Активная компьютеризация становится
важнейшим средством, способствующим развитию
современной школы, коренным образом изменяя
привычные формы учебного процесса. Но работа за
компьютером имеет и отрицательные воздействия.
Вот что думают по этому поводу ученые
Близорукость была всегда
Работа с компьютером возможна в
преподавании практически всех школьных
дисциплин, что позволяет реализовать новые
педагогические технологии обучения. Кроме того,
компьютер является и средством воспитания,
влияющим на развитие творческого потенциала
учеников. Применение компьютеров в учебном
процессе позволяет увеличить объем информации,
сообщаемой ученику на уроке, более активно по
сравнению с обычными занятиями организовать
познавательную деятельность, воздействовать на
такие психологические процессы, как восприятие,
мышление, запоминание, усвоение информации.
Работа на компьютере активизирует умственную
деятельность, формирует положительную мотивацию
большинства учащихся к этим занятиям и
способствует повышению уровня функционирования
организма.
Вместе с тем активное использование компьютеров
в учебном процессе вызывает обеспокоенность как
родителей, так и педагогов влиянием на здоровье
школьников, и в первую очередь на состояние их
зрения.
Наиболее часто встречающаяся патология органа
зрения у школьников – близорукость. На
протяжении многих лет она остается одной из
самых острых медико-социальных проблем
офтальмологии. Близорукость часто оказывается
причиной нарушения зрительных функций, что
ограничивает возможность выбора будущей
специальности и приводит к инвалидности в
трудоспособном возрасте.
Проблема близорукости существовала всегда.
Первое упоминание о ней находим у Аристотеля. Он
отмечал, что при слабости щурящегося глаза к нему
подносят близко то, что хотят увидеть. У
Аристотеля впервые встречается и слово «миопс»,
означающее «закрывать глаза, мигая», от которого
произошел современный термин миопия
(близорукость).
В 1870 г. врач-гигиенист Ф.Эрисман при обследовании
учащихся 15 санкт-петербургских гимназий и школ
выявил миопию у 13,6% учеников начальных классов и
30,2% детей старших классов. Он пришел к выводу, что
с увеличением школьного стажа число учащихся с
близорукостью увеличивается, а степень ее
возрастает.
Причинами явления Ф.Эрисман считал неправильное
устройство школьных столов, недостаток дневного
света и искусственного освещения, вынуждающий
учеников чрезмерно приближать к глазам книги и
тетради, а также большое количество уроков. Вывод
справедлив и для настоящего времени.
В нашей стране среди школьников, по данным
исследований, процент близорукости повышается в
среднем с 2,1% в первых классах до 16,2% по окончании
школы. К 10-му классу распространенность
прогрессирующей миопии возрастает в 3 раза.
Миопия широко распространена во всех развитых
государствах мира. Так, в Японии среди студентов
выявлено от 15 до 70% близоруких, в Китае – от 22,1 до
58–70%. В 1913 г. швейцарский врач-окулист А.Штейгер
опубликовал монографию, в которой, в частности,
назвал миопию не недостатком, а прогрессивным
признаком, который для человека может стать
нормой в будущем.
Генетика или гигиена?
Близорукостью считается та степень
нарушения зрения, когда рассматриваемые
предметы хорошо видны только при близком
расстоянии вследствие фокусирования лучей света
перед сетчаткой глаза, а не на ней, как это
происходит в норме.
В современном обществе сложился стереотип,
который связывает развитие близорукости с
работой на компьютере. Очевидно, что такое мнение
родилось вследствие недостатка информации и
носит предвзятый характер. На самом деле в
возникновении и развитии близорукости участвует
множество факторов, каждый из которых может
проявляться по-разному в зависимости от
конкретных условий. Основными факторами принято
считать: возрастные, генетические,
природно-географические, а также общее состояние
организма и гигиенические условия зрительной
работы.
Возрастные анатомо-физиологические
особенности организма и органа зрения детей
проявляются в том, что преобладающим видом
рефракции в первые годы жизни является
дальнозоркость (гиперметропия). Научными
исследованиями доказано, что врожденной для
человека является так называемая «плюсовая»
(гиперметропическая) установка глаза. В возрасте
до трех лет она выявлена в 92,8% всех исследований.
