Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №/


А.Г. Грецов

Практическая психология для подростков и родителей

– СПб.: Питер, 2008. – C. 224.

 

К подростковому обычно относят возраст от 10–11 до 15–16 лет. В книге идет речь о старшем подростковом возрасте: 13–16 лет. В этот период часто бурно и болезненно разрушается привычная система отношений ребенка к самому себе и к окружающему миру, подростки становятся ранимыми, чувствительными ко всем превратностям судьбы, и лишь потом у них разворачиваются процессы жизненного самоопределения, становление личности.
Уникальность подросткового возраста в том, что еще сохраняются детское любопытство, непосредственность, но одновременно в полной мере развиваются и интеллектуальные способности. Психика подростков готова к саморазвитию больше, чем в любом другом возрасте. Но именно в это время возникают различного рода сложности в понимании себя, в отношениях с внешним миром, резко возрастает интерес к миру внутреннему.
Настоящая книга задумана как попытка взглянуть на проблемы подростков их же глазами. Так что же происходит с личностью, когда совершается переход от детства к юности? Об этом профессионально и заинтересованно рассказывает автор.
Мы узнаем общие закономерности взросления человека; получаем представление о том, какими изменениями тела, разума и чувств сопровождается переходный возраст, как меняется восприятие действительности и работает воображение; как постепенно подросток начинает осознавать свое место в мире, свое «я»; почему его иногда так тянет к риску… Идет речь и об общении подростков с окружающими – сверстниками, родителями, учителями, и о возникающих при этом проблемах.
Книга адресована прежде всего самим подросткам: большинству из них любопытно узнать, что же с ними происходит; будет полезна она и любознательным родителям, и всем тем, кто общается с молодежью.



Г.Г. Кулинич

Вредные привычки: профилактика зависимостей, 5–7-е классы

– М.: ВАКО, 2008.  – С. 208

Главное достояние человека – его здоровье, духовное и физическое. Для ребенка это означает, что, гармонично развиваясь, он должен стать выносливым, уравновешенным, уметь противостоять неблагоприятным факторам. Здоровый образ жизни молодого поколения – залог здоровья нации в целом. К сожалению, семья не всегда становится местом укрепления здоровья ребенка. У многих родителей для этого не хватает ни знаний, ни опыта. Поэтому одной из задач системы образования является информационно-просветительская работа с родителями учащихся.
В настоящей книге-пособии предлагаются подробные разработки тематических классных часов для школьников 5–7-х классов (раздел I) и сценарии родительских собраний (раздел II); те и другие ориентированы на профилактику вредных привычек и формирование здорового образа жизни детей. Вот некоторые темы классных часов для детей: «Воспитание волевых качеств», «Привычки и здоровье», «Прежде чем сделать – подумай», «История курения в стихах и песнопениях», «Курение – опасное увлечение», «Алкоголь и его последствия», «Белая смерть» (о наркомании).
Здесь есть тематические инсценировки, разнообразные анкеты, опросники, тесты.
Не менее важны и сценарии родительских собраний: «Вредные привычки и их последствия», «Алкоголь – наш общий враг», «Наркомания – шаг в бездну» и др.
Все эти материалы могут быть полезны классным руководителям, психологам, педагогам дополнительного образования, родителям.