Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №7/2008

Вместе с психологом

Подростки. Закончится ли кризис?

Родители и учителя часто жалуются на проблемное поведение подростков: они неуправляемы, непослушны, чрезмерно эмоциональны или, наоборот, замкнуты, нередко агрессивны; часами просиживают за компьютером, заводят сомнительных приятелей, поздно приходят домой, начинают курить, пробуют алкоголь или даже наркотики; не хотят учиться, прогуливают школу, не спешат выбирать профессию… Психологи успокаивают: это возраст такой трудный. Советуют переждать, перетерпеть: подросток повзрослеет – и многие проблемы решатся сами собой. Так ли это? Действительно ли это «болезнь роста», которая со временем проходит?

Если бы подростки знали, сколько о них
написано, они ужасно возгордились бы…

Из разговора психологов

Первые представления о подростковом возрасте как этапе взросления появились в конце XIX века. До этого существовало условное деление жизни на три периода: детство, молодость и старость. С развитием психологической мысли усложнились представления о возрастных стадиях развития, появились научные объяснения и теории взросления.
Например, родоначальник биогенетического направления в психологии Стенли Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточный период между детством – эпохой охоты и собирательства – и взрослым состоянием – эпохой развитой цивилизации. По мнению Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда примитивные, «полуварварские» тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Его представление о «бунтующем» отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию.
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его последователи понимали подростковый возраст как период мощного напора биологических инстинктов и связанного с этим беспокойства, а главную его цель – как необходимость освободиться от привязанностей раннего детства, перенаправить интерес со своих родителей на других взрослых и ровесников, то есть найти объекты любви вне семьи.
Персонологи Эдуард Шпрангер и Шарлотта Бюллер называли подростковый возраст «возрастом врастания в культуру», приобщения к взрослой жизни и описывали разные типы протекания подросткового периода – и бурный, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «я», и плавный, медленный, когда отрок приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Кроме того, Шарлотта Бюллер разделяла период взросления на две фазы – негативную и позитивную: за «жизнеотрицанием», присущим пубертатной (подростковой) стадии, следует «жизнеутверждение», характеризующее юношескую.
Однако, несмотря на различные теоретические ориентации, авторов объединяет взгляд на основную задачу взросления, четко сформулированную американским психологом Эриком Эриксоном: это поиск личностной идентичности – «чувства самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям».
Является ли кризисный характер и сложность происходящих с подростком физиологических и психологических процессов достаточным основанием для объяснения нарушений его поведения? Каковы современные взгляды на отклонения в поведении подростков?
Итак, подростковый возраст (12–18 лет) – это период физиологического, психологического и социального развития.
Созревание органов и систем происходит интенсивно и крайне неравномерно, что и является причиной повышенной реактивности и хрупкости нервно-психической организации подростков.
Резко выраженные психологические особенности принято называть подростковым комплексом. В это понятие включают следующие особенности:

  • · беспокойство, тревога, склонность к резким колебаниям настроения, импульсивность, негативизм, конфликтность, агрессивность;

  • · сенситивность – чувствительность к оценке окружающими твоей внешности, силы, способностей; в то же время сенситивность сочетается с излишней самоуверенностью, критичностью, пренебрежением суждениями взрослых;

  • · противоречивость эмоций и поведения: сочетание чувствительности с черствостью, застенчивости – с наглостью, потребности во внимании – с жаждой независимости;

  • · стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, к «обожествлению» кумиров; ролевая неопределенность, непереносимость опеки; переживания, связанные с пробуждением сексуальности.

