Все люди хотят быть здоровыми! Но
большинство начинает заниматься своим здоровьем
только когда заболевает. Мы же хотим поделиться
опытом предупреждения болезней, по крайней мере
простудных и инфекционных. Метод заключается в
умении удерживать позитивный настрой в трудных
жизненных ситуациях
Клин клином
Много лет назад мы были свидетелями
того, как серьезное простудное заболевание с
высокой температурой тут же прошло у подростка
после того, как исполнилось его желание идти в
многодневный зимний поход. Сама возможность
исполнения этого желания, сборы и отправление в
поход сопровождались радостью и восторгом. В
результате болезнь отступила. Возвращение
спустя две недели было благополучным.
Такой неожиданный факт выздоровления натолкнул
нас на мысль, что излечиться по крайней мере от
простудного заболевания можно не только лежа в
постели, но и ведя активную, радостную жизнь.
Для этого с нашей точки зрения необходима любая активная
деятельность, направленная на исполнение
желаемого. Болезнь как бы отступает под влиянием
нахлынувших положительных эмоций.
Много лет мы применяем подобную схему лечения, и
она приносит успех: начинающееся заболевание тут
же прекращается в случае активного и желанного
дела. При этом болезни возникают все реже и реже,
прекращаются все быстрее и легче и в конце концов
прекращаются совсем. Более того, общая
сопротивляемость болезням и травмам у организма
значительно возрастает, практически отсутствует
физическая усталость даже при больших нагрузках.
В основе такого «лечения» лежит умение человека
создать хорошее, приподнятое настроение, которое
помогает ему в процессе активной деятельности
забыть о болезни.
Могут ли дети не болеть?
Выяснилось, что этот опыт транслируем:
другого человека тоже можно обучить подобному
приему. Единственным необходимым условием
является желание достичь нужного результата.
Способом целенаправленного изменения
настроения может пользоваться только человек,
уже способный управлять собственным поведением,
что возможно лишь начиная с подросткового
возраста. Но подобного эффекта можно добиться и
при работе с детьми (начиная с трех лет), включая
их в процесс деятельности с нужным настроем.
Такая работа была осуществлена в детском саду
при школе развивающего обучения. Об общих
принципах работы с детьми в такой школе и детском
саду и пойдет речь.
Всем известно, что школьники часто болеют,
особенно в начальной школе. Как правило, гриппом,
ангиной и другими инфекционными заболеваниями.
Врачи, учителя и родители совершенно справедливо
связывают эти болезни, в особенности в первом
классе, с испытываемым детьми дискомфортом в
результате изменения образа жизни.
Все уже смирились с детскими болезнями и это
явление называют «сменой обстановки»,
«кризисным возрастом»...
Мы же хотим разобраться, является ли данная
ситуация непреодолимой. Для того чтобы ответить
на поставленный вопрос, нужно понять, всегда ли
дети болеют при поступлении в школу. Ведь
«кризисный возраст» и «смена обстановки»
случаются при поступлении в любую школу. Однако,
как мы покажем ниже, болезни не всегда
сопровождают процесс обучения.
В центре внимания – ребенок
Оказалось, можно создать такие
комфортные для ребенка условия, что здоровье
вытеснит любую болезнь. Принципы построения
образования в такой школе развивающего
обучения концептуально отличаются от
условий в типичных массовых школах России.
Начнем с анализа условий обучения в традиционных
школах. Процесс отчуждения, переживаемый нашим
обществом, коснулся и системы образования.
Говоря об отчуждении в образовании, следует
отметить, что, как правило, родители не знают, чем
их дети конкретно заняты в детском саду или в
школе. Воспитатели и учителя также мало
интересуются жизнью своих воспитанников в семье.
Школа и детский сад отделены друг от друга, и
проблема преемственности пока не получила
должного решения. При этом дети искусственно
разделены на возрастные группы как в школе, так и
в детском саду. Деятельность на занятиях
задается исключительно взрослыми и зачастую
лишена для детей смысла, так как не отвечает их
потребностям и интересам. Дети лишены нужной им
инициативы. Результат – снижение качества
образования, недостатки в психическом развитии
школьников, ухудшение их здоровья.