Частота нормального зрения (эмметропии) и миопии
в этот период очень мала – 3,7 и 2% соответственно.
Эта первоначальная установка зрения вдаль
утрачивается большинством людей ввиду
неблагоприятного воздействия работы на близких
расстояниях (чтение, письмо, работа на компьютере
и др.) начиная с раннего детского
возраста. Таким образом, глаз начинает и
заканчивает «плюсовым» зрением, а в промежутке
адаптируется к неблагоприятным условиям работы
на близких расстояниях. Период с 12 до 45 лет
характеризуется гиперадаптацией, когда люди
приобретают минусовое зрение.
В настоящее время в результате фундаментальных
исследований проблемы происхождения и развития
близорукости сложилась определенная система
взглядов, в которой роли наследственности
отводится основное место. По мнению ряда ученых,
близорукость наследственно обусловлена в 46%
случаев. При этом во всех случаях – как при
наследственной, так и ненаследственной миопии –
условия окружающей среды, то есть различные
внешние воздействия, могут усугублять или,
напротив, облегчать течение заболевания. О
врожденном характере близорукости
свидетельствует ее раннее выявление – в
возрасте 2–4 лет. Можно считать, что миопия,
выявляемая у детей к времени поступления в школу,
как правило, врожденная.
Частота распространения миопии в разных
областях страны различна. Причем увеличение
идет с юга на север, и в городской местности
процент близоруких выше, чем в сельской. По
результатам исследований близорукость стала
ведущей глазной патологией у северян, причем в
Корякском автономном округе она встречалась у 84%
детей (в возрасте до 12 лет преимущественно в
слабой и средней степени, а в более старшем
возрасте – в основном в средней и высокой
степени, с изменениями на глазном дне). Чем
севернее расположена местность, тем выше процент
заболевания.
Ученые объясняют распространенность миопии в
северных районах рядом причин. Во-первых,
особенностями светового режима. Известно, что
естественное солнечное освещение благотворно
влияет как на орган зрения, так и на организм в
целом, недостаток же его сказывается
отрицательно. Во-вторых, особенностями питания,
которые в северных районах часто связаны с
недостатком витаминов в пище, йододефицитом и пр.
В результате ухудшается общее физическое
состояние организма, сопротивляемость
неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Что касается сельских школьников, то они чаще,
чем городские, бывают на свежем воздухе и
занимаются физическим трудом, что положительно
влияет на их здоровье. Городские жители ведут
малоподвижный образ жизни, пребывают
преимущественно в закрытых помещениях и т.д.
Одной из причин близорукости является также
воздействие на цилиарную мышцу общих нарушений
и заболеваний организма. Стойкое ослабление
аккомодации и прогрессирование миопии у детей
может произойти в результате
инфекционно-аллергических заболеваний,
хронического тонзиллита, ревматизма, острого
нефрита, а также частых ОРЗ. Наиболее
распространенной патологией пациентов с миопией
становятся вегетососудистая дистония – 73–85% – и
патология позвоночника – 71%. Склонность к
артериальной гипотонии также служит фактором
риска развития и прогрессирования миопии.
Существенным фактором роста и развития
организма, укрепления здоровья, особенно
подростков, является полноценное питание.
Пища играет важную роль в поддержании
полноценного функционирования хрусталика,
аккомодационной мышцы, сосудистой и сетчатой
оболочек глазного яблока. При нарушении питания
возможно ослабление деятельности этих тканей
глаза. Ученые предполагают, что одним из
факторов, способствующих развитию миопии,
является недостаточное содержание полноценного
белка (определенных аминокислот) в питании,
необходимого для построения склеропротеидов. В
результате исследований было также установлено,
что при прогрессирующей близорукости у
абсолютного большинства школьников во всех
возрастных группах наблюдается низкий уровень
мышечной массы.
Формированию врожденных аномалий органа зрения
способствует патология беременности и родов.