Обращают на себя внимание и особые поведенческие модели – специфически подростковые ситуативно-личностные реакции.
Реакция эмансипации – желание освободиться от навязчивой опеки, руководства, контроля, покровительства взрослых. В основе этой реакции лежат потребность в независимости и самостоятельности, протест против установленных правил и порядков, стремление к самоутверждению. Провоцирующими (т.е. усиливающими проявление эмансипации) факторами являются гиперопека, мелочный контроль, лишение самостоятельности, критика, грубые насмешки, инфантилизация подростков.
Реакция группирования со сверстниками характеризуется инстинктивным тяготением подростков к сплочению, объединению со сверстниками. Общение в группе – это новая форма межличностных отношений, способ познания себя и других, канал информации, эмоциональные контакты.
Реакция увлечения (хобби-реакция). Это – средство общения, самовыражения и идентификации с себе подобными, средство достижения статуса в своей среде. В зависимости от целевой установки выделяют следующие виды подростковых увлечений: интеллектуально-эстетические увлечения, телесно-мануальные, лидерские, накопительские, азартные и информативно-коммуникативные.
Реакция оппозиции возникает как активный протест против чрезмерных требований, предъявляемых к подростку, а также как следствие резкого уменьшения привычного внимания со стороны взрослых, родителей или близких лиц. Эта реакция может проявляться весьма разнообразно – от прогулов в школе и побегов из дому до кражи и попыток самоубийства.
Реакция имитации проявляется в подражании определенному лицу. Возможна и отрицательная реакция имитации: она выражается в том, что все поведение строится как противоположное образцу.
Реакция компенсации: свою слабость и неудачи в одной области подросток стремится восполнить успехами в другой (кстати, далеко не всегда одобряемой взрослыми).
Реакция гиперкомпенсации: упорное стремление подростка добиться успехов и признания именно в той области, где он неуспешен.
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Для подростков в норме характерны сексуальные фантазии, рассуждения на тему секса, увлечения эротической литературой, фильмами; различные формы сексуальной активности. При неправильном половом воспитании сексуальные переживания и активность подростков становятся интенсивными и начинают определять их поведение.
Реакции, связанные с повышенным вниманием к своей внешности. Подростки уделяют большое внимание особенностям внешности и физического развития. Нередко можно наблюдать болезненное отношение к реальным или кажущимся отклонениям от нормы, в результате чего возникают беспокойство и неуверенность.
Реакции, обусловленные формированием самосознания. Важный этап развития подростковой психики – осознание своей индивидуальности, становление устойчивого образа собственного «я». Характерны интерес к своему внутреннему миру, осознание своей особенности.
Все названное, порой даже в несколько утрированной форме, является проявлением обычного психологического кризиса созревания – нормативного пубертатного криза. С наступлением юношеского возраста черты характера сглаживаются, поведение становится более ровным.
Однако при определенных условиях развитие в период пубертата может носить более критический, неблагоприятный характер.
Второй вариант протекания подросткового периода – дисгармонический пубертатный криз. Он характеризуется более серьезными нарушениями характера и поведения, которые в психологии и психиатрии называют психопатиями*.
Это означает, что заостренные, чрезмерно выраженные черты характера, создающие трудности самому подростку и его окружению, проявляются в поведении не от случая к случаю, как у большинства подростков, а ярко и сильно во всех ситуациях – дома и в школе, со сверстниками и со старшими, на отдыхе и в учебе.
Причины формирования психопатий могут быть самыми разными – от наследственной предрасположенности и органических поражений головного мозга до неправильного воспитания в семье.
Если нарушения в поведении подростка носят такой стойкий характер, то можно предположить дисгармоничное протекание пубертатного криза. Такой подросток нуждается в особом подходе и психологической помощи (реже – медицинской). Но в большей степени в психологической помощи нуждаются его родители – в помощи, направленной на изменение семейных взаимоотношений и предупреждение дальнейших отклонений.
Третий вариант протекания подросткового кризиса – патологический пубертатный криз. В этом случае нарушения в поведении подростка вызваны не возрастными особенностями и не свойствами характера, а серьезным психическим заболеванием (например, шизофренией) или депрессией.
Существует перечень типично подростковых психопатологических синдромов, указывающих на возможное психическое заболевание. Пубертатный период с его бурным развитием и половым созреванием может способствовать началу заболевания, но может спровоцировать и выявление ранее скрытой патологии развития.
К особым подростковым психопатологическим синдромам относится, например, «патологическое фантазирование». Это доминирующие в сознании «грезы наяву» с готовностью подростка к перевоплощению, вживанию в вымыслы, а также появление нарушений в поведении, связанных с содержанием этих фантазий. Другой пример – «синдром сверхценных образований». Так называют субъективно значимые и чрезвычайно аффективно заряженные суждения, идеи или переживания, которые занимают неоправданно большое место в психике, могут овладевать сознанием подростка и определять его поступки (например, сверхсильная неприязнь или привязанность, идеи мести, неполноценности, «чужих родителей»)… Встречаются и другие синдромы: дисморфофобия – патологическая убежденность в наличии у себя серьезного физического недостатка, действия по его устранению; синдром расстройства влечений – настойчивое стремление совершать то или иное действие, нередко граничащее с криминалом (например, стремление к поджогам, агрессивным или аутоагрессивным поступкам).
Диагностика перечисленных феноменов очень сложна и осуществляться должна только специалистами по подростковой психиатрии. Основная проблема заключается в том, что, даже оставаясь в норме, проявления пубертатного криза могут напоминать психическую патологию, то есть существуют значительные трудности разграничения нормального и патологического состояния.
Тем не менее важно понимать: если поведение подростка отличается от поведения большинства его сверстников, а нарушения носят стойкий характер, желательна консультация специалиста, который поможет определить характер протекания пубертатного криза, причины отклоняющегося поведения и возможность помощи как подростку, так и его семье. Увы, не каждый подростковый кризис протекает благоприятно и со временем заканчивается…
В случаях дисгармонического и патологического протекания пубертатного криза своевременная диагностика и коррекция помогут подростку сохранить психическое здоровье.

________________

* Психопатии (расстройства личности) – устойчивые патологические проявления характера, которые отличаются тотальностью и стабильностью патологических черт и вызывают социальную дезадаптацию индивида.

Юлия Корчагина ,
психолог, кандидат психологических наук