Мы уже писали о значении
двигательной активности для укрепления здоровья
школьников* и обещали рассказать,
как работа мышц связана со здоровьем и почему
рационально организованная двигательная
активность так важна для растущего организма
Опора и движение. Движение присуще
всему живому. Способность к движению – один из
важнейших признаков живого в общебиологическом
смысле наряду с питанием, дыханием, ростом,
развитием, самовоспроизведением.
Даже самые примитивные организмы способны к
движению. Вспомните, как поворачиваются в
сторону света листья комнатных растений или как
вытягиваются стебли вьющихся растений в сторону
опоры.
Чем сложнее живой организм, тем сложнее его
приспособление к передвижению и опоре в
пространстве. Человеку как самому
высокоорганизованному из царства животных дана
способность к сложным двигательным актам.
Все части опорно-двигательной системы выполняют
свои функции. Кости – функцию опоры и рычага –
они должны быть прочными, крепкими, но достаточно
легкими. Мышцы – двигательную или моторную
функцию. Они должны обладать сократимостью и
достаточной силой сокращения. Связки крепят
мышцы к костям. Они должны быть эластичными и
крепкими. Суставы нужны для подвижности частей
скелета, идеальный сустав обладает максимально
возможной для его строения подвижностью. Части
скелета, такие, как позвоночные диски, соединены
полусуставами, и чрезмерная подвижность
полусустава, так же как и уменьшенная
подвижность, плохо отражается на состоянии
позвоночника.
Кроме движения, скелет и мышечный корсет
выполняют функцию вместилища для внутренних
органов, защищая их от механических повреждений.
Почему это важно знать? Если вы
рассмотрите макет торса человека, то увидите, как
рационально использовано пространство внутри
нашего тела. Все внутренние органы располагаются
очень компактно, каждый орган имеет свою
соединительнотканную оболочку, нет лишних
пустот, и в то же время каждый орган имеет столько
пространства, сколько нужно ему для полноценного
выполнения своих функций. В организме не бывает
ничего лишнего, и устройство каждого органа
можно объяснить его функцией. Если орган имеет
вогнутую форму, то его органы-соседи заполняют
образовавшееся пространство, тем самым
достигается очень эффективное использование
пространства внутренних полостей нашего тела.
Если скелет и мышцы в период развития
сформируются неправильно, страдать будет не
только функция опоры и движения, но и
вегетативные функции. Те, которые обеспечивают
наш организм питанием, энергией, освобождают от
продуктов, образовавшихся в процессе обмена
веществ... Говоря научным языком, это – легочное
дыхание, кровообращение, пищеварение, выделение
и размножение. Подумайте сами: ведь если грудная
клетка будет иметь неправильную форму, то органы,
располагающиеся в грудной полости, будут сжаты,
может быть нарушено их кровоснабжение. Тогда при
выполнении своей работы эти органы будут
работать в режиме повышенной нагрузки, что,
во-первых, не позволит им выполнять свои функции
правильно, а во-вторых, может привести к быстрому
«изнашиванию», нарушениям и как следствие –
патологическим изменениям.
В Древнем Китае не только
бинтовали ноги девочкам, добиваясь остановки
роста стопы в длину, но и выращивали крошечных
собак, помещая щенков в клеточки, как птиц.
Собачки вырастали совсем маленькими, но с
искривленным туловищем и конечностями.
А в одном из полинезийских племен ценилась
длинная шея. И всем детям надевали специальные
кольца на шею. С возрастом количество колец
увеличивалось. Но так как шея получалась длинная
и тонкая, со слабыми, неразвитыми мышцами, то люди
этого племени вынуждены были носить кольца,
поддерживающие шею, всю жизнь
|
От чего еще зависит
эффективная работа скелета и мышц? Конечно же,
от того, насколько строение организма и его
физиологические возможности будут
соответствовать друг другу. Эти запросы могут
быть разными в разные возрастные периоды.
Основными функциями моторной системы являются
осуществление двигательных актов и поддержание
позы.
В двигательной деятельности человека различают
произвольные и непроизвольные движения и позы.
Произвольные движения и позы вырабатываются с
участием сознания, а по мере их освоения могут
стать и бессознательными. Ведущую роль в
осуществлении произвольных движений играет кора
больших полушарий (лобные доли). Непроизвольные
движения и позы выполняются бессознательно и
являются преимущественно врожденными.
Непроизвольными также становятся те
произвольные движения и позы, которые
автоматизируются при многократном их
повторении. Непосредственное управление
скелетными мышцами (за исключением мышц лица)
выполняется нейронами спинного мозга. Спинной
мозг обеспечивает сложную координацию различных
мышц при осуществлении элементарных
двигательных рефлексов – сгибательных,
разгибательных, перекрестных, регулирует тонус
мышц.
