В Нижегородской области завершился
очередной этап регионального конкурса по
реализации методик программы «Разговор о
правильном питании»
Это нужно знать
На торжественное мероприятие в
Нижегородском институте развития образования
(НИРО) приехали учителя, дети и родители,
принимающие активное участие в этой программе.
Правильное питание – одна из составных частей
здорового образа жизни. «Нужно относиться к еде
не только как к удовольствию, но и как к источнику
получения энергии, необходимых строительных
материалов для организма, – подчеркнул Владимир
Игнатьев, директор Приволжского
федерального центра оздоровительного питания. –
В последнее время ассортимент продуктов в наших
магазинах стал разнообразным, мы можем себе
позволить то, о чем и не мечтали раньше. Но
качество продуктов и наша безграмотность в этом
вопросе не способствуют здоровому образу жизни.
Посмотрите, что мы едим: рафинированную,
консервированную, генно-модифицированную,
некачественную пищу».
Продуктов, богатых полезными веществами,
становится год от года все меньше. Пятьдесят лет
назад продукты питания были более натуральными,
содержали больше микроэлементов и витаминов,
грубых пищевых волокон. Японцы выяснили, что
овощи и фрукты, выращенные по новейшим
агротехнологиям, содержат в десять раз меньше
витамина С (да и других витаминов), чем раньше.
Меньше всего витаминов в импортных фруктах:
красивых, один к одному.
По словам Владимира Игнатьева, качество нашего
питания вообще и в организованных детских
коллективах в частности оставляет желать
лучшего: дефицит микронутриентов и прочих
совершенно необходимых веществ, зато
переизбыток животных жиров. Что-то уже делается,
Минздравсоцразвития РФ выпустил методические
рекомендации по употреблению витаминов и
питательных веществ, вводятся новые формы работы
школьных столовых, подбора поставщиков
продуктов и пр. Но и дети должны обладать
определенными знаниями по культуре питания.

Формула здоровья
Программа «Разговор о правильном
питании», разработанная М. Безруких, А. Макеевой и
Т. Филипповой при поддержке компании «Нестле»,
уже несколько лет реализуется в школах и детских
садах 28 регионов России. Наши читатели хорошо с
ней знакомы, мы не раз писали на эту тему. Сейчас в
дополнение к первым двум частям программы,
предназначенным дошкольникам и учащимся 1–2-х
классов («Разговор о правильном питании») и
учащимся 3–4-х классов («Две недели в лагере
здоровья») разработана следующая. Она рассчитана
на школьников 5–6-х классов и называется «Формула
правильного питания». Эксперимент по внедрению
третьей части программы уже год проводится в
двенадцати школах Нижегородской области.
Рассказывает Ольга Гладышева: «Мы
получили право на такую работу (в числе других
регионов), т.к. представитель нашей области
учитель биологии школы № 45 Володарского района
Мария Викторовна Шухлина победила в
методическом Всероссийском конкурсе. Наша
задача – за два года эксперимента создать
методическое обеспечение программы».
Работу начали с анкетирования детей и их
родителей, которые до этого год или два учились
по программе. Это было отсроченное
анкетирование, которое позволило определить, как
сохраняются полученные знания. Итак, дети
предпочитают упорядоченное трехразовое питание
в течение дня. Правда, почти половина из них
считает, что иногда не вредно и перекусить. Почти
все выбрали в качестве полезного продукта сок и
воду, а не лимонад. Ответы на вопросы о важности
соблюдения режима питания для здоровья, о
содержании витаминов в продуктах и т.д. показали,
что дети хорошо усвоили программу.
Адаптация первых двух частей программы была
задачей одного учителя, он мог интегрировать
соответствующие темы в разные предметы
(монопредметное планирование) в своем классе. В
средней школе у ребят появляется много
преподавателей. Как же эту программу ввести в
образовательное пространство школы, да еще не
имея для этого отдельного урока? Рассчитывать
только на классный час? Лучший вариант –
совместная работа учителей истории, географии,
технологии, биологии – так называемое
многопредметное тематическое планирование.
Вот, например, как это происходит в нижегородской
школе № 62. На уроке биологии, изучая тему
«Органические вещества в пище, их роль в
организме», пятиклассники узнают, что такое
белки, жиры, углеводы и в каких продуктах они
содержатся. На уроке технологии ребята вместе с
учителем выясняют, что более важно для здоровья:
наследственность, окружающая среда или образ
жизни; почему нужно пить как минимум 0,5 литра воды
в день; как красиво сервировать обед и как
правильно вести себя за столом; учатся
складывать салфетки. А учительница истории на
уроке, посвященном Древнему Риму, среди прочего
рассказывала о том, что ели римляне и почему они
выбирали именно эти продукты.
В новом этапе программы принимали участие дети,
которые уже обучались два года, и те, кто
познакомился с программой только в 5-м классе. Во
втором случае уровень усвоения знаний оказался
гораздо ниже. Это обязательно следует учитывать
в будущем.
Материальные «итоги» первого года работы были
представлены на стендах. Самые разнообразные
детские поделки из бумаги, соленого теста,
пластика и материи; склеенные, обожженные,
связанные и сшитые мягкие игрушки и оригинальные
макеты иллюстрировали темы новой части
программы о правильном питании.
Поздравляем победителей!
Победителями конкурса методик
реализации программы за 2007/08 г. стали: А.Н. Мурзина,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 3 г.
Павлова, – за учебно-методический комплекс,
разработанный совместно с учащимися, «Система
работы по реализации содержательного компонента
второй части программы...» и Ю.В. Смирнова,
учитель начальных классов школы № 35 г.
Дзержинска, – за методику проведения уроков по
теме «Сказочный сундучок».
В конкурсе детских творческих работ победители
определялись по возрастным группам. Среди
воспитанников дошкольных образовательных
учреждений первое место заняли малыши из
подготовительной группы МДОУ № 31 «Родничок» г.
Павлова – за проект «Кулинарное путешествие
блюда «винегрет» (воспитатели – О.В. Киселева,
Л.С. Дроздова) и ребята из старшей группы
этого же садика за книгу-самоделку «Про бабушку,
про маму и про меня» (воспитатели – Л.А.
Гурьянова, Н.Е. Куклева).
Среди учащихся начальной школы лучшим признан
ученик 2-го «Б» класса МОУ СОШ № 2 им. А.С. Пушкина
г. Арзамаса Гриша Зорин – за творческую
работу «Русская каша» (учитель Т.М. Ерина).
А среди учащихся среднего звена победителями
стали Катя Пригарина и Настя
Елизарова – ученицы 8-го класса МЛУ ДОД
«Экологического центра» г. Дзержинска за сказку
«Здоровым будешь – клад добудешь» (руководители
– Е.В. Колесова, Ф.Н. Маркина).
Победу в конкурсе «Семейная фотография», который
проходил под девизом «Как питаешься, так и
улыбаешься», жюри присудило семье Салтыковых
(г. Ардатов).
Все победители получили грамоты и
вкусные витаминные призы от компании «Нестле».

|