Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №10/2008

Технология

Урок биологии, тема – здоровье. Любая тема в школьном курсе биологии может приобщить учеников к ценностям здорового образа жизни

Учащиеся могут усвоить знания о гигиенических аспектах труда и отдыха человека, рассмотреть вопросы профилактики инфекционных, респираторных, кожно-венерических заболеваний, отравлений ядовитыми веществами, предупреждения зависимых состояний, обсудить проблемы оптимального статуса питания, эмоциональной и физической стабильности, коррекции отклонений в состоянии здоровья и т.д.
Курс биологии раскрывает отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюцию, а также феномен человека как биосоциального существа.

Изучение биологии направлено на:

  • достижение формирующих здоровье знаний и умения применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использование информации о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работу с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проведение наблюдения за состоянием собственного организма;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • формирование навыка ухода за растениями, домашними животными, оказания первой помощи себе и окружающим; оценку последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; правил поведения в окружающей среде; соблюдение норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний; понятия о вредных привычках, ВИЧ-инфекции.

Обучая школьников биологии, учителя ставят следующие задачи:

  • образовательные: подготовить фундамент для практической деятельности человека; рассказать о взаимосвязи строения и функций органов и систем; заложить основы понятия «экология организма»; показать важность знаний о функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье;

  • развивающие: научить методам самоконтроля и способности выявить возможные нарушения здоровья для сохранения, укрепления здоровья и своевременного обращения к врачу;

  • воспитательные: решить задачи экологического, эстетического, физического, трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников; привести к осознанию целесообразности отказа от вредных привычек как важнейшего шага на пути сохранения здоровья и работоспособности; подтолкнуть к осознанному выбору между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезням.

Анализ базисного учебного плана школьного курса «биология» показывает, что учащиеся должны освоить значимые для формирования общей культуры и культуры здоровья основные знания и умения, которые будут впоследствии востребованы в повседневной жизни.
Творчески работающие учителя школ здоровья Белгородской области подходят к решению задачи формирования культуры здоровья учащихся нестандартно. Приведем несколько примеров. Так, тему «Дыхательная система» можно провести в виде урока-состязания.

Конкурс № 1. «Термины»

Учитель зачитывает определения, учащиеся записывают на листах термины. Затем жюри собирает листы с ответами. Учитель вновь читает определения – участники команд по очереди отвечают. Члены жюри записывают ответы по эталону, проверяют работы своих команд, один правильный ответ – один балл, называют общий балл команды, а в ведомость заносят оценки (баллы) каждого ученика.

Определения:

1. Процесс газообмена между организмом и окружающей средой… (Дыхание.)

2. Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи… (Воздухоносные пути.)

3. Трубка, состоящая из хрящевых полуколец… (Трахея.)

4. Парные органы, осуществляющие обмен газов между вдыхаемым воздухом и кровью… (Легкие.)

5. Мелкие бронхи заканчиваются легочными пузырьками… (Альвеолами.)

6. Снаружи легкие покрыты… (Плеврой.)

7. В одну минуту в спокойном состоянии человек делает… (16–20) дыхательных движений.

8. Максимальное количество воздуха, выдыхаемое после самого глубокого вдоха, называется… (Жизненной емкостью легких.)

9. Дыхательный центр, управляющий работой органов дыхания, находится в… (Продолговатом мозге.)

10. Не пропускает пищу в гортань… (Надгортанник.)

11. Внутри содержит голосовые связки… (Гортань.)

12. Место газообмена между легкими и кровью… (Легочные пузырьки.)

13. Воздух, оставшийся в легких после глубокого выдоха, называется… (Остаточным.)

14. Внутренняя полость носа выстлана… (Мерцательным эпителием.)

15. Для измерения жизненной емкости легких используют… (Спирометр.)

