Родители и учителя часто жалуются
на проблемное поведение подростков: они
неуправляемы, непослушны, чрезмерно
эмоциональны или, наоборот, замкнуты, нередко
агрессивны; часами просиживают за компьютером,
заводят сомнительных приятелей, поздно приходят
домой, начинают курить, пробуют алкоголь или даже
наркотики; не хотят учиться, прогуливают школу,
не спешат выбирать профессию… Психологи
успокаивают: это возраст такой трудный. Советуют
переждать, перетерпеть: подросток повзрослеет –
и многие проблемы решатся сами собой. Так ли это?
Действительно ли это «болезнь роста», которая со
временем проходит?
Если бы подростки знали, сколько о
них
написано, они ужасно возгордились бы…
Из разговора психологов
Первые представления о
подростковом возрасте как этапе взросления
появились в конце XIX века. До этого существовало
условное деление жизни на три периода: детство,
молодость и старость. С развитием
психологической мысли усложнились
представления о возрастных стадиях развития,
появились научные объяснения и теории
взросления.
Например, родоначальник биогенетического
направления в психологии Стенли Холл
считал, что подростковая стадия в развитии
личности соответствует эпохе романтизма в
истории человечества. Это промежуточный период
между детством – эпохой охоты и собирательства
– и взрослым состоянием – эпохой развитой
цивилизации. По мнению Холла, этот период
воспроизводит эпоху хаоса, когда примитивные,
«полуварварские» тенденции сталкиваются с
требованиями социальной жизни. Его
представление о «бунтующем» отрочестве,
насыщенном стрессами и конфликтами, в котором
доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и
царствует закон контрастов, глубоко вошло в
психологию.
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и
его последователи понимали подростковый возраст
как период мощного напора биологических
инстинктов и связанного с этим беспокойства, а
главную его цель – как необходимость
освободиться от привязанностей раннего детства,
перенаправить интерес со своих родителей на
других взрослых и ровесников, то есть найти
объекты любви вне семьи.
Персонологи Эдуард Шпрангер и Шарлотта
Бюллер называли подростковый возраст
«возрастом врастания в культуру», приобщения к
взрослой жизни и описывали разные типы
протекания подросткового периода – и бурный,
когда отрочество переживается как второе
рождение, в итоге которого возникает новое «я», и
плавный, медленный, когда отрок приобщается к
взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов
в собственной личности. Кроме того, Шарлотта
Бюллер разделяла период взросления на две фазы –
негативную и позитивную: за «жизнеотрицанием»,
присущим пубертатной (подростковой) стадии,
следует «жизнеутверждение», характеризующее
юношескую.
Однако, несмотря на различные теоретические
ориентации, авторов объединяет взгляд на
основную задачу взросления, четко
сформулированную американским психологом Эриком
Эриксоном: это поиск личностной
идентичности – «чувства самотождественности,
собственной истинности, полноценности,
сопричастности миру и другим людям».
Является ли кризисный характер и сложность
происходящих с подростком физиологических и
психологических процессов достаточным
основанием для объяснения нарушений его
поведения? Каковы современные взгляды на
отклонения в поведении подростков?
Итак, подростковый возраст (12–18 лет) – это
период физиологического, психологического и
социального развития.
Созревание органов и систем происходит
интенсивно и крайне неравномерно, что и является
причиной повышенной реактивности и хрупкости
нервно-психической организации подростков.
Резко выраженные психологические особенности
принято называть подростковым комплексом. В
это понятие включают следующие особенности:
· беспокойство, тревога, склонность к
резким колебаниям настроения, импульсивность,
негативизм, конфликтность, агрессивность;
· сенситивность – чувствительность к
оценке окружающими твоей внешности, силы,
способностей; в то же время сенситивность
сочетается с излишней самоуверенностью,
критичностью, пренебрежением суждениями
взрослых;
· противоречивость эмоций и
поведения: сочетание чувствительности с
черствостью, застенчивости – с наглостью,
потребности во внимании – с жаждой
независимости;
· стремление к философским
обобщениям, склонность к крайним позициям, к
«обожествлению» кумиров; ролевая
неопределенность, непереносимость опеки;
переживания, связанные с пробуждением
сексуальности.
Обращают на себя внимание и особые
поведенческие модели – специфически
подростковые ситуативно-личностные реакции.
Реакция эмансипации – желание освободиться
от навязчивой опеки, руководства, контроля,
покровительства взрослых. В основе этой реакции
лежат потребность в независимости и
самостоятельности, протест против установленных
правил и порядков, стремление к самоутверждению.
Провоцирующими (т.е. усиливающими проявление
эмансипации) факторами являются гиперопека,
мелочный контроль, лишение самостоятельности,
критика, грубые насмешки, инфантилизация
подростков.
Реакция группирования со сверстниками характеризуется
инстинктивным тяготением подростков к
сплочению, объединению со сверстниками. Общение
в группе – это новая форма межличностных
отношений, способ познания себя и других, канал
информации, эмоциональные контакты.
Реакция увлечения (хобби-реакция). Это –
средство общения, самовыражения и идентификации
с себе подобными, средство достижения статуса в
своей среде. В зависимости от целевой установки
выделяют следующие виды подростковых увлечений:
интеллектуально-эстетические увлечения,
телесно-мануальные, лидерские, накопительские,
азартные и информативно-коммуникативные.
