Очередной день марафона поразил
контрастным сочетанием: с одной стороны,
несомненная актуальность тематики, многообразие
подтвердивших свою эффективность
здоровьесберегающих образовательных
технологий, с другой – их невысокая
востребованность в массовой школе. Чем еще можно
объяснить тот факт, что на день «Здоровья детей»
пришло значительно меньше учителей, чем, скажем,
на физику или русский? Зато пришедшие нисколько
не пожалели об этом: практически каждое
мероприятие было интересным, познавательным и,
что, может быть, самое главное, практически
полезным
С различными методами и
технологиями укрепления здоровья детей
участников марафона познакомил доктор
педагогических наук, профессор Белгородского
государственного университета Владимир
Ирхин. В своей лекции
«Здоровьеориентированный образовательный
процесс в школе» он провел детальный анализ
физиологического, технологического,
психологического, психотерапевтического и
других подходов, которые применяются в
образовательных учреждениях. О методике
профессора Владимира Николаевича Ирхина вы
сможете прочитать в брошюре Издательского дома
«Первое сентября» № 4 за 2008 год.
Артем Соловейчик
О богатейшем опыте
здоровьесберегающей работы в гимназии № 19
города Рязани рассказала директор
образовательного учреждения Надежда Веткова.
Забота о сохранении и укреплении здоровья детей
проявляется во всех образовательных событиях
гимназии: мастерклассах,
семинарахпрактикумах, конференциях, проектах,
фестивалях и праздниках, конечно же, на уроках и
факультативах. Чтобы убедиться в этом,
достаточно перечислить названия
спортивнооздоровительных мероприятий, о
которых, в частности, шла речь на мастерклассе
Надежды Александровны «Наш опыт
здоровьесберегающей работы в школе»: ежедневная
утренняя зарядка; подвижные перемены;
витаминотерапия, кислородный коктейль; неделя
здоровья, дни здоровья;
спортивноинтеллектуальные игры «Все о
здоровье»; спортивноинтеллектуальный марафон
«Здоровые дети – здоровая страна»; школьная
спартакиада; конкурсы «Спортсмен года» и «Зимние
игры на свежем воздухе»; туристические слеты,
походы по родному краю; рыцарский турнир «Да,
рыцари! Да, мушкетеры!». В гимназии используются
современные здоровьесберегающие методики и
средства. Например, тренажер Агашкина, занятия на
котором помогают ребятам поддержать хорошую
осанку и положительно влияют на настроение. А
педагоги образовательного учреждения с
удовольствием посещают группу здоровья учителей
«Надежда», занятия в которой проводит инструктор
по физической культуре школы, автор методики
«Оздоровление позвоночника и суставов» В.М.
Гомозов. В № 15 нашей газеты (июль) будут
опубликованы все оригинальные разработки и
здоровьесберегающие программы, используемые в
этой рязанской школе.
Владимир Ирхин
Надежда Веткова
Замечательно, что активными
помощниками учителей в решении проблем
сохранения детского здоровья стали родители
учеников. Наравне с педагогами мамы и папы
участвуют в организации спортивных секций,
выпуске санбюллетеней, проведении различных
акций, а также в социальных проектах, школьных
праздниках, туристических слетах, походах…
Ведущий мастеркласса «Современные
здоровьесберегающие технологии в образовании»,
директор департамента медицинских технологий Сергей
Зинатуллин сразу же обратился к практике,
предложив гостям марафона проделать упражнение,
которое позволяет определить, есть ли у человека
проблемы с дыханием. Как и можно было
предположить, дыхание многих педагогов
оказалось далеко не идеальным. Тогда Сергей
Никифорович перешел к демонстрации упражнений,
которые помогают нормализовать дыхание и
оказывают оздоравливающее воздействие на
организм. «Дыхательная гимнастика необходима не
только людям с хроническими бронхолегочными
заболеваниями, – подчеркнул Зинатуллин. – Эти
упражнения могут помочь всем, кто страдает от
неблагоприятных экологических факторов в быту
или на производстве, а также специалистам
«речевых профессий».
Кандидат медицинских наук Людмила
Баль выступила с сообщением «Педагогу о
здоровом образе жизни», где рассказала о
сотрудничестве со столичными школами. По мнению
Людмилы Викторовны, одним из наиболее
результативных методов профилактики
психологического и физического здоровья
являются беседы педагогов с подростками на
актуальные жизненные темы. Поводом для подобной
беседы может послужить, скажем, опрос по
проблематике межличностных взаимоотношений.
Исключительным как в плане
компетентности докладчика, так и с точки зрения
содержательности сделанного сообщения было
выступление врачаневролога Центра
социальнотрудовой адаптации и профилактики
«Гагаринский» Елизаветы Меланченко.
Елизавета Александровна прояснила многие
болевые вопросы чрезвычайно сложной задачи:
включения детей с ограниченными возможностями в
образовательную среду общей школы. Ее
выступление так и называлось – «Инклюзивное
образование в современной школе». Причем по
каждому вопросу были даны четкие и конкретные
рекомендации. Например, говоря о том, как
педагогу общаться с родителями проблемного
ученика, Елизавета Меланченко заметила, что в
начале общения надо обязательно сказать о
ребенке чтото хорошее, поскольку родители, как
правило, очень боятся подобных разговоров. А на
что важно обратить внимание при обучении
дезадаптивных детей? Одна из важнейших вещей –
время активного внимания на уроке. Это время,
когда ребенок вас слышит, понимает обращенную к
классу речь и может выполнить задания, которые
написаны на доске или произнесены учителем
вслух. Так вот у некоторых детей период активного
внимания бывает всего 5 минут, у других – 10, у
третьих – 15. И учитель должен владеть
определенными приемами, позволяющими
увеличивать время активного внимания.
Елизавета Меланченко
Людмила Баль
А может ли учитель правильно
«продиагностировать» проблему неадаптивного
ребенка? Да, и в этом помогает знание признаков,
которые характеризуют ту или иную проблему. Вот,
например, признаки, по которым можно распознать
наступление нервного истощения на уроке. Ребенок
вертится за партой. Ложится на парту головой,
сутулится, «стекает» по стулу. Роняет пишущие
предметы. Не может повторить только что заданный
вопрос. Допускает нехарактерные ошибки как в
письменной речи, так и в устной. Ухудшается к
концу урока почерк…
Более подробно о работе с дезадаптивными детьми
можно прочитать в публикациях Елизаветы
Меланченко в газете «Здоровье детей» (См. №
17–24/2007).
|