Конкурс № 2. «Моделирование»

Команды моделируют процесс, разыгрывая немую сценку:

1-я команда – «Газообмен в легких». Трое участников изображают альвеолу (легочный пузырек), становятся полукругом, а двое изображают углекислый газ и кислород.
2-я команда – «Определение жизненной емкости легких». Один ученик изображает спирометр – сидит на корточках, а остальные учащиеся – «пациенты». Учащиеся по очереди изображают, что дуют в трубку. Ученик (спирометр) медленно поднимается – для разных «пациентов» на различную высоту.
3-я команда – «Дыхательные движения». Два ученика изображают грудную клетку (стоят лицом друг к другу), а третий – диафрагму (стоит прямо между ними). При вдохе первый и второй ученики расходятся медленно в стороны, третий ученик приседает; при выдохе – все наоборот.
4-я команда – «Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца». На стол кладут куклу, под голову ей подкладывают валик, один ученик выдыхает воздух в рот, другой нажимает на грудину. (После 4–5 надавливаний на грудину один раз вдувают воздух в рот.)
Учитель комментирует модели, жюри оценивает и выставляет баллы.

Конкурс № 3. «Как вы считаете?..»

Решение биологических задач. Команды получают на листах биологические задачи, совещаются и по очереди дают ответы, учитель комментирует и вместе с жюри выставляет баллы.

Задача 1. Легкие – орган дыхания – не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются. Объясните, благодаря чему легкие могут расширяться и сжиматься.

Ответ. Расширение легких происходит вследствие увеличения объема грудной полости при сокращении дыхательных мышц грудной клетки. Расслабление этих мышц уменьшает объем грудной полости, легкое сжимается, происходит выдох. Изменение давления воздуха в легких – причина вдоха и выдоха.

Задача 2. В Арктике и в Антарктике, несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе умеренного климата – часто. Почему?

Ответ. Воздух там почти стерильный; в средней полосе в воздухе, как правило, много болезнетворных бактерий и вирусов, вызывающих респираторные заболевания.

Задача 3. Человек может прожить без пищи 30 и более суток, без воды – около недели, а вот без кислорода – не более 10–20 минут. Почему?

Ответ. Для жизнедеятельности организма необходима энергия. Ее источник – распад и окисление органических веществ. В этом процессе обязательно участвует кислород. Без непрерывного поступления кислорода в организме замедляется обмен веществ, и это может привести к гибели.

Задача 4. В течение всей своей жизни человек непроизвольно каждые 4–5 секунд совершает дыхательные движения. Объясните механизм чередования вдоха и выдоха.

Ответ. В продолговатом мозге возбуждается поочередно то центр вдоха, то центр выдоха. Нервные импульсы дают команду межреберным мышцам и диафрагме – сокращение – вдох, расслабление – выдох. Это объясняет существование рефлекторного механизма дыхания.

Конкурс № 4. «Вы – доктор»

Учитель: Наше здоровье – самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь нам дается только один организм, и заменить его невозможно. И поэтому свое здоровье, свой организм нужно беречь уже с детства. Предположим, что вам предложили выступить перед учащимися младших классов и рассказать о профилактике заболеваний органов дыхания и вреде курения. Что бы вы им сказали?

Команды получают темы, обсуждают, и один человек предлагает версию своей группы: 1. Грипп. 2. Туберкулез. 3. Вред курения. 4. Бронхиальная астма.

Краткие предполагаемые варианты выступлений:

1. Чтобы не болеть гриппом, необходимо заниматься физкультурой, закаливать свой организм, чаще бывать на свежем воздухе, есть больше свежих овощей и фруктов (в них содержится витамин С). Во время эпидемии использовать оксолиновую мазь.

2. Питание должно быть полноценным, сбалансированным. Важно не пренебрегать школьным питанием и не отказываться от молока. Дома и на улице необходимо поддерживать чистоту. Способствовать озеленению города.

3. Курение особенно вредно детям и подросткам. В дыме одной сигареты содержится более 20 ядовитых веществ, в том числе никотин, угарный газ, аммиак, синильная кислота.