В последние годы при обследовании недоношенных
детей в Архангельской области офтальмопатология
была выявлена у 65,1% детей, каждый третий пациент с
офтальмопатологией, родившийся недоношенным, –
потенциальный инвалид по зрению. У недоношенных
детей заболевание глаз (ретинопатия) часто
приводит к безвозвратной потере зрительных
функций. Возможность развития заболевания у
недоношенных связана со сроком и массой тела при
рождении, наличием тяжелых изменений
дыхательной, кровеносной и нервной систем, а
также с проводимыми мероприятиями по
выхаживанию младенца.
Ни у кого из ученых не вызывает сомнения тот факт,
что определяющее значение в развитии
близорукости имеет зрительная работа на близком
расстоянии. И совершенно очевидно, что учебный
процесс есть не что иное, как разновидность
зрительно напряженного труда. Поэтому важнейшее
значение при работе с компьютером имеют гигиенические
факторы. Это – расположение и освещенность
рабочего места, температура, влажность, скорость
движения воздуха, продолжительность и режим
работы и т.д. Кроме того, имеют значение качество
самой компьютерной техники и рабочая поза
пользователя.
Школьники за компьютером
Очевидно, что сложившийся в обществе
стереотип относительно влияния на развитие
близорукости у школьников работы на компьютере
появился в самом начале процесса
компьютеризации в школах, то есть более 20 лет
назад. В то время считалось, что монитор
компьютера генерирует электромагнитные и
статические поля, неблагоприятно воздействующие
на организм. Однако следует отметить, что даже 20
лет назад проводившиеся гигиенистами,
офтальмологами, биологами многочисленные
исследования не подтвердили данную точку зрения.
Исследовались функциональные состояния и
работоспособность учащихся в зависимости от их
возраста и качества видеотерминала. Была
определена максимальная продолжительность
работы на компьютере для учащихся разных
классов. Было установлено, что степень и характер
изменений состояния зрения при работе на
компьютере зависят от возраста ребенка, типа и
продолжительности занятий.
Подверглись изучению функциональное состояние
центральной нервной системы, зрительного
анализатора и работоспособности школьников в
зависимости от таких параметров, как
микроклимат: температура, влажность и скорость
движения воздуха; освещенность на экране и
клавиатуре компьютера при естественном и
искусственном свете; ионизирующие и
неионизирующие излучения, электростатические и
электромагнитные поля. Так, при
экспериментальном варианте режима занятий
школьников за компьютерами, отвечающих
гигиеническим нормам, в конце учебного года
после занятий число случаев снижения остроты
зрения составляло 15,0% против 25,8%, а число
учащихся, предъявляющих жалобы на зрительный
дискомфорт, – 18,9% против 32,5% в контрольной группе.
За два года наблюдений – от начала 9-го к концу
10-го класса – число учащихся с нормальной
остротой зрения при традиционном обучении
уменьшилось на 6,6%; при использовании в обучении
компьютеров, оборудованных ВДТ, – на 6,9–8,0%.
Следует отметить, что в данном исследовании не
учитывалась продолжительность взаимодействия
школьника с книгой или компьютером, а точнее – с
книгой или и с книгой, и с компьютером.
Cложившийся стереотип о
влиянии компьютеров на развитие миопии не имеет
под собой никаких оснований |
Анализ данных, полученных при
исследовании остроты зрения и степени
близорукости у 795 учащихся старших классов,
выявил одинаковую тенденцию в ее динамике под
воздействием традиционных учебных занятий и
занятий с использованием компьютеров.
Увеличение степени близорукости также было
примерно одинаковым при всех видах обучения.
Другая группа ученых исследовала влияние
учебных занятий с использованием компьютеров на
здоровье и функциональное состояние ЦНС,
самочувствие, активность и настроение
школьников 7–10-х классов. Жалобы на повышенную
утомляемость, головные боли, боли в глазах и
другие неприятные ощущения во многом
определялись возрастом ученика и его мотивацией
к данному виду работы. Так, у учеников 7–8-х
классов было меньше жалоб на утомление, чем у
учащихся 9–10-х классов (соответственно 22,4% и 32,2%).
