В 2007 году Союз педиатров России
впервые провел конкурс на лучшего педиатра
страны в номинации «Школьный врач». Победителем
стала Елена Сорокина – врач средней школы № 8 г.
Кстово Нижегородской области
– Елена Александровна, расскажите,
пожалуйста, что это за конкурс?
– Уже 15 лет Союз педиатров России
ежегодно проводит конкурс среди врачей
различных специальностей. Определяют лучшего
детского анестезиолога, невропатолога и т.д. В 2007
году впервые появилась номинация «Школьный
врач», соревновались в ней представители десяти
регионов.
– По каким критериям оценивались
заслуги школьного врача, что принималось во
внимание?
– Конкурс проходил в заочной форме.
Самое главное – нужно было представить отчет о
проделанной работе. Учитывались также
публикации, выступления на семинарах и
конференциях различного уровня, награды.
– Какие награды есть у вас?
– Почетная грамота Нижегородского
земского собрания, в 2006 году – дипломы
победителя регионального конкурса по программе
«Разговор о правильном питании» и конкурса
методических материалов по здоровому образу
жизни. И еще – почетная грамота Министерства
образования и науки РФ.
– Вы возглавляете школьный
медицинский центр восстановительного лечения.
Как давно вы работаете здесь?
– Я пришла в эту школу 15 лет назад.
Здание только готовилось к сдаче, медицинский
центр был уже построен, но не укомплектован. Я
занималась закупкой оборудования, всего
необходимого.
– Зачем образовательному
учреждению нужен медицинский центр, ведь в школе
учат, а не лечат?
– Сейчас родители так загружены
работой, а дети учебой, что зачастую они не
успевают обратиться за медицинской помощью на
ранних стадиях заболевания. Тем более что
поликлиника находится достаточно далеко. Задачи
центра – ранняя диагностика отклонений в
развитии, проведение
коррекционно-оздоровительных мероприятий.
Каждого ребенка, имеющего заболевание,
консультирует педиатр, а при необходимости –
специалисты детской поликлиники.
У нас есть процедурный, физиотерапевтический,
стоматологический и массажный кабинеты,
ингаляторий, зал для занятий ЛФК. Оборудована
комната для релаксации и проведения сеансов
ароматерапии. Есть водолечебница,
предназначенная для принятия ванн (с морской
солью, йодобромных, хвойных, фито и др.), душей
(дождевого, циркулярного, восходящего, Шарко),
проведения гидромассажных процедур. В штат
центра входят: педиатр, стоматолог, медсестра
(это ставки поликлиники), медсестра по
физиотерапии, медсестра водолечебницы,
массажист, инструктор ЛФК, психолог, социальный
педагог.
– У вас на каждого школьника
заведена карта здоровья или вы пользуетесь
данными поликлиники?
– В поликлинике свои карты, а у нас –
свои, по школьной форме 026. При диспансеризации
данные поступают и в поликлинику, и к нам. Знание
диагноза позволяет не только назначить ребенку
лечение, но и при необходимости обеспечить ему
индивидуальный режим занятий. С разрешения
родителей информация поступает учителю. Есть еще
личные дневники здоровья, которые заполняют
дети.
– Одна из функций школьных медиков
– проведение прививок. Существуют различные
мнения о необходимости массовой вакцинации. Вы
перед прививками берете письменное разрешение у
родителей?
– Обязательно. Этот вопрос сейчас
активно обсуждается в печати и на телевидении,
многие папы и мамы возмущаются «принудительным»
характером вакцинации. Несколько лет подряд
школа участвует в неделе иммунизации: мы
проводим просветительскую работу с родителями,
читаем лекции, а дети делают презентации,
доклады. Некоторые родители все же отказываются
от прививок по религиозным убеждениям или если
ребенок страдает каким-либо хроническим
заболеванием.
– Что еще входит в ваши
обязанности?
– Профилактика, которая включает
несколько пунктов. Соблюдение СанПиНов,
например. С этого года наша столовая отказалась
от услуг комбината питания, теперь у нас столовая
полного цикла. Занимаюсь вместе со школьной
администрацией составлением меню по принципу
щадящего питания. Пока, к сожалению, только 60%
детей получают горячее питание в школе (или
завтрак, или обед).
– Питание у вас бесплатное?
– Платное. Если говорить о
малообеспеченных семьях, то сейчас форма
получения социальных дотаций изменилась: деньги
на детское питание перечисляют родителям, а они
уже дают их школьнику. На мой взгляд, эта система
не работает, даже нормальные, заботливые
родители не всегда правильно оценивают ситуацию,
не понимают, как важна для ребенка горячая еда в
школе. Диетических столов пока нет, но, возможно,
организация диетического питания будет
следующим этапом работы столовой.
– Расскажите, пожалуйста, о
здоровьесберегающих педагогических технологиях
в школе.
– Прежде всего это рациональный режим
обучения. СанПиНы допускают продолжительность
урока 40 минут, что мы и сделали. Длительность
четвертей и каникул обычные, но со следующего
учебного года мы хотим перейти на чередование 6
недель учебы и недели каникул. Я участвую в
составлении учебного расписания, протестую
против назначения нескольких контрольных в один
день или слишком большого объема домашних
заданий. Иногда даже приходится спорить с
учителями.
