В младших классах закладываются
основы всей дальнейшей школьной жизни. Задача
учителя – научить малышей буквально всему: и
нормам поведения, и законам вежливости, и
правилам общения с окружающими людьми...
Очень важно именно в начальной школе
сформировать крепкий, дружный коллектив. Детей
нужно научить дружить, проводить время вместе,
избегать конфликтов или уметь их решать в случае
возникновения, договариваться друг с другом;
надо учить ребят терпимости, взаимопомощи и
порядочности.
Взаимоотношения детей целиком зависят от
учителя. В его силах сделать ребят либо друзьями,
либо врагами. Какие качества личности разовьются
у наших учеников, во многом зависит и от нашей
реакции на ситуации, неизбежно возникающие в
детском коллективе. Педагогу предстоит
проявлять осторожность в принятии решений и,
чтобы они были справедливыми, всегда искать
причину случившегося, прежде чем управляться с
последствиями.
В формировании детского коллектива помогает
такая деятельность, как экскурсии, конкурсы,
викторины, подготовка к праздникам и сами
праздники. Во время подобных мероприятий дети
ведут себя более раскованно и естественно и
зачастую открываются друг для друга и для
учителя совсем с неожиданной стороны.
Кроме того, именно в начальной школе из каждого
ребенка постепенно формируется личность, и
задача учителя – научить маленького человека
уважать себя, так как уважающий себя человек
никогда не позволит себе быть невоспитанным,
невежливым, непочтительным, грубым, нечестным с
окружающими его людьми. Уважающий себя человек
не обидит слабого, не станет высмеивать и унижать
товарища, всегда придет на помощь и отнесется с
пониманием к чужим проблемам.
Как же этого добиться? Прежде всего никакая сфера
общения не должна раздражать ребенка, пугать его,
вызывать уныние или чувство униженности. В годы
детства каждому малышу требуется максимум добра,
ласки, участия. Если этого нет, мы получим в конце
концов равнодушие и бессердечие.
Еще один интересный факт. Оказывается, обращение
к детям по фамилии переводит общение с ними в
официальную тональность и лишает личностного
участия и сочувствия. Воспитывать детей нужно не
только нравоучительными беседами, но и личным
примером, что гораздо эффективнее. Нельзя
забывать, что мы, учителя, старше, мудрее, сильнее
и не должны позволять себе раздражаться, кричать
на отданного нам ребенка и тем более унижать и
оскорблять его. Мы должны оберегать, уважать,
воспитывать детей и помогать им, если нужно, а не
только учить. Научить наукам всех невозможно, но
научить правильно жить среди людей мы обязаны
каждого. Давайте никогда не будем забывать слова
В.А. Сухомлинского: «Ум без сердечности, знание
без нравственности говорят о бездуховности и
бедности»; «Если ребенка учат добру, в результате
будет добро, учат злу – в результате будет зло,
ибо ребенок не рождается готовым человеком,
человеком его надо сделать». И сделать это должны
мы – учителя!
|