Это связано с длительностью работы на
компьютере. Кроме того, независимо от возраста
больше астеноневротических проявлений
зарегистрировано у школьников с низким уровнем
интереса к работе на компьютере (61,1% против 46,5%). У
школьников с нервно-психическими отклонениями
также встречались жалобы на плохое самочувствие
в 4–5 раз чаще. В то же время учебная активность на
занятиях с компьютером достигала 95%. Полученные
данные свидетельствуют о том, что интерес к
работе является мощным фактором,
противодействующим наступлению усталости.
При изучении воздействия микроЭВМ в учебном
процессе на организм первоклассника было
установлено, что контролируемое и
регламентированное компьютерное обучение не
оказывает отрицательного влияния на рост,
развитие и состояние здоровья детей и
способствует развитию работоспособности,
пространственной ориентации,
наглядно-действенного мышления. Это подтвердили
результаты трехкратной проверки остроты зрения
и осмотра окулиста.
Новые исследовательские данные свидетельствуют
о том, что снижение остроты зрения в школах, в
которых не соблюдаются «Гигиенические
требования к видеодисплейным терминалам,
персональным электронно-вычислительным машинам
и организации работы», составило 23,3%, а в тех
школах, где они соблюдались, – 21,8%. Значительно
выше в тех же школах оказалась и
распространенность нарушений осанки (5,9–10%) и
сколиоза (2,8–6,5%), чем по г. Москве в целом.
Вопросы безопасности
Доказано, что современные
персональные компьютеры практически полностью
безопасны. Их излучения не выше, чем поля бытовых
электроприборов или теле- и радиостанций,
спутниковой и сотовой связи. При изучении
влияния электромагнитного излучения на орган
зрения школьников исследователи не обнаружили
вредного воздействия. Установлено, что основное
воздействие оказывает не электромагнитное
излучение, а интенсивность и длительность работы
с монитором и организация рабочего места. Тем не
менее вопросы безопасности персональных
компьютеров остаются в центре внимания многих
государственных, общественных и международных
институтов. Разработчикам и производителям
предъявляются все более жесткие стандарты по
нормам электромагнитной безопасности.
Во всем мире существуют принятые допустимые
уровни излучения монитора, влияющие на человека
и окружающую среду, которые нормируются
стандартами. Самый известный – MPR II, принятый
шведским департаментом стандартов, и TCO-92, TCO-95,
TCO-99, принятые шведской конфедерацией профсоюзов.
Стандарт MPR II ограничивает величину
электромагнитных излучений видеодисплейных
терминалов. Нормы Госкомсанэпиднадзора России
от 1996 г. полностью соответствуют экологическим
требованиям MPR II.
Таким образом, сложившийся стереотип о влиянии
компьютеров на развитие миопии не имеет под
собой никаких оснований. Важны особенности
зрительной работы с ним: статичная поза,
повторяющиеся движения и нерациональная
организация рабочего места, которые могут
приводить к возникновению расстройств
скелетно-мышечной системы и сопровождаться
некоторыми офтальмологическими симптомами.
Поэтому особое внимание при работе с компьютером
следует уделять сохранности мышц и суставов.
Возможная патология в опорно-двигательном
аппарате накапливается незаметно вплоть до
хронической стадии. В этой области
классифицировано два синдрома: синдром
длительной статической нагрузки (СДСН) и
кистевой туннельный синдром (КТС). При неудобной
рабочей позе и постоянной нагрузке ног, плеч, шеи
и рук мышцы длительно находятся в состоянии
сокращения. Поскольку мышечные ткани долго не
имеют возможности расслабиться, в них ухудшается
кровоснабжение, нарушается обмен веществ,
накапливаются продукты распада, в частности
молочная кислота. Мышцы пребывают в состоянии
постоянной усталости и ослабевают.
Однако таких симптомов можно избежать, если
строго придерживаться рекомендаций
специалистов. В первую очередь это – соблюдение
«Гигиенических требований к видеодисплейным
терминалам, персональным
электронно-вычислительным машинам и организации
работы». Далее – физическая активность, занятия
физкультурой. Результаты исследования последних
лет, особенно касающиеся механизмов
происхождения близорукости, позволили по-новому
оценить возможности физкультуры при этом
дефекте зрения. Ограничение физической
активности лиц, страдающих близорукостью, как
это рекомендовалось еще недавно, признано
неправильным. Отмечена важная роль физической
культуры в предупреждении миопии и ее
прогрессировании, поскольку гимнастические
упражнения способствуют как общему укреплению
организма и активизации его функций, так и
повышению работоспособности цилиарной мышцы и
укреплению склеральной оболочки глаза.