– А ранцы вы не взвешиваете?
– Пытались. Ничего хорошего не
получается, вес ранцев намного превышает
нормативы. У ребят, особенно это касается
учащихся начальной школы, нет ни второго
комплекта учебников, ни книг, специально
разделенных по четвертям. Единственное, что
можно сделать, – оставлять в школе
принадлежности для труда, рисования.
– Как вы боретесь с гиподинамией?
– Расписание предусматривает три
урока физкультуры в неделю, один из них –
плавание. В школе работают бассейны: 25-метровый и
десятиметровый «лягушатник». Этого, конечно,
недостаточно. Во всех классах проводятся
физкультминутки. В младшей школе с них
начинаются уроки, а дальше они проводятся каждые
15 минут. А вот как старших заставить? Ученые
доказали, что достаточно эффективной мерой
борьбы с гиподинамией является перевод
школьника из положения сидя в положение стоя.
Учитель, не прерывая урока, предлагает всему
классу встать, дети несколько минут стоя слушают
объяснения педагога, затем садятся.
– Вы пользуетесь конторками
Базарного?
– Использовали их и сейчас не
отказываемся, просто старая мебель пришла в
негодность, а новую еще не приобрели. Это хорошая
технология, но нужно ее правильно применять.
Нельзя весь урок работать стоя. А вот зрительные
тренажеры у нас есть – плакаты в углах классов,
«восьмерки» на потолке...
– Какие программы проводятся в
вашей школе?
– Реализуются программа «Здоровое
детство», включающая психопрофилактику, проекты
«К здоровью ученика – через здоровье учителя»,
«Здоровый ребенок в здоровой семье»,
«Королевская осанка» и «Школа без вредных
привычек». В 2005 году мы стали победителями
Всероссийского конкурса «Школа – территория
здоровья».
Со следующего года в школьное расписание будут
включены уроки здоровья, сейчас они тоже
проводятся, но в форме классных часов. С сентября
школьники с 1-го по 11-й класс будут заниматься по
программе, разработанной в Нижегородском
институте развития образования. Уже закуплены
учебники, методические пособия для педагогов и
рабочие тетради. Программа для начальной школы
рассчитана на обычного учителя, в среднем звене
уроки может проводить биолог.
– Вы занимаетесь профилактической
работой?
– Я провожу беседы со
старшеклассниками по профилактике вредных
привычек, ВИЧ/СПИДа, заболеваний, передающихся
половым путем (ЗППП).
– Некоторые педагоги и чиновники
считают, что разговоры о ЗППП развращают
подростков.
– По данным исследования,
проведенного в Нижнем Новгороде, 22% девочек и 40%
мальчиков начинают половую жизнь с 14–15 лет.
Поэтому я убеждена, что с подростками на эту тему
нужно говорить обязательно.
– В вашей школе наверняка проходят
различные праздники, мероприятия, связанные с
темой здоровья. Вы принимаете участие в их
подготовке?
– Конечно. Ежегодно 7 апреля мы
отмечаем Всемирный день здоровья. В этом году
темой праздника была защита здоровья от
изменений климата. На первом уроке во всех
классах прошел единый классный час. Затем для
второклассников был организован спортивный
праздник «Здоровье в порядке – спасибо
зарядке!», для третьеклассников – «Веселые
старты». Пятиклассники участвовали в
соревнованиях «Спорт – наш друг», а школьники
6–7-х классов – в первенстве по плаванию.
Старшеклассники провели олимпиаду на знание
навыков ЗОЖ и конкурс стенгазет. Всемирному дню
здоровья были посвящены очередной выпуск нашей
газеты «ОРЗ» и красочный информационный стенд.
Праздник получился интересным для всех.
– Как работа
лечебно-оздоровительного центра и применение
здоровьесберегающих педагогических технологий
влияют на самочувствие ребят?
– Ежегодные мониторинги показывают,
что состояние здоровья учащихся улучшается. За 15
лет число детей, имеющих 3-ю группу здоровья
(хронические заболевания), уменьшилось с 20 до 15%.
Недавно проведенное обследование показало, что в
результате психопрофилактики патология
нервно-психических заболеваний у наших детей не
выходит на первое место, как в других учебных
заведениях области.
Обычно дети приходят в школу уже с какими-то
проблемами здоровья, и с каждым годом учебы их
самочувствие ухудшается. В нашей школе 65% детей
сохраняют свое здоровье на прежнем уровне, а 20%
даже несколько улучшили состояние.
Мы считаем большим успехом то, что снижается
количество детей, впервые поставленных на учет.
Если 4 года назад у нас было 75 впервые
поставленных диагнозов, то в прошлом году –
только 22. Количество рецидивов хронических
заболеваний у учащихся снизилось в 4 раза, а
количество детей, длительно пропускающих
занятия по болезни, уменьшилось в 3 раза.
Все это результаты планомерной и тщательной
работы всего коллектива нашего медицинского
центра и педагогов школы.
– От души желаем вам успехов в
дальнейшей работе.
|