21–22 февраля
в Москве состоялся I конгресс Российского
общества
школьной и университетской медицины и здоровья.
Подобные общества уже давно работают
почти во всех европейских странах,
а теперь получили официальный статус и у нас
Главные темы
В работе конгресса приняли участие
сотрудники научно-исследовательских институтов,
вузов, департаментов образования и
здравоохранения, практикующие врачи различных
специальностей, представители Роспотребнадзора,
педагоги.
Участники форума обсуждали гигиенические
параметры образовательной среды, подготовку
детей к школе в дошкольных ОУ, профессиональное
обучение подростков, инновационные технологии в
современной школе, репродуктивное здоровье
юношей и девушек, профилактику наркомании и
ВИЧ-инфекции и другие вопросы.
Главная тема, которой были посвящены доклады и
сообщения, – состояние здоровья детей и
подростков. Не буду здесь перечислять
распространенные среди школьников заболевания,
приводить цифры и проценты – таких данных много
в специальной литературе и в популярных массовых
изданиях. Просто в очередной раз отмечу, что на
социальные, экологические, генетические и прочие
объективные факторы, влияющие на здоровье
школьников, накладываются субъективные –
перегрузки, недостаточная двигательная
активность, несоответствие методик обучения
возрастным и индивидуальным особенностям детей,
переполненные классы, неоправданные стрессы,
неблагополучный психологический климат в школе.
Но о некоторых выводах медицинских исследований
все-таки хочется сказать. Речь идет о
сравнительном анализе состояния здоровья
городских школьников и их сельских сверстников.
На первый взгляд уровень заболеваемости
сельских школьников ниже, чем городских. Но, по
мнению Надира Жамлиханова (г. Чебоксары),
это скорее результат недостаточной диагностики.
Проблем со здоровьем у сельских детей не меньше,
чем у городских, в первую очередь это касается
эндокринных заболеваний. Кроме того, почти у
половины сельских детей наблюдаются отклонения
в состоянии эмоциональной сферы.
На сакраментальный вопрос «что делать?» ответ
очевиден: нужны срочные социальные меры по
повышению уровня жизни сельских жителей,
организация качественной медицинской и
психологической помощи, повышение гигиенической
грамотности.
Северяне
Много говорилось о детях-северянах. И
это не частный разговор, ведь территории
Крайнего Cевера составляют огромную часть нашей
страны – около 30%. В других государствах эти
широты уже необитаемы, а в России они заселены
местными народностями и теми, кто осваивает
природные богатства (нефтяники, геологи).
Экстремальные климатические условия: морозы,
резкие ветры, выраженные периоды космических и
магнитных излучений и пр. – отрицательно влияют
на здоровье взрослых людей, а тем более детей.
Кстати, детей там больше, чем в других регионах.
Свою роль играют и этнографические факторы:
заболевания коренного населения превышают
соответствующие показатели пришлого на 25%.
Сказывается и чрезмерное употребление соли, и
повышенная чувствительность к алкоголю. Все это
– следствие изменения традиционного образа
жизни.
Надымские ученые (Ямал) обследовали
примерно 300 детей оленеводов – воспитанников
школы-интерната одного из поселков на Обской
губе. По их данным, у школьников ярко выражена
гиподинамия, и это вполне объяснимо – спортзалов
нет, а на улице мороз до 60оС. У 6% обследуемых
ребят обнаружена тяжелая степень дефицита йода,
у половины – средняя степень. Дети пробуют
курить в 7 лет (а иногда в 3 года!), в 9-м классе курит
уже каждый второй подросток; пики употребления
алкоголя отмечены в 10, 14, 17 лет. Мотив – за
компанию, любопытство, праздники. И это в
школе-интернате, где за здоровьем детей должны
следить!
Верните детям детство!
Особое внимание на конгрессе уделили
малышам. Они – наше будущее. Те, кто сейчас ходит
в детский сад, будут решать демографическую
проблему России.
Здесь мнения разделились. Одни выступающие
говорили о новых образовательных программах для
дошколят. Например, Наталия Ямщикова
(Москва) рассказала об особенностях
предшкольного образования на базе ДОУ,
представила специальное расписание дня, где
уроки по 30 мин. чередуются с прогулками.
Сравнивая здоровье первоклассников, пришедших
из дома и из ДОУ с предшкольным образованием, она
отметила, что в начале учебы уровни тревожности в
1-м классе у домашних детей выше, а в конце года
выравниваются. И еще – программа первого класса
для предшкольников неинтересна – сплошной
повтор. Нужно создать для них новую программу. А
для этого нужны средства, методики, обученные
педагоги.
Другие специалисты убеждены, что не нужны деньги,
чтобы вернуть детям детство. Детей нужно не учить
в детских садах, а всесторонне развивать и
оздоравливать. Сейчас внедряется множество
инновационных образовательных программ, которые
вовлекают детей в предметное обучение, дают
расширенный объем знаний. Далеко не все они
безупречны с педагогической и гигиенической
точек зрения. «Подобный подход к воспитанию
может вызвать у малышей значительное
нервно-эмоциональное и сенсомоторное
напряжение, в последующем это может привести к
функциональным расстройствам и способствовать
развитию заболеваний», – считает большинство
участников конгресса.
Программы утомляют
Инновационные программы для
школьников также вызывают сомнения у медиков,
ведь для них пока нет единых гигиенических
стандартов. «Ни одна из новых технологий не
является универсальной, – подчеркнула Марина
Степанова (Москва). – Максимальный
эффект возможен только для определенной
категории учащихся. Экспертиза программ
показала, что учителю легче работать с детьми,
когда они объединены по уровню развития,
познавательным качествам, мотивации к учебе.