Обеспечение мышечной функции у взрослого
организма значительно отличается от такого у
детей. Исследователи выявили у младших
школьников более жесткую зависимость системы
управления движениями от меняющихся условий
внешней среды по сравнению с более старшими
детьми.
Поскольку именно в раннем возрасте формируются
основные моторные навыки и программы, этот
период занимает важнейшее место в развитии
двигательной сферы ребенка. В раннем возрасте
могут сформироваться также и патологические
двигательные механизмы, которые появляются в
результате послеродовых повреждающих факторов.
Леонардо да Винчи первый
создал классификацию мышц по величине, форме,
характеру сухожилий и прикреплению на скелете и
тем заложил основы общей миологии (миология –
учение о мышцах).
Одним из первых Леонардо использовал механику
для понимания строения двигательного аппарата
тела человека и животных.
Он правильно зарисовал целый ряд мимических мышц
лица и поверхностно расположенные жевательные
мышцы. Он насчитал 24 мышцы языка. Лучше, чем его
современники, разобрался Леонардо в сложной
анатомии мышц живота
|
Развитие моторной функции.
Первые спонтанные движения ребенок совершает с
первых минут жизни.
В 6–8 месяцев благодаря развитию мышц туловища и
таза ребенок начинает садиться, потом вставать,
стоять и опускаться, придерживаясь руками за
опору. К концу первого года он овладевает навыком
ходьбы, хотя движения его пока короткие,
неравномерные, положение тела неустойчивое.
Стараясь сохранить равновесие, ребенок
балансирует руками, широко расставляет ноги.
Овладение ходьбой происходит в течение всего
второго года жизни. Ходьба является сложным
циклическим движением. В регуляции ходьбы
принимают участите различные отделы центральной
нервной системы. Для выполнения актов ходьбы
необходимы постоянные упражнения: долго
болеющие дети разучиваются ходить.
В возрасте 4–5 лет развиваются такие
двигательные акты, как бег, прыганье, эти навыки
позволяют научиться кататься на коньках,
выполнять гимнастические упражнения...
В этом возрасте дети уже могут рисовать, играть
на музыкальных инструментах.
К 12–14 годам происходит повышение меткости
бросков, метаний в цель, точности прыжков. Однако
у подростков может произойти и некоторое
ухудшение координации движений.
Развитие двигательных качеств. Формирование
двигательных функций находит свое отражение в
развитии таких качеств, как быстрота, ловкость,
сила и выносливость. Между двигательными
качествами и двигательными навыками существует
тесная взаимосвязь. Развитие двигательных
качеств происходит в процессе совершенствования
движений. Двигательные качества формируются
неравномерно и не одновременно. Прирост в
различные возрастные периоды неодинаков.
Наивысшие достижения в силе, быстроте,
выносливости достигаются в разном возрасте.
Сила мышц тесно связана с
ростом костной и мышечной ткани, развитием
суставно-связочного аппарата. Она зависит от
способности управлять работой отдельных мышц
(координировать ее).
С 14 лет для развития силы мышц рекомендуют
применять разнообразные упражнения с
отягощением, умеренные статические усилия.
Французский врач Симон Андре Тиссо 300
лет назад говорил: «Движение может по своему
действию заменить любое лечебное средство, но
все лечебные средства мира не могут заменить
действия движения»
|
Быстрота движения
характеризуется как скоростью однократного
движения, частотой повторяющихся движений, так и
латентным временем двигательной реакции. Между
отдельными проявлениями быстроты не всегда
существует тесная взаимосвязь. Например, высокая
скорость может сочетаться с замедленной
реакцией.
Можно сказать, что двигательная функция
объединяет силу мышц, скорость их сокращения и
частоту ритмически повторяющихся движений,
сохранение неподвижной позы стояния и
поддержание прямолинейности ходьбы, точность
прыжковых движений и сохранение постоянства
темпа движений, которые совершенствуются на
протяжении всего школьного периода.
Двигательные качества, как и другие
физиологические особенности, во многом
определяются конституцией ребенка. Мы уже писали
о типах конституции. Частным проявлением
конституции являются типы темперамента, нервной
системы и строения тела (соматотипы).
Учение о конституции имеет многовековую историю.
Многие авторы отмечают взаимосвязь конституции
и физиологических, психофизиологических и
психологических особенностей, кроме того,
прослеживается связь конституции человека с его
здоровьем, особенностями моторного и
физического развития. Это говорит о
необходимости индивидуального подхода к
процессу физической подготовки детей школьного
возраста, относящихся к разным типам
конституции.
Еще раз об осанке... Первое, на что
вы обращаете внимание при виде нового человека,
– не его глаза, волосы или одежда. Сначала мы
обращаем внимание на фигуру, силуэт человека. Это
рост, полнота и, конечно же, осанка. Осанка может
многое рассказать о человеке! Тот, у кого прямая
спина, кажется гордым и уверенным в себе. А кто
горбится, кажется, стыдится самого себя. И все же
чужие взгляды – не главная причина улучшить
осанку. Почему важна хорошая осанка? Независимо
от того, стоим ли мы, сидим или лежим, осанка
влияет на наши суставы, связки и мышцы.