Реакция оппозиции возникает как активный
протест против чрезмерных требований,
предъявляемых к подростку, а также как следствие
резкого уменьшения привычного внимания со
стороны взрослых, родителей или близких лиц. Эта
реакция может проявляться весьма разнообразно –
от прогулов в школе и побегов из дому до кражи и
попыток самоубийства.
Реакция имитации проявляется в подражании
определенному лицу. Возможна и отрицательная
реакция имитации: она выражается в том, что все
поведение строится как противоположное образцу.
Реакция компенсации: свою слабость и неудачи
в одной области подросток стремится восполнить
успехами в другой (кстати, далеко не всегда
одобряемой взрослыми).
Реакция гиперкомпенсации: упорное
стремление подростка добиться успехов и
признания именно в той области, где он неуспешен.
Реакции, обусловленные формирующимся
сексуальным влечением. Для подростков в норме
характерны сексуальные фантазии, рассуждения на
тему секса, увлечения эротической литературой,
фильмами; различные формы сексуальной
активности. При неправильном половом воспитании
сексуальные переживания и активность подростков
становятся интенсивными и начинают определять
их поведение.
Реакции, связанные с повышенным вниманием к
своей внешности. Подростки уделяют большое
внимание особенностям внешности и физического
развития. Нередко можно наблюдать болезненное
отношение к реальным или кажущимся отклонениям
от нормы, в результате чего возникают
беспокойство и неуверенность.
Реакции, обусловленные формированием
самосознания. Важный этап развития
подростковой психики – осознание своей
индивидуальности, становление устойчивого
образа собственного «я». Характерны интерес к
своему внутреннему миру, осознание своей
особенности.
Все названное, порой даже в несколько
утрированной форме, является проявлением
обычного психологического кризиса созревания – нормативного
пубертатного криза. С наступлением юношеского
возраста черты характера сглаживаются,
поведение становится более ровным.
Однако при определенных условиях развитие в
период пубертата может носить более критический,
неблагоприятный характер.
Второй вариант протекания подросткового периода
– дисгармонический пубертатный криз. Он характеризуется
более серьезными нарушениями характера и
поведения, которые в психологии и психиатрии
называют психопатиями*.
Это означает, что заостренные, чрезмерно
выраженные черты характера, создающие трудности
самому подростку и его окружению, проявляются в
поведении не от случая к случаю, как у
большинства подростков, а ярко и сильно во всех
ситуациях – дома и в школе, со сверстниками и со
старшими, на отдыхе и в учебе.
Причины формирования психопатий могут быть
самыми разными – от наследственной
предрасположенности и органических поражений
головного мозга до неправильного воспитания в
семье.
Если нарушения в поведении подростка носят такой
стойкий характер, то можно предположить
дисгармоничное протекание пубертатного криза.
Такой подросток нуждается в особом подходе и
психологической помощи (реже – медицинской). Но в
большей степени в психологической помощи
нуждаются его родители – в помощи, направленной
на изменение семейных взаимоотношений и
предупреждение дальнейших отклонений.
Третий вариант протекания подросткового кризиса
– патологический пубертатный криз. В этом
случае нарушения в поведении подростка вызваны
не возрастными особенностями и не свойствами
характера, а серьезным психическим заболеванием
(например, шизофренией) или депрессией.
Существует перечень типично подростковых
психопатологических синдромов, указывающих на
возможное психическое заболевание. Пубертатный
период с его бурным развитием и половым
созреванием может способствовать началу
заболевания, но может спровоцировать и выявление
ранее скрытой патологии развития.
К особым подростковым психопатологическим
синдромам относится, например, «патологическое
фантазирование». Это доминирующие в сознании
«грезы наяву» с готовностью подростка к
перевоплощению, вживанию в вымыслы, а также
появление нарушений в поведении, связанных с
содержанием этих фантазий. Другой пример –
«синдром сверхценных образований». Так называют
субъективно значимые и чрезвычайно аффективно
заряженные суждения, идеи или переживания,
которые занимают неоправданно большое место в
психике, могут овладевать сознанием подростка и
определять его поступки (например, сверхсильная
неприязнь или привязанность, идеи мести,
неполноценности, «чужих родителей»)…
Встречаются и другие синдромы: дисморфофобия –
патологическая убежденность в наличии у себя
серьезного физического недостатка, действия по
его устранению; синдром расстройства влечений –
настойчивое стремление совершать то или иное
действие, нередко граничащее с криминалом
(например, стремление к поджогам, агрессивным или
аутоагрессивным поступкам).
Диагностика перечисленных феноменов очень
сложна и осуществляться должна только
специалистами по подростковой психиатрии.
Основная проблема заключается в том, что, даже
оставаясь в норме, проявления пубертатного криза
могут напоминать психическую патологию, то есть
существуют значительные трудности
разграничения нормального и патологического
состояния.
Тем не менее важно понимать: если поведение
подростка отличается от поведения большинства
его сверстников, а нарушения носят стойкий
характер, желательна консультация специалиста,
который поможет определить характер протекания
пубертатного криза, причины отклоняющегося
поведения и возможность помощи как подростку,
так и его семье. Увы, не каждый подростковый
кризис протекает благоприятно и со временем
заканчивается…
В случаях дисгармонического и патологического
протекания пубертатного криза своевременная
диагностика и коррекция помогут подростку
сохранить психическое здоровье.
________________
* Психопатии
(расстройства личности) – устойчивые
патологические проявления характера, которые
отличаются тотальностью и стабильностью
патологических черт и вызывают социальную
дезадаптацию индивида.
|