
Подскажите выпускнику приемы рациональной
работы с текстами учебников, напомните, как
правильно вести опорный конспект, по сути, он
является хорошей шпаргалкой. Родители могут
оказать существенную помощь в подготовке. Это
могут быть или совместный разбор трудной темы,
или просьба коротко разъяснить какойто вопрос,
или пересказ главы учебника. Такая «репетиция»
поможет не очень уверенным в себе подросткам
снять напряжение, покажет, что на самом деле они
готовы к ответу. Полезно готовиться к экзамену в
паре, пересказывая друг другу пройденный
материал. Трудные формулы, определения, даты
рекомендуем написать на листах бумаги и
развесить по стенам комнаты. Сейчас многие
используют для подготовки к экзаменам компьютер.
В конце статьи мы приводим несколько простых
упражнений, позволяющих снять усталость с глаз и
шеи тем, кто подолгу работает за компьютером. Они
помогут снять утомление и повысить
работоспособность и тем, кто не прибегает к
помощи компьютера. Не забывайте проветривать
комнату, поскольку гипоксия (пониженное
содержание кислорода) мозга наряду с
гиподинамией – характерные особенности
современных тинейджеров.
Совет 2.
Для поддержания работоспособности в
период выпускных экзаменов нужны совсем простые
вещи: соблюдение режима труда, отдыха и сна, а
также дозированные физические нагрузки.
Головной мозг способен интенсивно работать в
среднем 8–9 часов в день. Каждые 45–50 минут работы
необходимо устраивать 10–15минутный перерыв, во
время которого надо подвигаться, выполнить
какуюто несложную домашнюю работу, потанцевать и
т.п. Небольшие прогулки гигиенисты советуют
проводить не меньше двух раз в день. Идеально,
если продолжительность прогулки в день составит
не менее 2 часов.
Можно просто походить, поиграть в спортивные
игры, покататься на роликах. Продолжительность
сна должна составлять не менее 8–8,5 часа. Хорошим
способом восстановления работоспособности
может служить даже небольшой по
продолжительности дневной сон. Чтобы сон был
крепким и полноценным, необходимо завершить
занятия, особенно за компьютером, не менее чем за
час до сна. Особенно важно хорошо выспаться
накануне экзамена. Ночные бдения, как правило, не
приносят большой пользы. А снять нервное
напряжение после сдачи экзамена помогут
пешеходные прогулки в парке или лесу, плавание.
Совет 3.
Питание должно быть адекватным.
Употребляйте в пищу мясо, рыбу, сыр и
кисломолочные продукты. Есть нужно каждые 3–4
часа. Хоть в плотном графике подготовки к
экзаменам и трудно выкроить время для еды, нужно
помнить, что именно она дает силы для занятий.
Ведь интенсивная умственная деятельность
сжигает массу калорий (пожалуй, не меньше, чем
физическая, а может, и больше).
Во время экзаменов лучше всего придерживаться
углеводистой пищи – сухофруктов, орехов.
Советуем включать в меню такие продукты, как
лимоны, бананы, репчатый лук, морковь, капуста.
И, наконец, несколько слов о любимом напитке
миллионов. Конечно, кофе разгоняет нежелательный
сон, однако он же повышает риск сердечных
заболеваний, а также может вызвать мигрень. И
тогда сильная головная боль помешает доучить
билеты. Не злоупотребляйте кофе! Раз в день можно
позволить себе пару квадратиков шоколада.
Менее калорийное питание способствует лучшей
работе мозга. Чтобы накопить силы для
решительного мозгового штурма, питайтесь
регулярно. Учитывая недостаточность витаминов в
питании большинства детей и подростков и
повышенную в них потребность в это непростое
время, имеет смысл включать в рацион питания
специальные витаминизированные продукты и
витаминные препараты.
Еда «на нервах», когда в состоянии волнения
подростки начинают уписывать за обе щеки все, что
попадается под руку, – не лучший способ утоления
голода. Да и на экзамен не стоит отправляться с
переполненным желудком. Легкий завтрак в виде
каши, йогурта, сока, особенно свежевыжатого,
творога, сыра будет хорошим подспорьем для
успешного экзаменационного испытания.
Совет 4.
Очень часто возникает вопрос: стоит ли
прибегать к какимнибудь стимуляторам,
повышающим работоспособность и память? Обсудите
его с врачом. Не следует давать подросткам
седативные средства на спиртовой основе. Если
есть необходимость, лучше заварить пустырник или
валериану.
Среди специальных средств, улучшающих функции
мозга, можно назвать глицин. Это аминокислота,
которая вырабатывается в нашем организме.
Глицин улучшает обменные процессы в клетках
головного мозга, устраняет повышенную
раздражительность, слегка успокаивает,
нормализует сон. Такое доступное средство, как
аромат свеженарезанного лимона, по мнению
японских ученых, повышает работоспособность,
устраняет сонливость даже у очень уставших и
ослабленных людей.
Совет 5.
В эту непростую для подростка пору
взрослым следует помнить, что гораздо важнее
сохранить физическое и психическое здоровье
ребенка, чем получить непременную пятерку или
заветную медаль ценой будущего благополучия и
счастья. Важно, чтобы выпускник твердо знал:
какую бы отметку он ни получил на экзамене, какая
бы неудача его ни постигла, любовь и вера в него
родителей всегда останутся прежними. Тогда и
самый сложный экзамен он будет сдавать увереннее
и спокойнее. Поддержка и похвала (но в меру!) – то,
в чем особенно нуждаются подростки в
экзаменационную пору.
Упражнения
для поддержания зрительной
и умственной работоспособности
Для глаз
1. Средними пальцами стимулируйте
точки, расположенные с внутренней стороны глаза.
При этом усилие пальцев направляйте к носу.
Массаж выполняется в течение пяти минут.
2. Помассируйте легким надавливанием точки,
расположенные под нижним веком. По 5 нажатий
средними пальцами.
3. Легко помассируйте глаза указательными и
средними пальцами, чуть потягивая веки наружу.
Средний палец не должен сильно давить на глаз. 5
массажных движений.
4. Откройте глаза и сделайте круговые движения
глазными яблоками – 5 раз по часовой стрелке, 5
раз против нее.
5. Пальцы рук, сложенные вместе, перекрестите в
центре лба. Ладони как раз накроют глазные
впадины, полностью исключая доступ света, и при
этом не будут сжимать глазные яблоки, оставляя
возможность свободно двигать веками. Подобное
искусственное затмение, «пальминг», являясь
одним из лучших упражнений для глаз, ускоряет
процесс расслабления глазных мышц и улучшает
кровообращение. Двухминутный «пальминг»
восстанавливает функциональные свойства
сетчатки глаза.
Для шеи
1. Медленно поверните голову вправо,
потом влево. Повторите 4–6 раз. Затем проделайте
те же движения в быстром темпе 8–10 раз.
2. Медленно поверните голову, а затем откиньте ее
назад. Повторите упражнение по 4 раза в каждую
сторону.
3. Наклоните голову в сторону так, чтобы она
коснулась плеча. Упражнение выполняется по 4–6
раз в каждую сторону. Не поднимайте плечи.
4. Выполните вращение головой по часовой стрелке,
затем против нее 6–10 раз в каждом направлении.
5. Поставьте оба локтя на стол, подпирая нижнюю
челюсть ладонями, положенными одна на другую.
Вытолкните нижнюю челюсть руками вверх, затем
опустите голову вниз. Упражнение выполняется 4–6
раз. |
|