Чтобы исправить эти недостатки, были созданы
школы развивающего обучения (В.В. Давыдов,
В.С. Библер), а позднее – детские сады в системе
непрерывного образования: «детский сад – школа».
например, общественный детский центр «Золотой
ключик» (Г.Г. и Е.Е. Кравцовы). Эта работа
направлена на достижение органического единства
условий, обеспечивающих детям максимально
полное, соответствующее их возрасту
эмоциональное благополучие.
Поговорим теперь об общих принципах работы в
этих школах.
С целью создания «свободной», неформальной
обстановки были коренным образом изменены
привычные условия обучения.
В школах отказались от поурочной системы и
звонков. Уроки представляют собой неформальное
общение в теплой, дружественной обстановке. На
занятиях детям позволяется сидеть в «свободной
позе», в том числе и на ковре. Во время урока можно
разговаривать, объяснять что-то другому ученику,
заниматься своими делами... В итоге основная
задача учителя свелась к тому, чтобы пробудить
интерес у слушающих его детей; поведение же
присутствующего в классе ребенка
свидетельствует об успешности реализации этой
цели. Короче говоря, детям дозволено делать
все, что они считают нужным и интересным. Создание
такой «свободной» обстановки позволяет формировать
интересы и потребности, а не просто обучать
умению подчиняться.
Ход урока чаще всего выстраивается следующим
образом: учитель, объясняя материал, просит детей
задавать любые вопросы и, отвечая на них, строит
свои ответы таким образом, чтобы привлечь
соответствующий программе материал и
заинтересовать слушающих его детей. Ведь,
отвечая на конкретный вопрос ребенка, всегда
можно перейти к теме изучаемого предмета,
проиллюстрировав взаимосвязанность всего в
окружающем человека мире. В результате учитель и
ученик совместно вырабатывают программу
собственных действий.
Действительно, каждый ребенок учится здесь по
собственной программе, двигаясь от общего к
частному, что составляет суть теоретического
мышления (В.В. Давыдов). Это означает,
что учащимся предоставляется возможность не
только самостоятельно выбирать направления
своих действий (в соответствии с имеющимися
склонностями и интересами), но и, задавая вопросы
учителю, направлять тем самым ход урока. Такая
позиция ребенка в учебном процессе, где он
является центральной фигурой, позволяет развить
его активность, направленную на реализацию
собственных интересов. А главное, дает
возможность ему самому лучше понять, что
его интересует, насколько хорошо он понял тот или
иной вопрос. Поэтому, будучи хозяином своих
действий и поступков, он всегда работает с
большой радостью и интересом.
Одно из отличий школ развивающего обучения – разновозрастный
состав учащихся в классе (в пределах 2–3 лет).
Такой подбор учащихся позволяет расширить
интеллектуальные и личностные возможности
детей, не концентрируя их внимание только на
сверстниках.
Это значительно расширяет кругозор учеников и
позволяет им глубже разобраться в особенностях
собственного характера.
При подобном построении учебного процесса, когда
детям предоставляется возможность
самостоятельно направлять и контролировать
собственные действия, у них, помимо быстрого
усвоения материала, появляется возможность
отслеживать свои личностные особенности, выделяя
в них достоинства и недостатки, а также определяя
причины удачных и ошибочных действий. Все это
позволяет им научиться управлять своим
поведением, совершенствуя собственные
возможности как в интеллектуальной, так и в
личностной сферах.
В этих условиях дети без особых трудностей
усваивают содержание типовой программы по
дошкольному воспитанию, программы начальных
классов школы, а также довольно большой объем
материала сверх программы.
В процессе такого обучения выявилось
существенное снижение заболеваемости детей,
хотя никакой специальной работы по сохранению
здоровья не проводилось. Это достижение было
отмечено СЭС, и школа «Золотой ключик» (г. Белая
Калитва Ростовской обл.) получила грамоту «За
здоровьесберегающие технологии в образовании».
