В чем Россия впереди
Сегодня школы играют все большую роль
в формировании здорового образа жизни,
сохранении здоровья детей. Проблемы, которые
волнуют специалистов Европы в области школьной и
университетской медицины, – это: психическое
здоровье детей; избыточный вес и ожирение (до
четверти подростков Европы имеют избыточную
массу тела); прививки, которые они получают в
школе; состояние их зубов. Интересно сопоставить
организацию школьной медицины у нас и в Европе.
Школьное здравоохранение в России в настоящее
время «выстраивается» Правительством России в
рамках национальных приоритетных проектов. По
ряду позиций мы обогнали Европу. Например, наши
европейские коллеги рассматривают Интернет лишь
как фактор, содействующий рискованным формам
поведения подростков. А то, что Интернет может
быть библиотекой электронных учебников, для
которых надо создать и принять гигиенические
нормы, они пока в расчет не принимают. Российские
же гигиенисты этим озабочены всерьез.
То же самое касается школьной мебели, школьных
нагрузок. Наше преимущество в том, что мы эти
вопросы рассматриваем вместе с педагогами.
Сейчас активно разрабатываются образовательные
стандарты второго поколения, в их подготовке
самое активное участие принимают гигиенисты. У
европейцев столь тесного взаимодействия ученых
и учителей-практиков нет.
Европейская сеть школ
здоровья была создана по инициативе трех
международных организаций: Совета Европы,
Европейского комитета и Европейского
регионального бюро ВОЗ. Сейчас ENHPS является одной
из наиболее продвинутых международных программ
по содействию сохранению здоровья школьников в
мире. В проекте участвуют 43 европейские страны.
В 2007 г. Организационный секретариат Европейской
сети школ здоровья переместился в Национальный
институт содействия здоровью министерства
здравоохранения Нидерландов. Это положило
начало созданию сети школ здоровья в Европе.
Цель этой сети – обеспечивать страны участников
проекта информацией, способствовать
исследованиям, налаживать обмен практическими
знаниями, сохранять и защищать здоровье
учеников.
|
Проблемы одни, отношение
разное
Но проблемы, которые приходится
рассматривать и нашим специалистам, и
зарубежным, похожи. Видимо, сказывается
глобализация. Недостаточная двигательная
активность, рискованные формы поведения,
ожирение – все это характерно и для российских
детей (исследования нашего института показывают,
что в РФ начинает расти доля детей, имеющих
избыточную массу тела), и для детей Европы.
Проблемы у нас одни, но возможности их решения
различные.
У нас в стране гораздо более развит, во всяком
случае продекларирован, государственный подход.
В организационном плане, в степени проработки,
обоснованности направлений деятельности
российское школьное здравоохранение выше. А в
конкретной работе европейские коллеги нас
опережают. У них большую ответственность за
ребенка несут родители. В Европе мамы и папы
знают, что если, скажем, ребенка не вакцинировать
в школе, его не возьмут в колледж. А у нас родители
не очень этим озабочены, могут от прививок
отказываться. И за состоянием здоровья детей
следят меньше. Сняли острые проявления болезни –
и успокоились. Только 15–20% родителей заболевших
детей выполняют рекомендации врачей по
восстановительной терапии и
физиотерапевтическим процедурам.
Представителем России в
сети школ здоровья является главный детский
специалист, эксперт Минздравсоцразвития по
профилактической и оздоровительной работе,
директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и
подростков НЦЗД РАМН профессор В.Р. Кучма.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
Научного центра здоровья детей РАМН является
признанным лидером в области школьной гигиены не
только у нас в стране, но и за ее пределами. Именно
этот факт побудил национальных представителей
стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной
Азии выдвинуть профессора Кучму в состав
Комитета по планированию сети школ здоровья в
Европе.
|
Учитель научит учителя
Всегда считалось, что главная задача
школы – обучение и преподавание. Хотя школы
обладают огромным потенциалом, который
позволяет обеспечить здоровье и детям, и всему
школьному сообществу, включая работников школы.
За последние 15 лет Европейская сеть школ,
содействующих здоровью, на примере многих
государств показала, что обеспечение здоровья –
неотъемлемая часть основной деятельности школы.
В состав комитета входят
представители стран – участниц сети: Австрии,
Германии, Дании, Литвы, Нидерландов, Норвегии,
Российской Федерации, Шотландии и Уэльса.
Первое заседание нового комитета состоялось в
январе этого года в Амстердаме. Комитет
выработал окончательные рекомендации по
организационной структуре сети школ здоровья в
Европе. Она будет состоять из ассамблеи сети,
комитета по планированию, исследовательской и
стратегической группы, технического
секретариата сети.
|
Основными достоинствами
школ Европейской сети являются:
– активное участие самих учеников в
укреплении своего здоровья;
– развитие компетенций учащихся в
укреплении здоровья;
– оптимальная для детей социальная и
физическая среда;
– интеграция тем содействия здоровью
в педагогический процесс.
Комитет по планированию на своем
заседании рекомендовал к внедрению
общеевропейскую программу «Здоровое питание и
двигательная активность детей в школах».
Программа призвана обеспечить обучение групп
учителей из стран – участниц сети, которые затем
по принципу «учитель – учителю» будут
передавать эти знания у себя в странах. Но начало
реализации программы пока сдерживается
дефицитом ее финансирования.
Важным решением Комитета по планированию стало и
утверждение плана проведения деловой встречи
национальных представителей стран Восточной
Европы, Кавказа и Центральной Азии, которая будет
проведена весной и осенью этого года.
Предполагается, что вести семинары будут не
только представители ВОЗ и стран Западной
Европы, но и ученые из России, Белоруссии и
Украины – стран, имеющих серьезные
научно-практические разработки в области
укрепления здоровья школьников.
|