Действие табака сказывается на работе головного мозга, понижает его активность. У курящих уменьшается объем памяти, им трудно заучивать материал. Курящие школьники становятся рассеянными, у них снижаются внимание и наблюдательность. Их мучают головные боли, головокружения. Курильщики часто болеют инфекционными заболеваниями, так как у них снижается иммунитет.

4. Необходимо регулярно проводить влажную уборку помещений, вести здоровый образ жизни – заниматься спортом… Не менее 2–3 часов в сутки бывать на свежем воздухе.

Жюри выставляет баллы командам в ведомость.

Конкурс № 6. «Гигиена дыхания»

Каждая группа получает список правил гигиены дыхания и должна дать их физиологическое обоснование (cм. табл. 1). Учитель и жюри следят за правильностью и полнотой ответов. Жюри выставляет баллы командам в ведомость.

Жюри называет количество баллов, набранное командами.

В качестве дополнительного материала при изучении темы «Пищеварение» школьникам предлагается раздел «Научные основы питания как источник здоровья и долголетия». Приведем некоторые задания для практических занятий:

Практическое занятие 1. Собрать данные о меню и режиме питания за неделю (учащиеся самостоятельно фиксируют меню своей семьи в течение недели, затем сравнивают и обрабатывают результаты) и сопоставить с рекомендованным рационом здорового питания. Учитель предлагает проанализировать результаты и сделать выводы о характере питания, принятом в данной семье, показать его положительные и отрицательные стороны, высказать свои пожелания и рекомендации.

Практическое занятие 2. включает в себя анкетирование учащихся на тему «Что пьем? Что едим?», анализ их пищевых предпочтений и сравнение с рекомендациями диетологов, а также выпуск информационного бюллетеня по итогам проведенной работы и рекомендации по здоровому питанию школьников.

Практическое занятие 3. Учащимся предлагается составить рецепты витаминных салатов, витаминизированных первых и вторых блюд, напитков, простых в приготовлении, с учетом биологических особенностей витаминов (водо- и жирорастворимые) и времени года.

Практическое занятие 4. Вариант 1. Экскурсия в продуктовый магазин с целью изучения ассортимента и качественного состава колбасных, кондитерских изделий, полуфабрикатов, соков, сокосодержащих и газированных напитков, бакалейных товаров. Для этой цели понадобятся торговые сертификаты сопровождения и соответствия продуктов, которые находятся у администрации магазина либо в управлении службы санитарно-эпидемиологического контроля.

Вариант 2. Если есть возможность, организуется экскурсия непосредственно на предприятие, производящее продукты питания, – хлебозавод, завод по производству газированных напитков, консервный комбинат, хладокомбинат и т.д., где компетентные инженеры-технологи расскажут учащимся о процессе производства продуктов питания, повышении их качества, сроков реализации и т.д.

Вариант 3. Наиболее простой: заранее собираются продуктовые этикетки (можно поручить это ученикам), разбиваются по продуктовым группам, дети изучают качественный состав продуктов, анализируют его, делают выводы о пищевой ценности повседневных продуктов питания.

Практическое занятие 5. (Учитель технологии Т.А. Клейносова и учитель биологии Е.Н. Черкашина школы № 21 г. Старого Оскола.)

а) Вопросы для повторения:

1. Какие виды бутербродов вы знаете?

2. Какие виды продуктов используются для приготовления бутербродов?

3. Как нарезают хлеб и другие гастрономические продукты для бутербродов?

б) Учитель: Сегодня наше практическое занятие пройдет в необычной форме. Дома вы подготовили разнообразные рецепты бутербродов, которые вы приготовите самостоятельно, не забывая о технологических требованиях, предъявляемых к приготовлению бутербродов. Самые интересные рецепты мы поместим вместе с фотографиями в альбом для кабинета.

в) Повторение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований при работе с пищевыми продуктами.

г) Самостоятельная работа.