В школах развивающего
обучения детям дозволено делать все, что они
считают нужным и интересным. Создание такой
«свободной» обстановки позволяет формировать
интересы и потребности, а не просто обучать
умению подчиняться
|
Стиль жизни – хорошее
настроение
Основываясь на анализе двух
приведенных выше форм индивидуального и
коллективного оздоровления, можно с
уверенностью сказать, что они вызваны позитивным
настроением ребенка или взрослого в процессе
выполняемой деятельности (обучения). Ведь дети,
обучающиеся по системе развивающего
обучения, буквально рвутся в школу, даже
плачут, когда их по какой-либо причине туда не
пускают. В классах царят взаимопонимание,
чуткость и открытость. Обучение, осуществляемое
в процессе общения, увлекает детей
настолько, что их трудно оторвать от начатого
дела. Как показывает опыт, именно такое
самостоятельно инициированное, а потому
радостное отношение детей к работе и активное ее
выполнение способствуют их оздоровлению.
Да это и понятно: человеку, действующему по
собственному усмотрению, не приходится бороться
со своими желаниями ради работы по
необходимости, не приходится тратить на это силы
и энергию. При этом его действия направлены на
выполнение значимого для него процесса деятельности.
Как правило, в этом случае важной оказывается
сама процедура достижения цели, а не достигнутый
в итоге работы результат.
Осуществление деятельности, активной по форме и
значимой по содержанию, а потому привлекательной
и радующей человека, поднимая жизненный тонус,
помогает общему укреплению здоровья.
Сформированный же таким образом стиль жизни
способствует тому, что постоянно находящийся в
хорошем настроении человек постепенно перестает
болеть.
Шире круг
Если у вас нет возможности обучать
ребенка в такой школе, вы можете использовать эти
принципы в воспитании детей.
Первый и основной – свободная инициатива
ребенка. Не навязывайте детям определенные
правила поведения и навыки, а порождайте
потребность в их усвоении. Как правило, маленькие
дети всегда стараются подражать взрослым, этим
следует пользоваться, пока у ребенка еще не
возникла потребность в самоутверждении, когда он
будет делать «все что угодно, только не то, что
просят».
При этом важно поощрять инициативу ребенка,
оценивать не столько полученный им результат как
таковой, сколько данный результат в сравнении с
предшествующим, а также степень вложенного
труда, положительное изменение отношения к
выполняемому делу и т.д.
Ребенок должен стать инициатором собственных
действий, а не беспрекословным исполнителем
сказанного взрослыми. В случае разногласий
воспитатель должен суметь подвести ребенка к
пониманию собственной неправоты.
Второй принцип – для реализации этой цели нужен широкий
круг общения – друзья, соседи или
родственники, с которыми мог бы с желанием
общаться ребенок. Чем шире диапазон их
индивидуальных и профессиональных различий, тем
более явный эффект развития можно наблюдать в
результате такого общения. Как правило, «круг»
этот легко создать, если не препятствуют
родители.
Возникающий по обоюдному желанию контакт всегда
очень продуктивен: интерес, эмоциональная
насыщенность и постоянные новые «открытия» при
столкновении с новыми взглядами стимулируют
общее психическое развитие ребенка. Так,
например, «ответом» взрослого на вопрос ребенка
о Снегурочке может оказаться рисунок или чтение
сказки о Снегурочке, или песня из оперы
«Снегурочка», либо попытка вылепить ее из снега...
Столь разные ответы могут дать только разные
люди.
Такое разнообразие в общении закладывает у детей
способность разностороннего видения мира,
способность видеть различия в характерах людей.
В дальнейшем это помогает лучше разобраться в
себе и, самое главное, понять, что все люди разные
и каждый человек хорош по-своему.
Таким образом, дети имеют возможность постоянно
реализовывать свои личностные качества
(потребности), развиваясь в этом процессе по
собственной программе и инициативе. В таких
условиях у ребенка появляется возможность
самостоятельного выбора наиболее
притягательной для него формы работы, что
позволяет ему лучше почувствовать и понять себя.
В результате развитие интеллекта и личности идет
как бы параллельно, способствуя его гармоничному
формированию. В этом случае мы можем говорить о
развитии саморегуляции у ребенка в
процессе спонтанного развития.
* * *
Так что дети, поступая в обычную
общеобразовательную школу, болеют, видимо, не от
«перегрузок», как это принято считать, а от
перестройки социальных отношений, где
предшествующая школе непосредственная
включенность в социум заменяется непривычными
для них функциональными отношениями. Эта
перестройка социальной включенности ребенка
сказывается на организме и именуется «кризисным
возрастом». А вот в школах развивающего
обучения такие «кризисы» не наблюдаются.
|