Ученые установили, что девушки 15–17 лет, имеющие
близорукость средней степени, значительно
отстают по уровню физической подготовленности
от сверстниц. У них отмечается существенное
снижение кровотоков в сосудах глаза и ослабление
аккомодационной способности. Циклические
физические упражнения (бег, плавание, ходьба на
лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100–140
уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на
гемодинамику и аккомодационную способность
глаза, вызывая реактивное усиление кровотока в
глазу через некоторое время после нагрузки и
повышение работоспособности цилиарной мышцы.
Очевидно, что разработанные специалистами
основные рекомендации по сохранению зрения у
детей практически ничем не отличаются от обычных
рекомендаций при работе с традиционной книгой.
Эти рекомендации известны:
следует правильно установить
дисплей на рабочем месте;
отрегулировать общее и местное
освещение в комнате;
подобрать оптимальную яркость и
контрастность, в том числе цветовую;
проверить свое зрение у
офтальмолога и при необходимости подобрать очки;
строго соблюдать временной режим
работы с компьютером, своевременно делая
перерывы;
во время перерывов не выполнять
никакой зрительной работы, а делать общие и
глазные упражнения;
постараться чередовать работу за
компьютером с другими видами занятий.
Следует признать, что грамотность в
вопросах безопасности при работе с компьютером
оставляет желать лучшего. Контроль здоровья и
школьников, и студентов должен быть реализован в
виде системы, состоящей из диагностики, условий
сохранения и мероприятий по укреплению здоровья.
Среди принципов оздоровительной системы
перечислим те, которые в первую очередь призваны
сохранить зрение учащихся:
1. Физическая культура как элемент
учебного процесса имеет оздоровительную
направленность.
2. Оздоровительная система имеет два
магистральных направления: оздоровление в
процессе обучения и гарантия безопасности
инновационных образовательных технологий.
Оздоровительные технологии предполагают как
массовую, периодическую и объективную
экспресс-оценку состояния здоровья учащихся, так
и профилактические мероприятия: включение в
образовательную программу обучения методам
оздоровления, ведения здорового образа жизни,
здорового питания в рамках учебных дисциплин
«Основы безопасности жизнедеятельности» и
«Физическая культура», организацию практических
занятий по освоению методов оздоровления,
самоорганизации, контроля за состоянием
организма и его реакциями на физические и
умственные нагрузки, распространение
специальных пособий, буклетов, листовок,
содержащих правила работы в компьютерных
классах, соблюдение установленных стандартов,
регламентирующих допустимое время работы для
детей разных возрастных групп, и др.
Предложенные меры позволят сформировать у
школьников активную жизненную позицию
современного молодого человека, свободного от
стереотипов.
Литература
Аветисов Э.С. Близорукость. – М.:
Медицина, 2002.
Глушкова Е.К., Барсукова Н.К., Сазанюк
З.И. и др. Воздействие учебных занятий с
применением компьютеров на работоспособность и
самочувствие учащихся старших классов // Гигиена
и санитария. 1990. № 2.
Кучма В.Р., Бобрищева-Пушкина Н.Д.,
Шленский А.А. и др. Состояние здоровья учащихся
при изучении информатики в
физико-математической школе // Гигиена и
санитария. 1998. № 2.
Розенблюм Ю.З. Оптометрия (подбор
средств коррекции зрения). – СПб.: Гиппократ, 1996.
Розенблюм Ю.З., Корнюшина Т.А., Фейгин
А.А. Компьютер и орган зрения. – М., 2006.
Оптико-физиологические аппаратные
методы коррекции и восстановления зрения у
детей: Пособие для врачей. – М., 2005.
Эрисман Ф. Влияние школ на
происхождение близорукости. – СПб., 1870.
При подготовке статьи были
использованы научные труды, диссертации
известных российских ученых.
|