д) Заполнение таблицы «Приготовление бутерброда по вашему рецепту» (cм. табл. 2).

Подведение итогов практической работы и выставление отметок.

6-й класс.
«Бактерии. Грибы. Растения». Раздел, тема урока

Содержание учебного материала, ориентированное на здоровье

1. Царство бактерий

2. Царство грибов

3. Царство растений

4. Органы растений (корни, побеги, листья, плоды, семена, цветы и т.д.)

5. Химический состав растений

6. Удобрения

7. Охрана растений

1. Полезные и болезнетворные бактерии. Роль бактерий в природе, значение их в жизни человека.
Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.
Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Использование бактерий в биотехнологиях

2. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Использование грибов в биотехнологиях

3. Разнообразие мира растений и их влияние на здоровье, питание людей; способы защиты и очистки воздуха, воды с помощью растений

4. Разнообразие и возможности в плане профилактики и лечения болезней. Лекарственные растения. Правила сбора, хранения, применения

5. Содержание необходимых веществ и витаминов в продуктах растительного происхождения

6. Формирование понятий о рациональном внесении минеральных удобрений в почву и соблюдении правил безопасности при работе с ними

7. Последствия деятельности человека по отношению к окружающей среде и живым организмам. Формирование понятий о взаимосвязи живой и неживой природы

 

7-й класс.
«Животные».
Раздел, тема урока

Содержание учебного материала, ориентированное на здоровье

1. Простейшие: Саркожгутиконосцы. Инфузории

2. Тип: плоские черви. Класс: ресничные черви.

Ленточные черви. Сосальщики. Тип: круглые черви. Многообразие круглых червей. Класс: пиявки

3. Отряды насекомых: стрекозы, вши, жуки, клопы

4. Отряд насекомых:перепончатокрылые

5. Класс: пресмыкающиеся, или рептилии

6. Отряды птиц: дневные хищники, совы, куриные

7. Отряды млекопитающих: грызуны, зайцеобразные

8. Многообразие пород домашних животных

1. Соблюдение правил гигиены при употреблении сырой воды

2. Паразитические черви, меры борьбы с ними. Использование некоторых видов пиявок в медицине при гипертонии и угрозе кровоизлияний

3. Насекомые-паразиты, меры борьбы с ними

4. Использование пчел в народной медицине. Лекарственные свойства продуктов пчеловодства

5. Змеиный яд в медицине

6. Санитарная роль хищных птиц

7. Грызуны и здоровье человека. Вред, наносимый грызунами человеку. Распространители инфекционных заболеваний

8. Домашние животные и здоровье человека (натуральные продукты питания, одежда и обувь из натуральных материалов)

 

8-й класс.
«Человек и его здоровье». Раздел, тема урока

Содержание учебного материала, ориентированное на здоровье

1. Науки, изучающие организм человека. Строение организма

2. Опорно-двигательная система

3. Внутренняя среда организма

4. Кровеносная и лимфатическая системы

5. Дыхание

6. Обмен веществ и энергии

7. Покровные органы. Терморегуляция

8. Нервная система.  Высшая нервная деятельность

9. Анализаторы. Органы чувств

10. Индивидуальное развитие организма

1. Показать значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Познакомить с науками о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология; с методами изучения организма человека, их значением и использованием в собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья

2. Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Укрепление здоровья: двигательная активность. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки

3. Познакомить учащихся с видами иммунитета. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Вакцинация. Значение постоянства внутренней среды организма.

4. Познакомить учащихся с сердечно-сосудистыми заболеваниями и мерами их профилактики; раскрыть вредное влияние табака и алкоголя на сердце и кровеносные сосуды; научить распознавать капиллярное, венозное и артериальное кровотечения и оказывать первую помощь при кровотечениях. Значение свертывания крови. Переливание крови.

