Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №11/2008

Из первых рук

Разговор о правильном питании продолжается

В Нижегородской области завершился очередной этап регионального конкурса по реализации методик программы «Разговор о правильном питании»

Это нужно знать

На торжественное мероприятие в Нижегородском институте развития образования (НИРО) приехали учителя, дети и родители, принимающие активное участие в этой программе.
Правильное питание – одна из составных частей здорового образа жизни. «Нужно относиться к еде не только как к удовольствию, но и как к источнику получения энергии, необходимых строительных материалов для организма, – подчеркнул Владимир Игнатьев, директор Приволжского федерального центра оздоровительного питания. – В последнее время ассортимент продуктов в наших магазинах стал разнообразным, мы можем себе позволить то, о чем и не мечтали раньше. Но качество продуктов и наша безграмотность в этом вопросе не способствуют здоровому образу жизни. Посмотрите, что мы едим: рафинированную, консервированную, генно-модифицированную, некачественную пищу».
Продуктов, богатых полезными веществами, становится год от года все меньше. Пятьдесят лет назад продукты питания были более натуральными, содержали больше микроэлементов и витаминов, грубых пищевых волокон. Японцы выяснили, что овощи и фрукты, выращенные по новейшим агротехнологиям, содержат в десять раз меньше витамина С (да и других витаминов), чем раньше. Меньше всего витаминов в импортных фруктах: красивых, один к одному.
По словам Владимира Иг­натьева, качество нашего питания вообще и в организованных детских коллективах в частности оставляет желать лучшего: дефицит микронутриентов и прочих совершенно необходимых веществ, зато переизбыток животных жиров. Что-то уже делается, Минздравсоцразвития РФ выпустил методические рекомендации по употреблению витаминов и питательных веществ, вводятся новые формы работы школьных столовых, подбора поставщиков продуктов и пр. Но и дети должны обладать определенными знаниями по культуре питания.

Формула здоровья

Программа «Разговор о правильном питании», разработанная М. Безруких, А. Макеевой и Т. Филипповой при поддержке компании «Нестле», уже несколько лет реализуется в школах и детских садах 28 регионов России. Наши читатели хорошо с ней знакомы, мы не раз писали на эту тему. Сейчас в дополнение к первым двум частям программы, предназначенным дошкольникам и учащимся 1–2-х классов («Разговор о правильном питании») и учащимся 3–4-х классов («Две недели в лагере здоровья») разработана следующая. Она рассчитана на школьников 5–6-х классов и называется «Формула правильного питания». Эксперимент по внедрению третьей части программы уже год проводится в двенадцати школах Нижегородской области.
Рассказывает Ольга Гладышева: «Мы получили право на такую работу (в числе других регионов), т.к. представитель нашей области учитель биологии школы № 45 Володарского района Мария Викторовна Шухлина победила в методическом Всероссийском конкурсе. Наша задача – за два года эксперимента создать методическое обеспечение программы».
Работу начали с анкетирования детей и их родителей, которые до этого год или два учились по программе. Это было отсроченное анкетирование, которое позволило определить, как сохраняются полученные знания. Итак, дети предпочитают упорядоченное трехразовое питание в течение дня. Правда, почти половина из них считает, что иногда не вредно и перекусить. Почти все выбрали в качестве полезного продукта сок и воду, а не лимонад. Ответы на вопросы о важности соблюдения режима питания для здоровья, о содержании витаминов в продуктах и т.д. показали, что дети хорошо усвоили программу.
Адаптация первых двух частей программы была задачей одного учителя, он мог интегрировать соответствующие темы в разные предметы (монопредметное планирование) в своем классе. В средней школе у ребят появляется много преподавателей. Как же эту программу ввести в образовательное пространство школы, да еще не имея для этого отдельного урока? Рассчитывать только на классный час? Лучший вариант – совместная работа учителей истории, географии, технологии, биологии – так называемое многопредметное тематическое планирование.
Вот, например, как это происходит в нижегородской школе № 62. На уроке биологии, изучая тему «Органические вещества в пище, их роль в организме», пятиклассники узнают, что такое белки, жиры, углеводы и в каких продуктах они содержатся. На уроке технологии ребята вместе с учителем выясняют, что более важно для здоровья: наследственность, окружающая среда или образ жизни; почему нужно пить как минимум 0,5 литра воды в день; как красиво сервировать обед и как правильно вести себя за столом; учатся складывать салфетки. А учительница истории на уроке, посвященном Древнему Риму, среди прочего рассказывала о том, что ели римляне и почему они выбирали именно эти продукты.
В новом этапе программы принимали участие дети, которые уже обучались два года, и те, кто познакомился с программой только в 5-м классе. Во втором случае уровень усвоения знаний оказался гораздо ниже. Это обязательно следует учитывать в будущем.
Материальные «итоги» первого года работы были представлены на стендах. Самые разнообразные дет­ские поделки из бумаги, соленого теста, пластика и материи; склеенные, обожженные, связанные и сшитые мягкие игрушки и оригинальные макеты иллюстрировали темы новой части программы о правильном питании.

Поздравляем победителей!

Победителями конкурса методик реализации программы за 2007/08 г. стали: А.Н. Мурзина, учитель начальных классов МОУ СОШ № 3 г. Павлова, – за учебно-методический комплекс, разработанный совместно с учащимися, «Система работы по реализации содержательного компонента второй части программы...» и Ю.В. Смирнова, учитель начальных классов школы № 35 г. Дзержинска, – за методику проведения уроков по теме «Сказочный сундучок».
В конкурсе детских творческих работ победители определялись по возрастным группам. Среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений первое место заняли малыши из подготовительной группы МДОУ № 31 «Родничок» г. Павлова – за проект «Кулинарное путешествие блюда «винегрет» (воспитатели – О.В. Киселева, Л.С. Дроздова) и ребята из старшей группы этого же садика за книгу-самоделку «Про бабушку, про маму и про меня» (воспитатели – Л.А. Гурьянова, Н.Е. Куклева).
Среди учащихся начальной школы лучшим признан ученик 2-го «Б» класса МОУ СОШ № 2 им. А.С. Пушкина г. Арзамаса Гриша Зорин – за творческую работу «Русская каша» (учитель Т.М. Ерина).
А среди учащихся среднего звена победителями стали Катя Пригарина и Настя Елизарова – ученицы 8-го класса МЛУ ДОД «Экологического центра» г. Дзержинска за сказку «Здоровым будешь – клад добудешь» (руководители – Е.В. Колесова, Ф.Н. Маркина).
Победу в конкурсе «Семейная фотография», который проходил под девизом «Как питаешься, так и улыбаешься», жюри присудило семье Салтыковых (г. Ардатов).

Все победители получили грамоты и вкусные витаминные призы от компании «Нестле».

Нина Семина