Нормальная осанка формируется к шести-,
семилетнему возрасту. Какие-либо отклонения от
указанных положений приводят к нарушению
равновесия и служат поводом к изменению осанки.
Имитация движений животных
не только забавляет детей, но и развивает умение
владеть собственным телом. Например, изображая
движения тюленя, гусеницы, слона, ребенок
укрепляет мышцы рук и плеч, которые у него
значительно слабее, чем остальные.
Изображая «кенгуру», ребенок развивает мышцы
нижней части тела. Эти движения учат координации.
Кроме того, если ребенок будет выполнять их 15
минут и дольше, это благотворно повлияет на его
выносливость
|
Отчего осанка формируется
неправильно? Рассмотрим, как растут наши кости
и мышцы. Кости растут именно в том направлении, в
каком испытывают наибольшее сжатие и растяжение.
При постоянной нагрузке усиливается
кровоснабжение мышц, благодаря чему они получают
усиленное питание и кислород. Мышцы становятся
более мощными, утолщаются, в них образуются новые
кровеносные сосуды для улучшения питания. При
сокращении мышцы оказывают воздействие на кость.
В том месте, где кость испытывает наибольшее
приложение силы, образуются новые слои костной
ткани. Если кость испытывает сжатие, она растет в
толщину, становится более плотной и несколько
замедляет свой рост в длину. Именно на этом
свойстве основаны некоторые традиции древних
народов Юго-Восточной Азии, когда маленьким
девочкам надевали плотную обувь, не позволяющую
стопе расти в длину. От этого взрослые женщины
имели короткую, но широкую стопу. Ведь организму
нельзя просто «запретить» выполнить свою
генетическую задачу. Если кость не может расти в
длину, она будет утолщаться в объеме. Если вы
будете мешать скелету ребенка расти в высоту,
постоянно придавливая его ранцем, он начнет
расти в те стороны, куда может. Вот и получатся
сутулость, искривление позвоночника. На мой
взгляд, постоянное ношение тяжелого ранца или
рюкзака может способствовать не только
сутулости, но и невысокому росту.
Не только мышечное движение влияет на
позвоночник, но и дыхание, сокращение сердца,
смещение внутренних органов, брюшной пресс – все
в большей или меньшей степени передается и
воспринимается позвоночником.
Огромную роль в формировании правильной осанки
играют подвижные игры, в которые можно включать
коррегирующие упражнения. Так, в играх
«пятнашки», «ловишки», «казаки-разбойники» можно
сделать дополнения к правилам: нельзя ловить,
«пятнать» того, кто встал на носки (с прямой
спиной присел и т.д.).
Наиболее действенным средством профилактики
патологической осанки является правильное
физическое воспитание ребенка. Оно должно
начинаться с первого года жизни. Это очень важно,
так как осанка формируется с самого раннего
возраста.
Спортивные игры любого характера и различные
виды спорта (коньки, лыжи, городки, настольный
теннис, плавание, волейбол) можно использовать на
занятиях с детьми среднего и старшего
дошкольного возраста. Ношение тяжестей на голове
вызывает напряжение мышц шеи и спины, что
способствует воспитанию грациозной осанки и
формированию нормальных изгибов позвоночника на
различных уровнях (шейном и поясничном).
Занятия спортом обеспечивают постепенно
увеличивающуюся нагрузку на костно-мышечную
систему ребенка, которая со временем
укрепляется, становится выносливой. А
разносторонняя спортивная нагрузка воспитывает
привычку держать спину ровно. Однако спортивная
нагрузка не должна превышать возможности
детского организма: чередование ее с отдыхом
должно быть законом.
Организация рабочего места как в детском
учреждении, так и дома, контроль за позой ребенка
во время занятий необходимы для воспитания
правильной, активной осанки. Рационально
организованное рабочее место обеспечивает
относительный покой, расслабление и отдых многих
мышечных групп. Следовательно, правильный подбор
мебели, ее расстановка по отношению к
светонесущей стене, достаточное освещение
должны находиться под контролем воспитателей и
медработников детского учреждения, а также
родителей.
Помещение, в котором находятся дети, следует
постоянно проветривать. Одежда воспитанников
должна быть легкой, удобной, не сковывающей
движений. Важно, чтобы в режиме дня ребенка
значительное место отводилось пребыванию на
воздухе и подвижным играм.
К нарушению осанки могут привести и заболевания,
такие, как рахит, гипотрофия, избыточное
отложение жира, а также неправильное питание, при
котором не выдерживается соотношение основных
ингредиентов пищи – солей, витаминов,
микроэлементов.
________ ________
* См. № 1–2/2007.
|