5. Познакомить учащихся с заболеваниями органов дыхания и их профилактикой. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего

6. Обмен веществ и превращения энергии, особенности пластического и энергетического обмена как необходимое условие для нормальной жизнедеятельности организма. Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Обратить внимание учащихся на роль белков, жиров и углеводов в питании, обмене веществ; на значение ненасыщенных жирных кислот; на проблему избыточного веса как причины заболеваний; на использование углеводов в лечебных целях; на особое значение незаменимых белков: мяса, рыбы, молока и их продуктов. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения. Укрепление здоровья: рациональное питание

7. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Значение терморегуляции для нормальной жизнедеятельности организма. Укрепление здоровья: закаливание. Профилактика тепловых ударов и солнечных ожогов

8. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Ведущая роль нервной системы в сохранении и укреплении физического, психического, эмоционального здоровья человека. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Нервные перенапряжения, длительное переутомление, плохой сон как причины заболеваний. Укрепление здоровья: аутотренинг

9. Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика

10. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Показать взаимосвязь между качеством генетической информации половых клеток, окружающей средой и поведением человека, показать, как в процессе мейоза под воздействием мутагенов могут произойти наследственные нарушения, раскрыть критические периоды развития организма и проблемы влияния нездорового образа жизни на индивидуальное здоровье и развитие школьников

 

9–11-е классы.
Раздел, тема урока

Содержание учебного материала, ориентированное на здоровье

1. Углеводы. Липиды. Строение и состав белков.

2. Вирусы

3. Половое размножение организмов. Оплодотворение. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетика пола.  Сцепленное с полом наследование

4. Вид, его критерии. Состав сообщества.   Искусственные биоценозы.

5. Причины многообразия видов в природе. Экологические факторы

6. Среда жизни и ее обитатели. Биосфера и человек

7. Круговорот веществ в биосфере: биогеохимический цикл азота, биогеохимический цикл  углерода и фосфора

1. Роль углеводов для здоровья человека. Роль жиров для здоровья человека. Значение белков для здоровья человека.

2. Вирусные заболевания, их профилактика. Соблюдение правил гигиены и санитарии

3. Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на эмбрион. Влияние генотипа родителей на потомство. Пагубное влияние вредных привычек на наследственность человека, реализация наследственной информации (генетических предпосылок) во многом зависит от самого человека, от созданной им экологической и социальной среды. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика

4. Лекарственные растения, используемые в народной медицине. Растения и животные, которые могут причинить вред здоровью человека.   Соблюдение правил поведения для сохранения здоровья

5. Соблюдение правил поведения в природе для сохранения здоровья

6. Факторы среды и здоровье человека. Соблюдение правил поведения при работе у водоема. Здоровье человека и биосфера. Правила поведения в природной среде. Последствия деятельности человека на собственное здоровье

7. Роль азота для здоровья человека. Роль углерода и фосфора для здоровья человека

Таблица 1

1. Дыхание должно быть ровным и размеренным

Повышение эффективности газообмена в легких

2. Дышать надо через нос

Согревание, увлажнение и обеззараживание воздуха во время прохождения носовой полости

3. Заниматься физкультурой

Развивается дыхательная система, увеличивается объем легких

4. Полезно бывать на свежем воздухе

Улучшение вентиляции легких и снабжение организма кислородом

5. При кашле, чихании необходимо закрывать рот

и нос платком

Предотвращение заражения окружающих людей

6. Регулярная влажная уборка помещений

Очищение воздуха от пыли

7. Для правильного дыхания важна хорошая осанка

При хорошей осанке легкие человека вмещают больший объем воздуха

8. При общении с людьми, заболевшими инфекционной болезнью, надо надевать марлевую повязку, регулярно проветривать помещение

Профилактика инфекционных заболеваний

Таблица 2

№ п/п

Название операции

Инструменты и приспособления

Дополнительные продукты

1

Подготовка хлеба

2

Подготовка гастрономических продуктов

3

Приготовление бутерброда

4

Оформление и подача на стол

Ирина Котляренко ;
Людмила Полещенко ;
Анна Шкуратова