Нужно группировать детей внутри одного класса
так, чтобы можно было более эффективно работать с
каждой группой».
Сотрудники Института гигиены детей и подростков
исследовали различные методики и способы
обучения с точки зрения утомляемости детей. Вот
несколько выводов:
– при разноуровневом обучении (когда в
одном классе даются задания различной
сложности), в отличие от традиционного, школьники
в течение всего учебного года сохраняют высокую
работоспособность;
– в обычных школах, несмотря на дополнительные
часы обучения и повышенные нагрузки, 27% ребят
заканчивают рабочий день с признаками сильного и
выраженного утомления. А в школах, применяющих
систему Занкова, таких уставших уже 47%;
– при профильном обучении школьники меньше
всего устают в мультипрофильных классах, быстрее
утомляются при системе «школа – вуз», а хуже
всего дела со здоровьем обстоят в однопрофильных
классах;
– лучшие показатели – в школах полного дня. И это
понятно: равномерная нагрузка, уроки по 35 минут,
прогулки...
Обязанности школьного врача
Людмила Жданова (г. Иваново) сожалеет,
что обращение школьных медиков к
начальству – это крик о помощи, просьбы
уменьшить нагрузку и повысить зарплату.
Деятельность врача и медсестры в школе четко
прописана в приказе № 186/272 от 30.06.1992. И нагрузка
еще увеличивается, нужно переходить от
профилактических осмотров в определенные сроки
к мониторированию здоровья, причем физическое и
психологическое здоровье школьника и его
социальная адаптация должны оцениваться в
совокупности. Для этого нужны стандарты общих
мероприятий.
Среди документов, составленных организаторами
конгресса и розданных на согласование
участникам, – методика проведения мониторингов
здоровья в ОУ. Она включает несколько этапов. Доврачебный
этап: сестринский и педагого-психологический.
На этом этапе определяется физическая
подготовленность ребенка, оценивается его
готовность к школе, даются рекомендации по
охране здоровья. Это должны делать медсестры,
педагоги по физкультуре, психологи. Нужны
скрининг-тесты адаптации к началу учебы,
переходу из младшей в среднюю школу и т.д. Врачебный
этап: проводит врач общей практики с
использованием дополнительных методов
исследования, различных анализов. Специализированный
этап: целенаправленная помощь специалистов
(лора, окулиста, хирурга...).
В результате мониторинга составляется
заключение о состоянии здоровья ребенка, даются
рекомендации по питанию, режиму, рекомендации
для поступления в образовательные учреждения
коррекционного типа. С этими выводами нужно
знакомить не только родителей, но и педагогов, на
сегодняшний день только 40% учителей получают от
врачей какие-то сведения о детях после
проведения осмотров.
Психологи бьют тревогу
У представителей образования другой
взгляд на профессиональные обязанности школьных
медиков. «Пусть больной ребенок обращается к
врачу, а в школе нужно работать со здоровыми», –
считает Ольга Янушанец (Санкт-Петербург).
По ее мнению, ОУ не должно заниматься лечением,
физиотерапевтическими процедурами и т.д., его
задача – обеспечить работу групп ЛФК,
заинтересовать ребят физкультурой, составить
особое расписание занятий (дополнительное
каникулярное время, ежедневный оздоровительный
час…).
И еще – нужно активнее вовлекать родителей,
снабжать их рекомендациями по питанию, зарядке,
режиму школьников во время учебы и каникул.
Психологи бьют тревогу – во всех школах России
сейчас сокращаются психологические и
логопедические службы. Правда, по словам
замминистра образования и науки И.И. Калины,
сокращают только тех психологов, кто прошел
кратковременную 3–4-месячную подготовку в 90-х
годах прошлого века. Собственно, министерство не
дает приказов по сокращению психологов, каждое
ОУ и муниципальное образование могут решать этот
вопрос сами.
Кроме того, психологов тревожит отсутствие
стандартов по тестированию детей, а педагогов –
стандартов по оздоровительным технологиям.
Представители всех ведомств единодушно говорили
о необходимости совместной работы медиков,
педагогов и психологов в ОУ, о создании программ
здровьесберегающей педагогики, которая бы
обучала основам здорового образа жизни,
привлекала к решению этих вопросов семью.
Что постановили
На заключительном пленарном заседании
обсуждались меры по реформированию системы
медицинского обеспечения детей и подростков в
ОУ. С этой целью Российское общество школьной и
университетской медицины совместно с НИИ
гигиены и охраны здоровья детей и подростков
разработали программу «Школьное
здравоохранение», рассчитанную на 4 года.
Участники конгресса считают, что необходимо в
кратчайшие сроки завершить пересмотр
нормативно-методических документов по
медицинскому обеспечению учащихся в школах:
должен выйти стандарт оснащения медицинских
кабинетов школ, введены в действие новые
нормативы нагрузки на одного школьного врача и
одну медсестру. Следует увеличить заработную
плату медработников школ в условиях перехода на
нормативно-подушевое финансирование в
образовании и внедрения одноканальной системы
финансирования медпомощи через систему
обязательного медстрахования. Необходимо
провести широкомасштабную профессиональную
подготовку школьных медиков.
Ждем на конкурс!
По инициативе и при поддержке
Российского общества школьной и университетской
медицины и здоровья, НИИ гигиены и охраны
здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН
Министерство образования и науки Российской
Федерации объявляет Всероссийский конкурс
«Школа – территория здоровья». В финальном
этапе конкурса примут участие победители
конкурсов в субъектах Российской Федерации.
Итоги конкурса, а также перспективы развития
этого движения будут обсуждены на Всероссийском
съезде представителей школ, содействующих
укреплению здоровья, который состоится в конце
года в Москве. |
|