Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Здоровье детей»Содержание №6/2008

Игровая площадка

«Перестрелка» на перемене

Если погодные условия благоприятны, то лучше подвижные перемены для младших школьников устраивать на свежем воздухе.
Эффективность проведения подвижных игр во время перемены во многом зависит от их организации. Для этого нужно соблюдать основные требования: правильно организовать начало игры, постоянно наращивать физическую нагрузку и снижать ее к концу игры.
Слишком большая нагрузка на перемене может вызвать у детей чувство усталости, неблагоприятно сказаться на работоспособности. Как показывают исследования, нормой можно считать, когда перед началом урока показатели пульса у детей на 15–20 ударов выше, чем перед началом подвижной перемены.

«Перестрелка»

Играющие разделены на две команды. На площадке чертятся две линии. Между ними находится одна команда. Другая команда делится поровну и становится за линиями. Для игры нужны 2 или 3 мяча. Один мяч от другого отличается по цвету. Задача – попасть мячом или несколькими мячами в игроков противоположной команды. Причем каждая команда имеет право бросать мяч только «своего» цвета. Засчитываются лишь прямые попадания. Если игрок ловит попавший в него мяч руками, то он не считается вышедшим из игры. Если в игре 3 мяча, то 2 мяча имеет право бросать та команда, которая располагается вне очерченных границ.

«Мяч – среднему»

Играющие делятся на три-четыре равные команды. Игроки каждой команды становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук.
В середине каждого круга стоит водящий с волейбольным мячом. По сигналу он бросает мяч одному из игроков и, получив его обратно, передает следующему. Так водящие бросают мяч всем игрокам и, получив его от последнего игрока, поднимают мяч вверх. Поднятый раньше всех мяч означает, что команда становится победительницей. Игра повторяется несколько раз.

«Группа, смирно!»

Играющие становятся в одну шеренгу. Руководитель, поворачиваясь лицом к детям, подает различные строевые команды, которые игроки должны исполнять в том случае, если руководитель предваряет команду словом группа. Если это слово не произнесено, исполнять команду нельзя. Кто ошибется – делает шаг вперед, но продолжает играть. После второй ошибки делает еще один шаг вперед и т.д.
Игра продолжается около трех минут. По окончании игры отмечают самых внимательных, то есть тех, кто остался стоять в исходном положении. Согласно правилам шаг вперед делают те ребята, которые своевременно не выполнили правильную команду.
Вместо «шага вперед» невнимательным можно начислять штрафные очки. В этом случае победителями считаются те участники, которые наберут наименьшее количество штрафных очков.

«Тропинка»

Играющие делятся на команды по 8–10 человек. Каждая команда, взявшись за руки, образует круг. Игра начинается с бега детей вправо по кругу. По сигналу «Тропинка!» играющие каждого круга должны построиться в колонну и присесть. Когда руководитель подает команду «Копна!», каждый круг делится на две подгруппы, игроки соединяют руки и поднимают их вверх. По сигналу «Гора!» ребята снова строятся в цепочку (колонну), при этом первая пара встает во весь рост, вторая приседает, а остальные садятся на пол.
После каждого выполненного задания игра продолжается с бега детей по кругу вправо.
Руководитель каждый раз отмечает, какая группа точнее выполнила задание, за что ей начисляется выигрышное очко.

«Воробышки»

Посредине площадки чертятся на расстоянии 3–4 метров две параллельные линии (или прокладывают шнур). Это дорожка, с одной стороны которой поле, с другой – луг. Воробышки (дети), махая руками, как крыльями, свободно передвигаются по полю. Учитель говорит: «Воробышки, спускайтесь на землю и прыгайте по дорожке!». Дети прыгают на обеих ногах через дорожку на луг. Когда все ребята окажутся по другую сторону дорожки, учитель вновь разрешает перемещаться (летать), не переходя черту. Игра повторяется. В конце учитель отмечает самых подвижных птиц.

«Светофор»

На площадке чертят две линии на расстоянии 5–6 метров друг от друга. Играющие стоят за одной линией. Водящий находится между линиями примерно посередине, спиной к игрокам. Водящий называет какой-либо цвет. Если у играющих этот цвет есть в одежде, они беспрепятственно пробегают мимо ведущего за другую линию. Если такого цвета в одежде нет, то водящий может осалить перебегающего пространство между линиями игрока. Осаленный становится водящим.

«Стрелок»

Водящий становится с мячом в очерченный круг. Его задача – попасть мячом в пробегающих мимо игроков. Тот, в кого попали мячом, становится водящим. Если играющие ловят мяч руками или водящий промахивается, то ему просто возвращают мяч.

«Перехвати мяч!»

Дети становятся в круг. Передают мяч по кругу одной рукой от плеча в одну и другую стороны. Направление передач можно изменять по сигналу и произвольно.
То же, но в кругу находятся два игрока, которые стараются перехватить мяч.

«Булава»

Количество играющих – 10 и более человек.
Две команды выстраиваются друг против друга и рассчитываются по номерам. Перед каждой командой чертится штрафная линия, а между линиями – круг, в центре которого ставится булава.
Ведущий называет номер, и из обеих команд игроки под этими номерами бегут к кругу, стремясь схватить булаву. Если один из игроков успел сделать это первым, он бежит к своей команде, а его противник стремится догнать его и запятнать. Если игрок схватил булаву и сумел уйти, его команде засчитывается очко. Если игроку другой команды удалось запятнать его, очко присуждается другой команде. Если оба игрока схватили булаву одновременно, очко никому не засчитывается.
Правило: игрок может запятнать «противника» только до штрафной линии.

Марина Малыхина